//

Верховный Суд Индии отверг эвтаназию

В то время, как итальянский парламент в скором времени должен проголосовать за проект закона о так называемом DAT «заблаговременном заявлении о согласии на эвтаназию», целью которого является воспрепятствовать пассивной эвтаназии и прерыванию искусственных питания и гидратации, Верховный Суд Индии вынес в понедельник 7 марта решение по делу женщины, находящейся почти сорок лет в состоянии минимального сознания.

Верховный Суд Индии отклонил заявление журналистки и писательницы Пинки Вирани, класс 1959, о приостановке питания 62-летней медсестры Аруны Рамачандру Шанбауг, чтобы позволить ей умереть. Шанбауг впала в полу-вегетативное состояние в далеком 1973 после того, как она стала жертвой сексуального нападения в госпитале, где она работала, King Edward Memorial Hospital (KEM) в Бомбее.

Вечером 27 ноября 1973 на нее напал и изнасиловал Соханлал Бхартха, работавший в больнице уборщиком. Кроме того, он попытался задушить ее. Насильник был приговорен к семи годам тюрьмы, а после освобождения изменил свою личность. А Шанбауг уже 37 дет находится в КЕМ госпитале, где за ней самозабвенно ухаживает персонал.

По мнению Вирани, в 1998 написавшей об этом случае книгу "Aruna's Story", жизнь Шанбауг - это «не жизнь», более того она считает, что это преступление поддерживать жизнь в теле, превратившемся в «скелет» «виртуально мертвого» человека. «Это затянувшееся вегетативное состояние, лишенное какого-то бы ни было человеческого достоинства ни в коей мере не есть жизнь, а всовывание в рот тюри равноценно насилью над достоинством человека», - утверждала журналистка в своем заявлении, поданном в 2009 в Верховный Суд (BBC, 17 декабря 2009). По мнению писательницы, Шанбауг «имеет право не быть доведенной до состояния, которое ниже человеческого достоинства».

В описании КЕМ госпиталя ситуация выглядит совершенно иначе. По мнению лечащего персонала, Шанбауг слышит, реагирует на прикосновения, взаимодействует выражениями лица и звуками, выражает одобрение или ярость.

На ее 50-летие госпиталь организовал даже праздник - включая живую музыку - который, кажется, понравился женщине (The Hindu, 7 марта). «Она человек, а не растение. Когда сыта отказывается от еды, и открывает рот, когда ее кормят», - рассказывает медсестра госпиталя.

«Мы представляем ей каждую новую медсестру - практикантку; мы говорим ей, что она была одной из нас и продолжает быть ею сегодня. Идея о приостановлении питания и введения ее смертельной инъекции неприемлема для всех, работающих в этом госпитале», - говорится в заявлении сотрудников КЕМ госпиталя, приведенном агентством "Eglises d'Asie" 10 марта. Более того, госпиталь гордится тем, что после стольких лет, у женщины нет пролежней. В своем приговоре 7 марта Верховный Суд Нью-Дели, выразил похвалу персоналу КЕМ госпиталя за необычайную преданность своему бывшему коллеге.

Судьи Маркандейа Катью и Гйан Судха Мишра в своем приговоре заявили о нелегитимности принятия заявления, поданного Вирани. По мнению судей, журналистка и активистка движения за «достойную смерть» не имеет права подавать заявление от имени Шанбауг, даже если женщина покинута своими родственниками ( у нее есть старшая сестра, которая не может заботиться о ней). Такое решение, утверждают судьи, должно быть принято родителями, супругом или другими близкими родственниками, а в случае отсутствия таковых лицом, или организацией, выступающих в качестве близких друзей, или лечащим врачом. Поэтому, только персонал КЕМ госпиталя «ясно высказавший свое желание о том, чтобы Аруна Шанбауг продолжала жить», может подавать подобное заявление. «В действительности, ее самыми близкими друзьями являются они, а не госпожа Пинки Вирани, которая посещала ее только по случаям и написала о ней книгу».

Вердикт двух судей, названный средствами массовой информации «историческим», представляет собой «ни да ни нет». С одной стороны, он подтверждает незаконность активной эвтаназии, называя ее «неприемлемой», но открывает двери для так называемой «пассивной эвтаназии», которая «должна быть разрешена в нашей стране в некоторых случаях». Столкнувшись с настоящим законодательным вакуумом, оба судьи заявляют, что чувствуют себя «кораблями в неисследованном море» и подчеркивают необходимость разработки соответствующего закона. Вердикт, вынесенный 7 марта, будет оставаться в силе вплоть до принятия Парламентом соответствующего закона.

Вирани, которую судьи посчитали действовавшей из «благих намерений», восприняла вердикт с явным разочарованием. «Через более, чем 35 лет она все еще не добилась правосудия», - заметила журналистка в коммюнике. Во всяком случае, «благодаря случаю Аруны Шанбауг, Верховный Суд разрешил пассивную эвтаназию», - сказала она. «Это поможет другим людям, находящимся в аналогичных ситуациях», - подтвердил доктор Сурендра Дхелиа из «Общества за право на достойную смерть», резиденция которого находится в Мумбаи (The Los Angeles Times, 8 марта).

 

Персонал КЕМ госпиталя, напротив, удовлетворен и организовал небольшой праздник по этому поводу. Медики считают, что это самый лучший подарок, который Верховный Суд мог сделать Международному женскому дню. «Мы не хотим, чтобы Аруна умерла. Мы ее семья. Мы хотим, чтобы она жила», - сказала одна медсестра ежедневнику "The Hindu" (7 марта): «Кто она такая (Пинки Вирани) чтобы говорить от имени Аруны? Ухаживала ли она за ней хотя бы один день?» - задает вопрос ее коллега. «Мы очень блаодарны Верховному Суду, который позволил нам продолжать ухаживать за ней», - заявил в свою очередь пресс-секретарь госпиталя, доктор Санджай Оак.

 

Доктор Паскаль Карвальхо, член епархиальной Комиссии по жизни человека епархии Мумбаи, также с удовлетворением воспринял вердикт: «Мы с благосклонностью воспринимаем отклонение прошения о эвтаназии для Аруны Шанбауг.

 

Наши судьи вынесли решение в пользу жизни. В Индии укоренилась такая духовность, в которой каждая жизнь считается священной. Только Бог является хозяином жизни человека и никто другой не имеет права распоряжаться ею. Эвтаназия, так называемое убийство из сострадания и поддержанное самоубийство всегда аморальны и не должны быть допущены законом. Говорить о том, что эвтаназия является благом есть оскорбление достоинства человека», - заявил он агентству "Asia News" (8 марта).

 

Свое мнение о вердикте высказал также католический епископ епархии Поона, монсеньор Томас Дабре. «Вопрос о праве жить и достойно умереть должен рассматриваться в такой перспективе, что он является высшим из благ, существующих в мире», - заявил прелат (Daily News Analysis, 14 марта). «Ни один честны человек не будет отрицать, что это жизнь человека. В этой перспективе становится ясно, что эвтаназия негуманна и поэтому аморальна», - добавил Дабре, в свою очередь, похвалив персонал КЕМ госпиталя и напомнив, что страдание есть часть жизни. «Жизнь человека является как даром, так и ответственностью. Давайте будем заботиться о ней и продвигать ее вместо смерти».

 

Источник: www.catholic.uz