//

Папа: единство Пятидесятницы побеждает вавилонские раздоры и вражду

"Пятидесятница – это праздник единства, взаимопонимания и человеческого общения", и она противостоит Вавилону, где человек хочет обойтись без Бога, становясь все менее способным любить и становясь менее человечным: такова суть проповеди Папы во время Мессы, которую он совершил в Ватиканской базилике в воскресенье Пятидесятницы.


Исходя из литургических чтений этого торжества, Бенедикт XVI дал четкое описание того, что происходит сегодня:
“Изо дня в день мы сталкиваемся с фактами, из которых кажется, что люди становятся более агрессивными и угрюмыми; понять другого кажется слишком трудным делом, и мы предпочитаем оставаться замкнутыми в собственном «я», в своих интересах”.

 

“Мы переживаем опыт Вавилона” – заявил Папа – где “люди сконцентрировали столько сил, что подумали”: они могут встать “на место Бога”. Но вот что произошло в Вавилоне:

“В то время как люди трудились вместе, чтобы построить башню, они вдруг поняли, что строили один против другого. Пытаясь стать подобными Богу, они подвергались опасности перестать быть людьми, потому что утратили главный элемент бытия людьми: способность договариваться, понимать друг друга и трудиться вместе”.

 

Этот библейский рассказ, отметил Папа, и сегодня не утратил своей актуальности: человек управляет силами природы, манипулирует ими, вплоть до “сотворения” самой человеческой жизни. “В этой ситуации молитва к Богу кажется чем-то отсталым, бесполезным, потому что человек считает, что он сам может построить и осуществить все, что захочет”. Но вот опять о Вавилоне:

“Это правда, мы умножили наши способности общаться, обмениваться информацией, передавать новости, но можно ли при этом сказать, что возросла способность понять друг друга, или, наоборот, парадоксальным образом, мы все меньше понимаем окружающих нас людей? Что между людьми не увеличивается чувство вражды, подозрительности, взаимного страха, что они не несут опасность друг для друга?”.

 

“Единство, – продолжил Папа, – может родиться только с даром Духа Божия”, Который дает “новое сердце и новый язык, новую способность общаться”. Это “огонь любви, способный преображать”. Именно это происходит с учениками в Пятидесятницу:

“Страх исчезает, сердце ощущает новую силу, языки развязываются и начинают говорить смело, так, чтобы все могли понять весть об Иисусе Христе умершем и воскресшем. В Пятидесятницу, там, где были раздоры и отчуждение, родились единство и взаимное понимание”.

 

Благодаря Святому Духу Церковь становится “местом единства и общения в Истине”: “Поступать по-христиански, – подчеркнул Папа, – означает не быть замкнутыми на своем «я»”, но "встречаться друг с другом" и "принимать друг друга”, становясь “способными выслушать и сочувствовать, в духе глубокого смирения”. “И таким образом становится понятно, почему Вавилон – это Вавилон, а Пятидесятница – это Пятидесятница”:

“Там, где люди желают занять место Бога, они могут только восстать друг на друга. Там же, где они живут, руководствуясь истиной Господней, они открываются деянию Его Духа, Который укрепляет их и объединяет”.

 

Тем не менее человек, как утверждает св. Павел, характеризуется “внутренним конфликтом, разделением между импульсами, исходящими от плоти, и побуждениями, идущими от Духа”, и мы должны сделать выбор между ними, потому что компромисс невозможен:

“Св. Павел перечисляет дела плоти: это грехи эгоизма и насилия, такие как вражда, ссоры, зависть, распри, разногласия; это мысли и действия, которые не дают жить действительно по-человечески и по-христиански, в любви. Это путь, ведущий к погибели. И, напротив, Святой Дух ведет нас к высотам Бога, чтобы мы могли жить уже на этой земле начатками Божественной жизни, которую мы носим в себе. В конце св. Павел утверждает: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал 5,22)”.

 

В заключение проповеди Папа призвал перейти от рассеяния Вавилона к единству Пятидесятницы:
“Дорогие друзья, мы должны жить согласно Духу единства и истины, и поэтому мы должны молиться о том, чтобы Дух просветил нас и научил преодолевать искушение следовать нашим истинам, научил принимать истину Христа, передаваемую в Церкви”.

 

Источник radiovaticana.org