//

Трудные вопросы. Выпуск 61. Как Церковь могла прославить Жанну Д'Арк? Она ведь призывала солдат убивать англичан

ВОПРОС: Как Церковь могла прославить Жанну Д'Арк? Она ведь призывала солдат убивать англичан, то есть совершать грех против пятой заповеди: «Не убий».

 

ОТВЕТ: Жанна Д'Арк жила в эпоху, когда решение проблем часто заключалось в борьбе насилием с насилием. Церковь всегда учила тому, что допустимло защищать самих себя, своих близких и имущество – как личное, так и коллективное, – в том числе и посредством применения силы.

 

В Ветхом Завете пятая заповедь звучала так: «Не умерщвляй невинного и правого» (Исх 23,7). В Ветхом Завете признавалось естественное право на самооборону.

 

Святая Жанна Д'Арк велела не убивать англичан, а бороться с насилием. Англичане должны были вернуться домой, чтобы не убивать и не быть убитыми. В житии Жанны Д'Арк рассказывается о том, что она плакала как над англичанами, так и над французами, получившими раны. Разумеется, Жанна Д'Арк не желала войны, но в то время это была, к сожалению, необходимость.

 

Эту личность мы можем сравнить со святым Пием V, благодаря которому турки были разбиты в 1571 году при Лепанто; с Яном Собеским, освободившим Вену от турок в 1681 году.

 

Возглавляемое Жанной Д'Арк войско не совершало массовых убийств и мародерств. Разумеется, само слово «войско» вызывает чувство недоумения – в свете событий последних двух веков. Но в нашу эпоху война располагает совершенно иными средствами – настолько разрушительными, что Папа Иоанн Павел II заявил: в наше время война не оправдана ни в каком случае.

 

Социальная доктрина Церкви основана на иных принципах для продвижения мира между народами: это диалог, участие международного сообщества в прекращении конфликтов, - что облегчено развитием средств массовой коммуникации.

 

Поэтому Жанна Д'Арк – не героиня войны, а, скорее, героиня мира: в её эпоху это был единственный способ выдворить захватчиков.

 

Когда мы встречамся с подобными примерами, возникает естественный вопрос: можно ли быть примерным христианином, нося военную форму? Папа Иоанн Павел 2 говорил: «Между военными и Иисусом Христом происходили знаменательные встречи. Подумаем о словах, произносимых нами каждый раз, когда мы подходим к Святому Причастию: я не достоин... Это – слова военного. Вспомним Деяния Апостолов: неслучайно первый, кто обратился под воздействием Святого Духа, был военным – это сотник Корнилий. Во время преследований в ходе столетий мы находим немало героических личностей военных – солдат и офицеров... Никогда не было недостатка в героических исповедниках и мучениках за веру, которые несли военную службу: они открыли для себя веру и сумели быть военными». Святость означает следовать за Христом и следовать логике Блаженств. И среди военных есть Святые: их немало, и они поистине велики.

 

Как же святость может переступить порог армии, если святость заключается в героической любви? История знает блестящие примеры святости, которые расцвели в военной среде. Святой Петр говорил, что Бог нелицеприятен, Он не смотрит на социальное происхождение, но «боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Святые в военной форме были и в эпоху неразделенной Церкви, и позднее - в Католической Церкви и Православных Церквах (болгарской, грузинской, греческой, румынской, русской, сербской), а также монофизитских Церквах (коптской, эфиопской, сирийской). Речь идет о христианах, стяжавших святость в военной среде, в том числе когда они были военными в течение небольшого отрезка времени. Святой Флориан, святой Василид (которого наставлял сам Ориген), святой Севастьян (телохранитель императора), святой Мартин, святая Иоанна Д’Арк, святые мученики Фивейского легиона, святой Иоанн Капестранский: это подлинные свидетели, сумевшие подчеркнуть свою человечность, подражая жизни Христовой и в то же время посвящая себя полностью определенному роду деятельности. Многие путают «военных» с «милитаристами». Милитарист считает: только насилие может решить, кто прав среди людей и среди народов; милитаристы, несомненно, -- это антипод Евангелию. Настоящий солдат не любит насилия, но любит жизнь, стремится защищать ее, создавая заслоны, закрывающие вход разнузданной ненависти. Настоящий солдат жаждет мира, он призван защищать мир там, где он под угрозой, даже если нужно отдать свою жизнь. Вот почему настоящий военный обладает сердцем, открытым чудесам святости, он становится семенем благодати Божьей, проросшим в выдающихся личностях, которые нас удивляют и захватывают.

 

Каждая Церковь, каждый военный ординариат может добавить к этому яркие свидетельства самоотдачи, веры, выраженной в милосердии, в героизме, черпающих из неиссякаемого источника милостей и благословений, каким является Святая Евхаристия.

 

Источник: Радио Ватикан