//

Трудные вопросы. Выпуск 40. Почему Католическая Церковь отвергает эвтаназию, но допускает обезболивающую терапию для облегчения страданий умирающего?

ВОПРОС: Что говорит Католическая Церковь по поводу эвтаназии и терапевтической настойчивости? Почему, с одной стороны, отрицается эвтаназия для облегчения страданий, а с другой – допустима обезболивающая терапия для умирающего человека?

 

ОТВЕТ: Эвтаназия подразумевает медицинское вмешательство, направленное не столько на облегчение или освобождение умирающего от страданий, но на «причинение смерти из жалости, с целью радикального избавления от последних страданий» (такое определение дает Конгрегация вероучения в документе «Iura et bona» 1980 года).

 

Эвтаназия недопустима ни в коем случае, потому что единственным господином жизни и смерти каждого человека является Тот, кому она принадлежит в абсолютном смысле: Бог. Человек – лишь пользователь: каждый из нас в силу своего жизненного опыта прекрасно знает, что не является хозяином собственной жизни. Если бы мы были ее хозяевами, мы бы, несомненно, сохранили бы ее для себя навсегда и в каждый момент. Но мы знаем, что наша жизнь – в руках Другого, что она может быть отнята в любой момент, независимо от нашего или чьего бы то ни было нежелания и воли.

 

Поэтому Иоанн Павел II в энциклике «Evangelium vitae» заявляет: «Я в согласии с учительством моих предшественников и в общении с епископами Католической Церкви подтверждаю, что эвтаназия есть серьезное нарушения Закона Божьего как нравственно недопустимое умышленное убийство человеческой личности. Эта доктрина основана на естественном законе и на писанном Слове Божием, передана церковным преданием и преподана в обычном и вселенском вероучении.

 

Практика эвтаназии содержит — в зависимости от обстоятельств — зло, характерное для самоубийства или убийства». (65)

 

Таким образом, эвтаназия мало что общего имеет с облегчением боли страдающего. Согласно Катехизису Католической Церкви (2279), «даже если смерть считается неизбежной, нельзя прерывать уход, который нормально полагается больному. Использование обезболивающих средств для того, чтобы облегчить страдания умирающего, даже с риском сократить его жизнь, может быть с моральной точки зрения совместимо с человеческим достоинством - если при этом не хотят смерти ни как цели, ни как средства, но только предвидят ее и принимают как неизбежность. Успокаивающий уход является особо ценной формой бескорыстного милосердия. В этом качестве его надо всячески поощрять». Успокаивающий уход – или паллиативная терапия – направлен не на искоренение источника боли, но на облегчение симптомов.

 

Для христианина боль, страдание в единении со страданиями Христа имеет высочайшую искупительную ценность – для себя и для других. Однако боль как таковая всегда остается злом и, как с любым злом, с ней нужно бороться. Господь не желает боли для людей: Он сам исцелил многих, заповедал навещать больных и быть для других Добрыми Самарянами. Кроме того, любая заслуга перед Богом связана не со страданием и болью как таковыми, а с любовью. Только любовь может преобразить боль в величайший дар.

 

Под терапевтической настойчивостью подразумеваетвся совокупность клинических инициатив, как правило, из ряда вон выходящих, которые предпринимаются для неизлечимо больного, то есть человека в тяжелейшем состоянии и близкого к смерти. Цель этих инициатив – замедлить наступление смерти любой ценой, даже когда есть уверенность, что не существует терапии, способной улучшить состояние или остановить болезнь. Таким образом, терапевтическая настойчивость не преследует цель сделать все возможное для излечения. В таким случае она была бы нравственно допустима.


Речь же идет об ином намерении. Поэтому Катехизис Католической Церкви гласит: «Прекращение дорогостоящих, опасных, экстраординарных или несоразмерных ожидаемому результату медицинских процедур может быть законным. Это отказ от «терапевтической настойчивости». Здесь нет намерения принести смерть, есть только признание невозможности помешать ей. Решения должны приниматься самим пациентом, если он обладает на то способностью и возможностью, либо теми, у кого есть законное право решать; при этом необходимо всегда уважать разумную волю пациента и его законные интересы» (2278).

 

Не имеет ничего общего с терапевтической настойчивостью предоставление необходимого ухода больному, близкому к смерти. Этот уход заключается в обеспечении питания, вентиляции и гидратации.

 

Источник: ru.radiovaticana.va

 

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Где проходит грань между правом на оборону и превентивной войной?
Трудные вопросы. Являются ли еретиками католики, отрицающие учение Церкви о недопустимости абортов?
Трудные вопросы. Будет ли действительна Исповедь, если чувство раскаяния "остыло"?
Трудные вопросы. Допустим ли аборт в случае анэнцефалии?
Трудные вопросы. Что происходит после смерти с душой человека, одержимого демонами?
Трудные вопросы. В чем смысл страданий животных?
Трудные вопросы. Почему именно змей символизирует дьявола, а не древе познания росло именно яблоко?
Можно ли христианину соблюдать кашрут?
Трудные вопросы. Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?
Трудные вопросы. Могут ли помыслы быть таким же грехом, как и действия?
Трудные вопросы.Чем психотерапия отличается от духовного руководства?
Трудные вопросы.Нужно ли прощать тех, кто не просит прощения?
Трудные вопросы. Как выбирали Римских Пап после святого Петра?
Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь -- на Петре или на Иисусе Христе?
Трудные вопросы. Кто такой Антихрист?
Трудные вопросы. Грех ли для католика перейти в православие?
Трудные вопросы. Зачем исповедовать грехи священнику?
Трудные вопросы. Можно ли молиться за победу любимой сборной на Чемпионате по футболу?
Трудные вопросы. Не отходят ли католики от Священного Писания в вопросе подчиненности женщины мужчине?
Трудные вопросы. Что сказать человеку, который думает о самоубийстве?
Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?
Трудные вопросы. Почему Церковь отменила запрет на отпевание самоубийц?
Трудные вопросы. Может ли гомосексуалист стать священником?
Трудные вопросы. Грех ли посещать дискотеку?
Трудные вопросы. Грех ли не осенять себя крестным знамением перед едой?
Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?
Трудные вопросы. Два вопроса от мусульманина
Трудные вопросы. Может ли дьявол вселиться одновременно в нескольких человек?
Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви
Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?