//

Трудные вопросы. Выпуск 40. Почему Бог не останавливает зло и допускает страдания?

ВОПРОС: Почему Бог не останавливает зло и допускает страдания? Почему не препятствует злодеям? Ответа может быть два: либо Он хочет это сделать, но не может, либо может, но не хочет. В первом случае Он не всемогущ, во втором – немилосерден.

 

ОТВЕТ: В Новом Завете понятия милосердия и всемогущества Бога идут бок о бок: милосердие – это проявление всемогущества. Можно сказать, что Иисус показывает Свое всемогущество в каждом поступке, даже тогда, когда Он проявляет милосердие или когда Он пассивен перед покушением на саму Его жизнь.

 

В одной из воскресных литургических молитв мы так призываем Бога: «О Боже, являющий Свое всемогущество прежде всего в милосердии и прощении…»

 

Святой Фома Аквинский писал, что отпущение грехов – это деяние, првосходящее само сотворение мира: ведь сотворение относится к тленным благам, а прощение – к нетленным, вечным благам: святости и славе Рая.

 

И как раз в момент наибольшей слабости Христос гарантирует Свое всемогущество: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12,32).

 

Что касается попущения зла, святой Августин говорил: «Будучи всецело благим, Он не попустил бы ни в какой форме, чтобы в Его деяниях присутствовало зло, если бы не был таким всемогущим и благим, чтобы извлекать добро даже из зла».

 

Бог всемогущ, поскольку Он создал небо и землю. И то, что Он сотворил также существ, наделенных свободой, не преуменьшает Его всемогущества, а, наоборот, превозносит его. Бог мог бы вмешаться в любую реальность, но Он уважает человеческую свободу. Это не означает ограничения Его всемогущества, но побуждает нас поклоняться Его тайне, Его замыслам, для нас непостижимым. Но мы веруем, что весь этот замысел устремлен к тому, чтобы явить Его славу и Его любовь.

 

Вот что говорит Катехизис Католической Церкви по поводу всемогущества Бога: «Из всех Божественных свойств в Символе веры названо лишь всемогущество: исповедовать его весьма важно для нашей жизни. Мы верим, что оно носит вселенский характер, потому что всем управляет и все может Бог, Который все создал; что оно исполнено любви, так как Бог есть Отец наш; что оно сокровенно, так как одной только верой можно узреть его, когда оно «совершается в немощи» (2 Кор 12, 9)» (268).

 

«Священное Писание многократно исповедует вселенское могущество Божие. Бога называют «мощный Бог Иаковлев» (Быт 49, 24), «сильный Израилев» (Ис 1, 24), «Господь, крепкий и сильный, Господь, сильный в брани», «Господь сил» (Пс 24, 8–10). Если Господь всемогущ «на небесах и на земле» (Пс 135, 6), то потому, что Он их создал. Итак, для Него нет ничего невозможного, и Он распоряжается Своим созданием так, как Ему благоугодно; Он Господь Вселенной, порядок которой Он установил, и этот порядок Ему полностью повинуется и подчиняется; история в Его власти: Он правит сердцами, как захочет: «Ибо великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостоит силе мышцы Твоей?» (Прем 11, 21 [22]). (269)

 

«Бог есть Отец Всемогущий. Его отцовство и Его сила озаряют друг друга. Действительно, Он являет Свое отцовское всемогущество тем, как заботится о наших нуждах; усыновлением, которое Он нам дает («И буду вам Отцом, и вы будете моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6, 18); наконец, Своим бесконечным милосердием, ибо Он в высочайшей степени показывает Свое могущество, свободно прощая грехи». (270).

 

В этих параграфах Катехизиса подчеркивается, что всемогущество Бога исполнено любви и милосердия, таинственно и универсально.

 

В последующих параграфах объясняется, почему это всемогущество таинственно: речь идет о тайне кажущегося бессилия Бога.

 

«Вера в Бога Отца Всемогущего может быть подвергнута испытанию злом и страданием. Иногда может показаться, что Бог отсутствует и неспособен помешать злу. Но Бог Отец самым таинственным образом открыл Свое Всемогущество в добровольном унижении и Воскресении Сына, которыми победил зло. Так, Христос распятый есть «Божия сила и Божия премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1, 24–25). В Воскресении и прославлении Христа Бог раскрыл «державную силу» Свою и показал, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» (Еф 1, 19).

 

Одна только вера может пойти таинственными путями Всемогущества Божия. Эта вера хвалится своими немощами, чтобы привлечь к себе силу Христову. Высочайший образец этой веры — Дева Мария, веровавшая, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1, 37), и сумевшая величать Господа: «...сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его» (Лк 1, 49).

 

«Ничто, следовательно, не в состоянии укрепить нашу веру и надежду более, нежели глубоко запечатленная в наших душах уверенность, что для Бога нет ничего невозможного. Ибо все, во что [Символ веры] предложит нам затем веровать, самое великое, самое непостижимое, а также и самое превознесенное над обычными законами природы, как только разум наш воспримет понятие Божиего всемогущества, то и это все примет легко и без малейшего колебания» (272-274).

 

Источник: ru.radiovaticana.va

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Почему Католическая Церковь отвергает эвтаназию, но допускает обезболивающую терапию для облегчения страданий умирающего?
Трудные вопросы. Где проходит грань между правом на оборону и превентивной войной?
Трудные вопросы. Являются ли еретиками католики, отрицающие учение Церкви о недопустимости абортов?
Трудные вопросы. Будет ли действительна Исповедь, если чувство раскаяния "остыло"?
Трудные вопросы. Допустим ли аборт в случае анэнцефалии?
Трудные вопросы. Что происходит после смерти с душой человека, одержимого демонами?
Трудные вопросы. В чем смысл страданий животных?
Трудные вопросы. Почему именно змей символизирует дьявола, а не древе познания росло именно яблоко?
Можно ли христианину соблюдать кашрут?
Трудные вопросы. Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?
Трудные вопросы. Могут ли помыслы быть таким же грехом, как и действия?
Трудные вопросы.Чем психотерапия отличается от духовного руководства?
Трудные вопросы.Нужно ли прощать тех, кто не просит прощения?
Трудные вопросы. Как выбирали Римских Пап после святого Петра?
Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь -- на Петре или на Иисусе Христе?
Трудные вопросы. Кто такой Антихрист?
Трудные вопросы. Грех ли для католика перейти в православие?
Трудные вопросы. Зачем исповедовать грехи священнику?
Трудные вопросы. Можно ли молиться за победу любимой сборной на Чемпионате по футболу?
Трудные вопросы. Не отходят ли католики от Священного Писания в вопросе подчиненности женщины мужчине?
Трудные вопросы. Что сказать человеку, который думает о самоубийстве?
Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?
Трудные вопросы. Почему Церковь отменила запрет на отпевание самоубийц?
Трудные вопросы. Может ли гомосексуалист стать священником?
Трудные вопросы. Грех ли посещать дискотеку?
Трудные вопросы. Грех ли не осенять себя крестным знамением перед едой?
Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?
Трудные вопросы. Два вопроса от мусульманина
Трудные вопросы. Может ли дьявол вселиться одновременно в нескольких человек?
Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви
Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?