//

Трудные вопросы. Можно ли назвать нравственно допустимым искусственное оплодотворение, при котором не происходит гибель эмбрионов?

ВОПРОС: Можно ли назвать нравственно допустимым искусственное оплодотворение, при котором не происходит гибель эмбрионов?

 

ОТВЕТ: Католическая Церковь считает недопустимым любое искусственное оплодотворение, - и не только из-за участи «лишних» эмбрионов. Безнравственным является не только ЭКО, то есть оплодотворение в пробирке, то есть за пределами тела матери, но и любое искусственное оплодотворение, в том числе инсеминация – при которой не происходит гибели эмбрионов.

 

Это учение объясняется тем, что искусственное оплодотворение не происходит путем «личного и сознательного акта», как говорил Папа Иоанн XXIII, - акта, в котором две личности – супруги – всецело отдают себя друг другу.

 

Искусственное оплодотворение разъединяет два неразрывных аспекта – зачатие и единение супругов, - подобно контрацепции, только с противоположной целью. Искусственное оплодотворение предполагает манипуляцию половыми клетками со стороны третьих лиц, при отсутствии взаимного дара супругов друг другу. Зачатый таким образом ребенок - не плод любви, а продукт, выполненный специалистом «по заказу».

 

Человеческая личность – не порождение двух репродуктивных клеток, а плод взаимной отдачи двух личностей в их целостности – единстве тела и души.

 

Вот что говорит об этом инструкция Конгрегации вероучения «Donum Vitae»:
«Супружеский акт, в котором супруги выражают взаимное дарение себя друг другу, в то же время выражает и открытость по отношению к дару жизни. Это акт, в котором нераздельно соединены телесное и духовное. В теле и посредством тела супруги осуществляют свое супружество и могут стать отцом и матерью. Исходя из уважения к языку и к природной щедрости их тел, супружеское единение должно совершаться, будучи открытым для деторождения, а рождение новой личности должно быть плодом и результатом супружеской любви. Жизнь человека, таким образом, получает начало в зачатии, связанном с единением родителей, не только биологическим, но и духовным – родителей, соделанных едиными благодаря узам брака. Оплодотворение, совершившееся вне тел супругов, в силу самого этого факта оказывается лишенным тех аспектов и ценностных измерений, которые выражаются в языке тела и в единении человеческих личностей» (2,4в).

 

Возвращаясь к нашему вопросу: гибель избыточных эмбрионов отягчает нравственное зло, связанное с искусственным оплодотворением, но она не является главной проблемой. Документ Конгрегации вероучения подтверждает недопустимость такого метода даже в случае, если ни один эмбрион не погибает.

 

Источник: Радио Ватикан