//

Трудные вопросы. Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?

ВОПРОС: Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?

 

ОТВЕТ: Под откровениями Бога мы можем подразумевать видения, объявления, экстазы.


Что касается видений, то об их происхождении следует судить по эффектам, которые они производят. Если, например, в начале видения душа объята страхом и смущением, а потом постепенно эти чувства сменяются большой радостью, длительным внутренним миром, внутренним светом и расположенностью к молитве и благочестивым практикам, -- то это доказывает Божественный источник видения. Дьявольские же видения, как правило, начинаются удовольствием чувств и заканчиваются печалью, смущением и черствостью души.


Явления, вызванные Богом, всегда приносят душе плоды спасения: усердие в любви, вдохновение для практики добродетелей, отречение от самого себя и от вещей, святое стремление к совершенству, а главное – глубокое смирение. Облагодетельствованная таким образом душа остерегается рассказывать кому бы то ни было об увиденном, кроме духовного отца, – да и то с большим нежеланием. В фальшивых видениях все происходит наоборот: душа не чувствует ничего, кроме пустого наслаждения, и любит часто упоминать о них без причины. Видения, берущие начало от небес, производят в душе глубокий мир, чего не бывает в случае дьявольских внушений. Видения от Бога легко узнать по плодам: если их автором является Бог, то душа облекается в добродетель, прежде всего смирения и послушания. Если же у истоков видения стоит дьявол, то вскоре откроется его гордыня и двуличие. Если же видение вызвано не Богом и не дьяволом, а является лишь плодом воображения, то это также вскоре становится ясным: отвлеченная фантазия порождает любопытство, поверхностную добродетель, самолюбование и несостыковки в рассказах об увиденном.


Если речь идет об откровении в форме послания, то нужно следовать таким правилам:
Абсолютно фальшивыми являются откровения, противоречащие догмам или нравственности. В Боге не может быть противоречия.


Большое подозрение должны вызывать откровения, контрастирующие с тем, что обычно преподается в богословских школах, а также те, которые касаются вопросов, свободно обсуждаемых в богословских школах. Большинство авторов считают, что подобные послания следует отвергать. Другие полагают, что их можно принимать, но только после тщательного анализа.


Следующий принцип: исполнение каких-либо предсказаний не является достаточной причиной считать их истинным откровением. Это может объясняться совпадением или природным знанием.


Если предмет откровения представляет собой нечто ненужное, смешное, неуместное или непристойное, то его следует отвергать как не относящееся к Божественному. То же самое можно сказать о послании многословном, обремененном излишними доказательствами и доводами. Божественные откровения предельно кратки, ясны и сдержанны. Они выражены в немногих очень точных словах.


Наконец, правилом различения источникjв откровения должны быть опять же плоды посланий, прозведенные в душе: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф 7,18).
Когда мы сталкиваемся с экстазами, то вот критерии для различения между экстазами от Бога, от дьявола или объясняющимися природными феноменами.


Божественный экстаз приносит духовные плоды: практику героической добродетели, поиск уединения и отдаления от созданий, поиск духовных и телесных сил вне испытываемых чувств. Среди признаков Божественного экстаза святые называют послушание: монашествующие, пребывающие в Божественном экстазе, следуют распоряжениям настоятеля.


Экстаз природный – это состояние, напоминающее обморок, когда внешние чувства притупляются, как это бывает при некоторых заболеваниях нервной системы.


Экстаз от дьявола представляет собой своего рода одержимость. Папа Бенедикт XIV, говоря о признаках дьявольского экстаза, перечисляет следующее: человек живет во грехе, наслаждается экстазом тогда, когда ему хочется, строит гримасы, произносит неуместные слова, не сохраняет никакой памяти о пережитом экстазе, ищет многолюдных мест, чтобы привлечь к себе внимание, приходит в большое смятение, когда возвращается в обычное состояние, получает сообщения, подстрекающие ко злу или к кажущемуся благу, но с дурной целью.

 

 

Источник: radiovaticana.org

 

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Могут ли помыслы быть таким же грехом, как и действия?
Трудные вопросы.Чем психотерапия отличается от духовного руководства?
Трудные вопросы.Нужно ли прощать тех, кто не просит прощения?
Трудные вопросы. Как выбирали Римских Пап после святого Петра?
Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь -- на Петре или на Иисусе Христе?
Трудные вопросы. Кто такой Антихрист?
Трудные вопросы. Грех ли для католика перейти в православие?
Трудные вопросы. Зачем исповедовать грехи священнику?
Трудные вопросы. Можно ли молиться за победу любимой сборной на Чемпионате по футболу?
Трудные вопросы. Не отходят ли католики от Священного Писания в вопросе подчиненности женщины мужчине?
Трудные вопросы. Что сказать человеку, который думает о самоубийстве?
Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?
Трудные вопросы. Почему Церковь отменила запрет на отпевание самоубийц?
Трудные вопросы. Может ли гомосексуалист стать священником?
Трудные вопросы. Грех ли посещать дискотеку?
Трудные вопросы. Грех ли не осенять себя крестным знамением перед едой?
Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?
Трудные вопросы. Два вопроса от мусульманина
Трудные вопросы. Может ли дьявол вселиться одновременно в нескольких человек?
Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви
Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?