//

Трудные вопросы. Что происходит при Крещении?

ВОПРОС: Что такое Крещение и что происходит при Крещении?

 

ОТВЕТ: Святое Крещение есть основа всей христианской жизни, врата жизни в Духе и дверь, открывающая доступ к другим Таинствам. Оно относится к Таинствам христианского посвящения. Христианское посвящение совершается совокупностью трех Таинств: Крещение есть начало новой жизни; Миропомазание - ее укрепление; Евхаристия, которая питает ученика Телом и Кровью Христа, для его преображения во Христа.

 

Таинство Крещения является видимым знаком нашего приобщения к Церкви. Человек становится частью Церкви благодаря Крещению. Христианином не рождаются: им становятся посредством личного акта, выбора. Когда речь идет о детях, этот выбор совершают их родители – точно так же, как они делают выбор во многих других сферах жизни ребенка. Итак, приобщение ко Христу – это всегда личный ответ, свободный акт.

 

Обряд Крещения совершается водой, в то время как произносятся следующие слова: «Крещаю тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

 

Каково же значение этого обряда? Во-первых, в Таинстве Крещения человек освобождается от греха – от первородного греха, если он крещен во младенчестве; от всех совершенных ранее грехов – если речь идет о взрослом. Крещение освобождает также от того, кто провоцирует на грех: от дьявола, от его господства и от его влияния. Речь идет о первоначальной форме экзорцизма.

 

В Катехизисе Католической Церкви об этом говорится следующее: «Рождаясь с человеческой природой, падшей и запятнанной первородным грехом, дети тоже нуждаются в новом рождении через Крещение, чтобы освободиться от власти тьмы и перенестись в царство свободы детей Божиих, к которой призваны все люди».

 

Во-вторых, в Крещении мы заново рождаемся как дети Божии. Божьими чадами тоже становятся. Стать детьми Бога означает принять в себя зачаток Божественной жизни – той самой, какая принадлежит Сыну Божьему, то есть второму Лицу Пресвятой Троицы. Как мы знаем, дети обладают определенными правами по отношению к родителям, например, правом на наследство. Став детьми Божьими, мы тоже обретаем право на покровительство Небесного Отца и на наследие вечной жизни в раю.

 

Однако у детей есть не только права, но и обязанности, долг: из-за своего поведения ребенок может утратить все, чем обладает по праву. Поскольку Крещение освобождает от греха и делает нас участниками Божественной жизни, Крещение в Библии названо «баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3,5). Таким образом, Крещение освящает душу и делает ее участницей Божественной жизни.

 

В-третьих, Крещение соделывает нас членами самого Христа. Крещение – не просто обряд. Его глубочайшая суть описана самим Иисусом в Евангелии от Иоанна (15,5): «Я есмь лоза, а вы – ветви». В Крещении христианин прививается ко Христу, как ветвь прививается к лозе. Это означает, что ветвь черпает от Христа живительный сок для своих мыслей, для своих чувств и действий. Иными словами, посредством Крещения человек соглашается с тем, чтобы Христос взращивал внутри него Свою Божественную жизнь.

 

Наконец, Крещение нас вводит в Церковь, воцерковляет, делая соучастниками ее миссии.

 

В Крещении на христианине ставится несмываемая духовная печать его принадлежности ко Христу. Эта печать не смывается никаким грехом, хотя грех и препятствует тому, чтобы Крещение приносило свои спасительные плоды. Крещение, принятое однажды, не может быть совершено еще раз.

 

Сам Господь утверждает, что Крещение необходимо для спасения (Ин 3,5): «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поэтому Иисус Христос поручил Своим ученикам возвещать Евангелие и крестить все народы: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

 

Крещение необходимо для спасения тех, кому было возвещено Евангелие и у кого есть возможность попросить о совершении этого Таинства – в любом возрасте. Церковь не знает иного средства для того, чтобы войти в вечное блаженство. Поэтому она старается не пренебрегать своей миссией, полученной от Господа: возрождать водой и Духом тех, кто может получить Крещение. Сам Бог связал спасение с Таинством Крещения.

 

При этом нужно добавить, что Бог в Своем спасительном замысле не ограничивается Таинствами.

 

Крещение – это дар Божий, соделывающий нас братьями. Этот дар – первый шаг к Воскресению.
Крещение необходимо для того, чтобы стать учеником Господа. Крещение погружает нас в Божественную Троицу: мы «включаемся» в имя Божье, которое становится нашим именем, а мы – его свидетелями. Поэтому Крещение означает прежде всего приобщение к Богу, к новой жизни в единстве с Ним. Бог не далек, Он жив и пребывает с нами. Посредством Крещения Бог вовлекает нас в новое измерение, и в силу Крещения мы входим также в общение с братьями.

 

Крещение – это не «одиночный» акт, совершенный «для себя». Он всегда подразумевает единение со всеми остальными, единство и солидарность всего Тела Христова.

 

Сам обряд Крещения помогает нам понять его суть. Он включает в себя два элемента: слово и воду. Вода является религиозным символом новой жизни, но также и смерти, через которую необходимо пройти к Воскресению, к новой жизни. Вода материальна – поскольку наша вера также включает в себя материю, телесность. Затем – слова обряда Крещения: отречения, обещания, воззвания. Через них Крещение воспринимается как жизненный путь. В них реализуется наше решение. В этих словах присутствует весь путь нашего Крещения – как до него, так и после него. Поэтому через эти слова и символы Крещение простирается на всю жизнь.

 

Отречься от греха и жить свободой детей Божиих означает признать, что грех не безразличен Богу, это не что-то незначительное и тем более не выражение свободы, как его сегодня часто понимают. Бог нас любит, Он сделался уязвимым вплоть до смерти ради нас, и ранить Его грехом означает поступать против самих себя и против нашей свободы. Отречься от Сатаны значит сказать «да» Богу и «нет» силам зла, которое стремится поставить себя на место Бога.

 

Исповедание веры, произносимое во время обряда Крещения, -- это не просто формулировка. Оно затрагивает всю нашу жизнь. Только если мы принимаем Христа как Путь, мы может действительно встать на путь Христа и открыться Его истине.

 

Источник: Радио Ватикан