//

Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви

ВОПРОС: Иисус родился в бедности и всю жизнь прожил в бедности. Как же получилось, что год за годом Церковь накопила огромные богатства, которые, кстати, очень и очень заметны в облачениях Римского Папы? Разве не сказал Иисус не собирать себе сокровищ на земле, где их истребляют «моль и ржа»?

 

ОТВЕТ: Начнем с замечания об одежде Святейшего Отца. Речь идет, конечно, о священных облачениях, которые он надевает для Святой Мессы и других богослужений. Вряд ли, говоря об облачениях, Вы имели в виду его повседневную белую сутану. Иисус также носил длинную тунику без швов, несомненно, сделанную Его Пресвятой Матерью. И, безусловно, это была приличная и достойная одежда.


Да, Иисус родился бедным, Он выбрал бедность и возлюбил бедных. Но Он не говорил разрушить Иерусалимский Храм по причине его чрезмерной роскоши. А вот тех, кто превратил дом молитвы в «вертеп разбойников», Он из Храма изгнал. Наблюдая за этим, ученики вспомнили слова из Священного Писания: «Ревность по Доме Твоем снедает Меня» (Ин 2,17).


В Апокалипсисе можно прочесть, из какой материи сделан Небесный Иерусалим. Разумеется, это лишь образное описание – ведь Небеса нематериальны. Однако используются следующие образы: «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.


Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд» (Откр 21, 18-19).


Вот почему наши Отцы по вере не просто построили «функциональные» храмы, но наделили их и внешней символикой, которая отражает величие того, что прославляется внутри. Мы, люди, состоим не только из души: нашей неотъемлемой частью является и тело, которое нуждается в вещах видимых.


Заметим, что для обозначения величия и блеска небесной реальности и поклонения, которое там воздается Богу, в Апокалипсисе упоминаются самые драгоценные материалы. Например, золотая кадильница: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (Откр 8,3).


Некоторые украшают и содержат в роскоши свои дома и одежду, а когда речь идет о том, чтобы отдать что-то Богу, возлюбившему нас, -- почему-то сразу же обвиняют Церковь в богатстве. Те, кто любят Бога, вряд ли обращают на это внимание. Наоборот, они хотели бы внести свой вклад в величие христианского культа. Как правило, возмущаются те, кто не ходит в Церковь, а в своей частной жизни позволяют себе многое ради удовлетворения собственных прихотей.


Иисус не делал замечаний священникам за то, что они совершали культ слишком торжественно. Он обличал в них другое. Мало того, пышность священнических одежд была требованием, присутствующим в Священном Писании. Ветхий Завет вплоть до мельчайших деталей уточняет, какими должны были быть священнические облачения и украшения. Чтобы убедиться в этом, можно почитать, например, 28, 29 и 39 главы Книги Исхода и 8 главу Книги Левита. А одежда первосвященника была наиболее сложной: на обычное облачение левита надевалась некое подобие стихаря. В нижней части он был вышит фиолетовыми и красными гранатами и украшен золотыми колокольчиками. А на первый стихарь нужно было надеть еще один – эфод, состоявший из переднего и заднего полотнища, которые соединялись на плечах двумя нарамниками, и на каждом из них крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых. Наконец, на груди первосвященник носил наперсник – своеобразный карман, в котором были урим и туммим. А на внешней части этого кармана в три ряда сверкали 12 драгоценных камней, на которых были высечены имена 12 колен Израилевых.


Головной убор первосвященника был украшен золотой диадемой, на которой были высечены слова «святость» и «Яхве».


Таким образом, священнические облачения были насыщены символикой и вовсе не лишены материальной ценности. И только в дни искупления священники облачались в простые одежды из белого льна.
Слова Иисуса – «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют» -- призывают нас заботиться о нашем будущем в вечности. И, в некотором смысле, именно к этому призывает и красота культа. Священные облачения и утварь не собирают никому сокровищ: они являются собственностью Церкви как таковой. Поэтому они принадлежат и мне, и тебе, и каждому члену Церкви. Они не являются частной собственностью Папы, который, кстати, в своей частной жизни не позволяет себе никаких дорогих удовольствий.

 

Источник: radiovaticana.org

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?