//

Реальное присутствие Христа в Евхаристии не ограничивается Святой Мессой: Папа – в торжество «Corpus Domini»

Значение евхаристического культа и сакральность Евхаристии: этим двум аспектам посвятил свою проповедь Папа Бенедикт XVI на Святой Мессе в честь Торжества Пресвятых Тела и Крови Христовых, совершенной им вчера вечером перед Латеранской базиликой Святого Иоанна. После Мессы состоялось евхаристическое шествие к базилике Санта Мария Маджоре.


Сегодня особенно важно, сказал Папа в проповеди, снова осмыслить эти два аспекта – евхаристический культ, прежде всего Поклонение Пресвятым Дарам, и сакральность Евхаристии, – которыми нередко пренебрегают. Неточное истолкование Второго Ватиканского собора, заметил Бенедикт XVI, привело к тому, что Евхаристия была некоторыми ограничена совершением Мессы, а Поклонение Господу Иисусу, реально присутствующему в Таинстве алтаря, не принималось во внимание, что, по словам Папы, негативно отразилось на духовности верующих. Если все отношения с Иисусом в Евхаристии сводить только к моменту Святой Мессы, мы рискуем не заметить Его присутствие в остальное время, «постоянное пребывание Иисуса посреди нас и с нами, конкретное, близкое присутствие у наших домов, «бьющееся Сердце» города или села, всей территории с ее разнообразными чертами и делами. Таинство Любви Христовой должно пронизывать всю повседневную жизнь».


Поклонение Пресвятому Таинству, продолжил Папа, составляет духовную среду, в которой община может достойно совершать Евхаристию: «Встреча с Иисусом на Мессе полностью осуществляется, когда община признает, что Он через это Таинство живет в ее доме, приглашает на Свою трапезу, а потом, когда ассамблея расходится, остается с нами и сопутствует нам, продолжая собирать наши духовные приношения и жертвовать их Отцу».


Бенедикт XVI сказал, что одним из самых подлинных проявлений духовного церковного опыта является тот момент, когда мы все вместе подолгу пребываем в безмолвии перед Господом, присутствующим в Таинстве. И объясняя то, что мы переживаем, стоя на коленях перед Таинством Любви, Папа сослался на отношения между людьми: «Чтобы по-настоящему общаться с другим человеком, нужно его знать, нужно уметь быть рядом без слов, слушать и смотреть с любовью. Настоящая любовь и настоящая дружба всегда живут обменом взглядом и насыщенным молчанием, полным уважения и благоговения, -- чтобы встреча была не поверхностной, а глубокой, личной».


Переходя к аспекту сакральности Евхаристии, Бенедикт XVI заметил, что определенный секуляризованный менталитет 60-х и 70-х годов прошлого века привел к неверному пониманию новизны христианского культа. Да, в центре богопочитания находятся не обряды и не древние жертвы, а Сам Христос. И все же «Он не отменил священности, но привел ее к завершению, положив начало новому культу, всецело духовному. Но пока мы в пути по времени, мы все же используем знаки и ритуалы, которые исчезнут в конце времен, в Небесном Иерусалиме, где не будет больше никакого храма».


Священное, пояснил Папа, имеет воспитательную функцию, и его исчезновение непременно обеднило бы культуру, в том числе и воспитание новых поколений. «Если, например, во имя некой секуляризованной веры, не нуждающейся в священных знаках, отменили бы городскую процессию «Corpus Domini», -- заметил Св. Отец, -- то духовный профиль Рима сделался бы плоским, а наше личное и общинное сознание было бы ослаблено». Иисус установил Таинство Своего Тела и Своей Крови, заменив Собой древние жертвы, но сделав это внутри обряда, заповеданного апостолам. С этой верой, сказал в заключение Папа, мы совершаем сегодня и каждый день евхаристическую Тайну и поклоняемся ей как центру нашей жизни и сердцу всего мира.

 

Источник: Радио Ватикан