//

Полный текст послания Папы Бенедикта XVI на 46 Всемирный день социальной коммуникации


Сегодня в Ватикане было обнародовано послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на 46  Всемирный день социальной коммуникации, который приходится на 20-е мая. В этом году тема послания называется  «Молчание и Слово как путь евангелизации».

Предлагаем вашему вниманию полный текст послания:

 

Дорогие братья и сестры,

В связи с приближением Всемирного дня социальной коммуникации 2012, хочу поделиться с вами некоторыми размышлениями относительно аспекта процесса человеческой коммуникации, о котором, несмотря на его важность, часто забывают, однако сегодня  необходимо о нем вспомнить. Он касается отношений между молчанием и словом: двумя аспектами коммуникации, которые должны сохранять между собой равновесие, подражать друг другу и дополнять, чтобы достичь подлинного диалога и глубокой близости между людьми. Когда слово и молчание взаимоисключаются, коммуникация ухудшается, потому что вызывает определенное недоразумение, или наоборот - создает атмосферу холода, а когда молчание и слово дополняют друг друга, то коммуникация приобретает ценность и значение.

Молчание является интегральной частью коммуникации и без него не могут существовать слова, богатые контекстом. В тишине слушаем и лучше познаем самих себя, рождаются идеи и набирают глубины, мы лучше понимаем то, что хотим сказать или то, чего ожидаем от других, и выбираем, как выразить себя. Замолкая, позволяем другому говорить, выражать себя, а сами избегаем полной привязанности к своим словам и идеям, без соответствующего обмена мнениями. Таким образом, создается пространство для взаимного слушания, и возможными становятся глубокие человеческие отношения. В молчании, например, понимаются наиболее аутентичные элементы коммуникации между влюбленными: жесты, выражение лица и язык тела являются знаками, которыми они объявляют себя друг другу. В молчании говорят радость, забота и терпение, которые именно в нем находят интенсивную форму выражения. Собственно из молчания возникает более активная коммуникация, требующая чувствительности и способности слушать, от чего часто проявляется истинная степень и характер отношений. Там, где много сообщений и информации, молчание становится необходимым для различения существенного от несущественного  или второстепенного. Более глубокие размышления помогают нам открыть связь, существующую между событиями, которые на первый взгляд выглядят не связанными между собой, оценить и проанализировать сообщения. Благодаря этому можно делиться размышлениями и соответствующими мыслями, что дает возможность для подлинного, совместного познания. Для этого необходимо создать соответствующую среду, своего рода «экосистему», в которой бы поддерживалось равновесие между молчанием, словами, изображениями и звуками.


Процесс современной коммуникации в значительной степени руководствуется вопросами, на которые стремятся найти ответы. Поисковики и социальные сети стали исходной точкой коммуникации многих людей, которые ищут совета, идей, информации и ответов. В наше время интернет все больше превращается на форум для вопросов и ответов. Более того, часто сегодня человека просто забрасывают ответами на вопросы, которых он никогда не поднимал, и потребностями, которых никогда не испытывал. Если мы хотим распознать и сосредоточиться на истинно важных вопросах, тогда молчание становится ценным даром, который дает нам возможность правильно выбирать среди множества стимулов и ответов. В этом сложном и многообразном мире коммуникации многие ставят перед собой основные вопросы человеческого существования: кто я? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? Важно утвердить тех, кто ставит эти вопросы, и открыть возможность для более глубокого диалога, состоящего из слов, обмена мнениями, но также из приглашения к размышлению и молчанию, которые порой могут быть более красноречивыми, чем поспешный ответ и позволит вопрошавшему достичь собственной глубины, открыться перед ответом, записанным самим  Богом в сердце человека.

 

Этот непрерывный поток вопросов показывает большое желание человека искать истину, более или менее важную, которая даст смысл и надежду для существования. Человек не может довольствоваться простым и толерантным обменом скептическими мыслями о жизни: все мы ищем истину и делимся этой глубокой тоской, особенно в наше время, когда «люди, которые делятся информацией, делятся самими собой, своим видением мира, надеждами и идеалами» (Послание на Всемирный день социальной коммуникации, 2011).

 

Интересно рассмотреть различные формы веб-сайтов и приложений социальных сетей, которые могут помочь современному человеку пережить моменты рефлексий и истинных вопросов, но и найти пространство молчания, возможности для молитвы, медитации или обмена Словом Божьим. В кратком сообщении, часто не длинее строки в Библии, можно выразить глубокие мысли, если не пренебрегать своей внутренней жизнью. Неудивительно, что в различных религиозных традициях одиночество и тишина являются привилегированными пространствами, которые помогают людям найти себя и истину, придающую смысл всем вещам. Бог библейского откровения говорит без слов: «Как подтверждает Крест Христов, Бог говорит и в молчании. Молчание Бога, опыт отдаления от Всемогущего Отца - это решающий этап в земном пути Сына Божия, воплощенного Слова. (...) Молчание Бога продлевает слова, сказанные Им ранее. В эти темные моменты он говорит в тайне Своего молчания »(Постсинодальне Апостольское Наставление« Verbum Domini », 30 сентября, 2010, 21). В молчании Креста говорит Божья любовь, которая является величайшим даром. После смерти Христа земля находится в молчании и в Великую субботу, когда «Царь уснул, а Бог в человеческой плоти вызвал усопших в веках» (см. Чтение на Страстную Субботу), раздается голос Божий, исполненный любви к человечеству.

 

Если Бог говорит с человеком в молчании, то в молчании и человек обнаруживает возможность поговорить с Богом и о Боге. «Нам необходимо молчание, которое становится созерцанием, что позволяет нам войти в молчание Бога и так достичь места, где рождается Слово, Слово искупление» (Проповедь во время Литургии в заключение пленарного заседания Международной богословской комиссии, 6 октября, 2006). Когда речь идет о величии Бога, наш язык всегда беден, и так открывается пространство молчаливого созерцания. С этого созерцания рождается из всех своих внутренних сил насущная необходимость миссий, насущная необходимость «возвещать то, что мы видели и слышали» (ср. 1 Ин. 1, 3). Молчаливое созерцание позволяет нам окунуться в источник Любви, который ведет нас к нашему ближнему, ощутить его боль и дать ему свет Христов и Его послание жизни, Его дар полной спасающей любви.

 

В молчаливом созерцании проявляется еще сильнее то исконное Слово, через которое был создан мир и задуман план спасения, который Бог осуществляет словами и действиями в истории человечества. Как отмечает Второй Ватиканский Собор, Божье откровение происходит «посредством  действий и слов, имеющих внутреннее единство: дела совершенные Богом в истории спасения иллюстрируют и подтверждают науку и дела, высказанные словами, а слова предвещают дела и проясняют тайны, содержащиеся в них» ( «Dei Verbum», 2). Этот план спасения имеет свой апогей в личности Иисуса из Назарета, посреднике и полноте откровения. Он показал нам истинный лик Бога Отца и через Свой Крест и Воскресение вывел нас из рабства греха и смерти к свободе детей Божьих. Основной вопрос смысла человеческой жизни содержится в тайне Христа - это ответ, который способен одарить покоем беспокойное сердце человека. В  этом тайне рождается миссия Церкви, и именно эта тайна стимулирует христиан провозглашать надежду и спасение, чтобы свидетельствовать, что любовь, способствующая человеческому достоинству, строит справедливость и мир.

 

Слово и молчание. Воспитать себя в коммуникации означает научиться общаться, созерцать, а не только говорить. Это особенно важно для тех, кто участвует в деле евангелизации: и молчание, и слова являются важными и неотъемлемыми элементами деятельности Церкви в области СМИ, для проповедования Христа в современном мире. Матери Божьей, чье молчание «слушает и дает возможность родиться Божьему Слову» (Молитва во время встречи с итальянской молодежи в Лоретто, 1-2 сентября 2007 года), доверяю все дело евангелизации, которую Церковь осуществляет средствами общественной коммуникации.

 

Ватикан, 24 января 2011 года, праздник св. Франциска Сальского

 

BENEDICTUS PP XVI

 

Перевод "Католического Обозревателя"