//

Патриарх как хэдхантер

Московский патриархат пытается расширить свои пределы путем персональной работы с видными церковными иерархами альтернативных Церквей

В бизнесе "хэдхантерами" ("охотниками за головами") называют рекрутеров, которые специализируются на переманивании успешных специалистов к конкурентам. В выигрыше при этом остаются три из четырех сторон сделки: получившие комиссионные "охотники за головами", работодатели, получившие ценного специалиста, и сам специалист, которого обычно переманивают на более выгодные условия. Четвертой стороне предоставляется право самой решать свои проблемы. Можно с помощью тех же самых хэдхантеров.

Очередной визит предстоятеля Московской патриархии Патриарха Кирилла (Гундяева) в Украину ознаменовался очередным предложением "руки и сердца" первоиерарху Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) митрополиту Мефодию (Кудрякову). Патриарх посетовал, что 10-летние усилия УАПЦ добиться признания своего автокефального статуса и войти в каноническое общение с Константинопольским патриархатом оказались тщетными, и предложил митрополиту Мефодию присоединиться на условиях РПЦЗ к РПЦ МП - с сохранением автокефалии и существующего устройства УАПЦ. Единственное новое условие, да и то не обременительное, а почетное, - присутствовать на Соборах УПЦ МП. Судя по комментарию, который дал митрополит Мефодий украинскому "5-му каналу", он лично с интересом отнесся к этому предложению.

Надо сказать, что это не первый случай сватовства Патриарха Кирилла к УАПЦ. Около трех лет назад, когда он посещал Украину еще в статусе митрополита и главы ОВЦС МП, Кирилл озвучил сходное предложение о вхождении УАПЦ в каноническое подчинение Москвы. Более того, тогда даже предлагалось в случае положительного решения этого вопроса выделить западно-украинские епархии в автономный митрополичий округ с последующим "каноническим утверждением" автокефальной Галицкой Церкви. Известно, что в Западной Украине подавляющее большинство православных приходов принадлежат к УАПЦ или Киевскому патриархату.

Чем вызвано последнее предложение Патриарха УАПЦ? Возможно, это очередное выдающееся деяние Патриарха по преодолению расколов и разделений в Православной Церкви. Но, скорее, активность Кирилла вызвана "обострением" международной обстановки и непрекращающейся конкуренцией за лидерство в православном мире с Константинопольским патриархатом. Кроме того, данная инициатива еще раз показывает и уровень церковного сознания верхушки РПЦ МП, для которой каноническое право и догматика являются не более чем инструментами политики и администрирования.

Очередное предложение УАПЦ о получении некой автокефалии от Московского патриархата прозвучало на фоне недавней инициативы Вселенского Патриарха Варфоломея (Архондониса) о воссоздании "пентархии" или особого статуса пяти (фактически четырех, после отпадения Рима) древнейших Патриархов, решения которых имеют общеправославное значение и не требуют санкций от всех поместных православных Церквей. К ним относятся патриархаты Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский и собственно Константинопольский. "Новые" патриархаты, такие как Грузинский, Сербский, Румынский или Русский, не имеют такого же значения как древние, могут появляться и исчезать, как исчез православный патриархат в Армении, при незыблемости древних апостольских Церквей.

В истории Российской Церкви к идее пентархии относились по-разному. Первые пять веков своей истории Киевская митрополия входила в Константинопольский патриархат, в период борьбы за автокефалию появляется теория "Третьего Рима", которая расширяет притязания Московской кафедры до уровня нового Константинополя, тем самым пытаясь расширить толкование пентархии в новом смысле. В XVI веке, основываясь на этой теории, русские требовали усвоить Московскому патриархату третье место в иерархии Православных Церквей, после Константинополя и Иерусалима. В XVII веке, во время Великого раскола, Патриарх Никон фактически принял идеи пентархии и признал статус Восточных Патриархов как высших судей для Российской Церкви, использовав их для борьбы со своими оппонентами внутри Церкви. После образования Российской Империи и выхода ее на арену большой европейской политики Российская Церковь серьезно потеснила Вселенские патриархаты как по миссионерским усилиям среди язычников Азии и Америки, так и по влиянию на "канонических территориях" Иерусалимского и Константинопольского патриархатов (в Святой Земле и на Афоне). Дело дошло до того, что как пишут авторы труда "Очерки по истории русской церковной смуты" А. Левитин-Краснов и В. Шавров, накануне революции мало кто из русских вообще предполагал, что у Вселенского патриархата есть какое-то особенное положение в православном мире. Поэтому когда обновленческий Синод обратился к Константинопольскому Патриарху с просьбой назначить комиссию для исследования ситуации в Российской Церкви и осудить действия "бывшего патриарха" Тихона, массой православных это было расценено не только как вероломство, но и как нонсенс. Не мог маленький и незаметный Фанар, живший около трехсот лет на русские деньги, судить великую и огромную Российскую Церковь.

Тем не менее, митрополит Сергий (Страгородский) и его последователи активно соперничали с обновленцами за признание со стороны Вселенских Патриархов, но ровно до той поры, пока не получили оное в полной мере со стороны советского правительства. И уже в 1946 году начались инициированные правительством усилия Московской патриархии по созданию в СССР "Московского Ватикана" и созыву в1948 году Вселенского Собора под эгидой Московского Патриарха. Одним из решений Собора должно было стать усвоение за ним титула "Вселенского". После охлаждения отношений с западными союзниками и ухода со сцены иерархов Вселенских патриархатов, сочувствовавших СССР, собор 1948 года съежился до размера Всеправославного совещания, а интерес тов. Сталина к международной деятельности РПЦ МП упал.

Новое обострение отношений Московского и Константинопольского патриархатов выпало на 1990-е годы, когда в результате развала СССР Константинополь принял под свой омофор православные епархии в Эстонии, повторив свою приверженность идеям пентархии, которую он демонстрировал еще в 20-е годы, участвуя в разделе Российской Церкви и даруя автономию Финляндской, Польской и Эстонской Церквам.

Таким образом, призывы Патриарха Варфоломея к "обновлению" пентархии не есть нечто новое, но один из шагов, направленных на сохранение своего первенства в православном мире. Активность РПЦ МП, направленная на усиление т.н. "русского мира", также стоит рассматривать в этом контексте. Не будет лишним сказать, что в последние 20 лет эти усилия целиком и полностью поддерживаются властями РФ, которые находятся в самых тесных отношениях с иерархией РПЦ МП.

Шаги по расширению "русского мира" наиболее успешно были продемонстрированы на примере унии части РПЦЗ с РПЦ МП, завершившейся 17 мая 2007 года. Правда, с тех пор успехи повторить не удалось. Операция по "приручению" Сурожской епархии (Великобритания) провалилась, а сама епархия ушла в Константинопольский патриархат. Маленький переворот в Православной Церкви в Америке (ПЦА), целью которого было понижение ее статуса с автокефальной до автономной, опять же со ссылкой на Константинополь, который признает ПЦА только в статусе структуры, входящей в РПЦ МП, тоже не нашел отклика в ее иерархии и привел к отстранению от власти Митрополита Ионы.

Работа по созданию единой Церкви в Украине под омофором Московского Патриарха, несмотря на последние успехи, связанные с симпатиями государственной власти, идет медленно.

Принятие под омофор РПЦ МП традиционно оппозиционной "имперской Церкви" УАПЦ могла бы серьезно "подсластить" пилюлю прошлых неудач. Несмотря на то, что сегодня УАПЦ разделена на несколько течений и испытывает серьезную конкуренцию со стороны гораздо более мощного Киевского патриархата (который полностью отвергает любую унию с РПЦ МП), в нее входят около тысячи приходов с храмовыми зданиями, что серьезно превосходит вес "старой" РПЦЗ. Влияние РПЦ МП в Украине, особенно в западной ее части, может серьезно усилится, а планы Киевского патриархата по созданию единой Украинской Поместной Церкви под омофором Константинополя будут сорваны.

О том, что последнее заявление Патриарха Кирилла, сделанное 26 апреля, не случайно, наблюдатели знают уже давно. Еще в прошлом году стало известно, что один из клириков Московской епархии РПЦ МП, который был известен как активный сторонник линии Патриарха Кирилла, перешел под омофор УАПЦ. Когда это стало известно блогерам, то у архидиакона, также имеющего собственный блог в ЖЖ, попытались узнать, по какой причине состоялся столь неожиданный переход. Он довольно уклончиво отвечал на вопросы, говоря, что не порывает с Московским патриархатом, даже переходя в УАПЦ. О каких-либо церковных прещениях перешедшего клирика также ничего не известно. Его даже не подвергали запрету в священнослужении.

Таким образом, напрашивается вывод, что о. архидиакон был отправлен в УАПЦ не просто так, а во внутреннюю "командировку", связанную с подготовкой переговоров о вхождении последней в РПЦ МП. Судя по последним событиям, даже несмотря на то, что в УАПЦ существует очень широкая прослойка верующих и клириков, для которых такой шаг в принципе неприемлем, миссия имеет успех.

Теперь стоит вернуться к оценке догматического сознания иерархии РПЦ МП, которая позиционирует себя как "Мать-Церковь" по отношению ко всем православным христианам, живущим на территории бывших епархий дореволюционной Российской Церкви. Предложение Патриарха Кирилла к УАПЦ о признании последней, дается без "аннексий и контрибуций", на самых льготных условиях, по примеру (как говорится) РПЦЗ(Л). Благодатность или безблагодатность церковных сообществ при этом оцениваются не по их каноническому преемству и догматике, а только по желанию принять вассальные отношения к синьору в лице РПЦ МП. Столь широко понимаемая "икономия" вообще характерна для этой церковной организации, которая и появилась в ХХ веке как продукт деятельности советской политической полиции в лице ОГПУ-НКВД. Чекисты понимали легализацию именно как согласие и готовность церковной иерархиирешать политические вопросы церковными методами. Выше я уже говорил про "Московский Ватикан" и "Вселенский Собор", которые должны служить целям советской внешней политики.

В то время как в ИПЦ идут постоянные споры о порядке чиноприема из еретических и раскольничьих сообществ, к которым ИПХ относят как РПЦ МП, так и УАПЦ, для "сергиан" этот вопрос вообще не имеет значения. Например, при Патриархе Тихоне для обновленцев, желающих вернуться в Православную Церковь, был принят чиноприем через публичное покаяние в расколе, через который прошел и будущий советский Патриарх Сергий. Впоследствии Сергий и его последователи, следуя инструкции кураторов из ОГПУ, принимали прещения как против заграничного духовенства, так и против непоминающих Сергия православных, лишая их сана и объявляя их таинства безблагодатными. Прошло 15 лет и, по "высшей необходимости", обновленцы стали приниматься в РПЦ МП без всякого публичного покаяния, возводясь мгновенно в епископскую степень. Точно так же принимались в клир РПЦ МП священники и епископы из ИПЦ и РПЦЗ после избрания Патриарха Алексия (Симанского).

Священника Олега Стеняева, рукоположенного в РПЦЗ в 1991 году, публично перерукоположили при переходе в РПЦ МП в 1994-м, а таких же как он клириков, "дотерпевших" до 2007 года, приняли "в сущем сане" без каких-либо дополнительных действий. Сохранение епископского сана за Митрополитом Валентином (Русанцовым), первоиерархом РПАЦ, было неоднократно обещано ему, в случае покаянного возвращения "суздальских раскольников" под омофор РПЦ МП.

Видимо, то же самое будет с епископами и клириками УАПЦ в случае удачного разрешения вопроса. Хотя у православных до сих пор возникают вопросы по поводу их апостольской преемственности. Несмотря на то, что УАПЦ ведет ее не от епископов-липковцев, самочинно "рукоположенных" в 1921 году, а от митрополита Поликарпа (Сикорского), который получил в 1941 году свое назначение от Митрополита Дионисия (Валединского), первоиерарха Польской Церкви, во "вторую" УАПЦ были приняты "в сущем сане" все липковские клирики, которые и служили в ней без каких-либо препятствий. Впрочем, вряд ли это может служить препятствием для братской любви политически ориентированных христиан. А Московский Патриарх умеет быть благодарным к тем, кто его слушается.

Протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"