//

Наследники Галилея - советники Папы

Интервью с президентом Папской академии наук Вернером Арбером

Вернер Арбер - микробиолог и генетик, один из лауреатов Нобелевской премии в области медицины за 1978 год. В  январе Арбе был назначен президентом Папской академии наук, став первым в истории протестантом, возглавившим это ватиканское учреждение.

81-летний швейцарец - президент группы ученых, задача которых - информировать Папу о последних новостях мира науки. История взаимоотношений Католической Церкви с наукой знает и темные моменты - самым известным примером можно назвать Галилео Галилея, который под давлением Церкви был вынужден отречься от своих заявлений, что земля вращается вокруг солнца. Лишь в 1992 году Папа Ионанн Павел II признал, что Церковь была неправа в споре с Галилеем.

Вы являетесь президентом Папской академии наук с января. Чем вы занимаетесь?

Мы следим за развитием науки и обсуждаем его значение для общества. Я периодически информирую Ватикан о наших наблюдениях и выводах.

Вы - первый протестант, занимающий эту должность. К вам относятся как-то иначе, чем к президенту-католику?

Я не могу сказать - мне не с чем сравнивать. Думаю, меня выбрали потому, что увидели во мне ученого с широким кругом интересов.

Папа диктует Академии, какие вопросы ей следует изучать?

Иногда, но не очень часто, из Ватикана приходит запрос. Несколько лет назад (Арьер является членом Папской академии с 1981 года - прим. «Благовест-инфо») мы провели конференцию по теме «Момент смерти» - мы обсуждали вопрос о том, считать ли умершим человека, пережившего смерть сердца или смерть мозга. Эту тему попросил обсудить Папа.

И каков был вердикт?

Мы проконсультировались с экспертами-медиками и пришли к выводу, что смерть головного мозга важнее, чем смерть сердца. После остановки сердца человека можно вернуть к жизни. Но, честно говоря, надо признать, что мы не можем точно определить, что считать моментом смерти.

Некоторые лежат в коме многие годы. С медицинской точки зрения, вопрос звучит следующим образом: когда выемка органов человека этически приемлема? Ватикан также интересует вопрос о том, когда душа покидает тело человека. Но мы не можем дать на этот вопрос научного ответа.

Папская академия наук не зависима от Ватикана?

Да. Академия имеет очень долгую историю, говорят, она существует уже больше 400 лет, со времен Галилея, когда Церковь совершила серьезные преступления против науки. Ватикан признает это - Галилей был реабилитирован в 1992 году.

Насколько сильно влияние Академии на Папу?


Думаю, время от времени Папа рассматривает результаты нашей работы, и они становятся частью его знания. Таким образом, они влияют на его решения.

Что связывает Папу и науку?

Вопросы, такие как «что такое реальность»? Многие люди думают об этом, независимо от того, религиозны они или нет. «Что есть истина»? «Откуда я»? А также вопросы об эволюции: «Какова разница между жизнью и «не-жизнью»?

Папа считает, что движущая сила эволюции - Творец, божественная сила, разумно спланировавшая и ведущая эволюцию. Что вы об этом думаете?

До сих пор наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога, каким бы ни был Бог. Может быть, это будет возможно через 100 лет, я не знаю. Как ученый, я не вижу указаний на какую-то первичную волю, создавшую человека.

Но, если честно, мы должны признать, что хотя мы можем делать много заявлений относительно реальности, даже я, как ученый-эволюционист, не могу сказать, как появились первые живые организмы.

Как наука это объясняет?

Наука называет это самоорганизацией. Мы можем долго и подробно обсуждать механизм эволюции - как эволюции космоса, так и эволюции жизни. Мы можем сказать, что когда солнце израсходует всю свою энергию и умрет, это будет частью естественной эволюции. До этого момента на нашей планете будут существовать различные формы жизни.

А что считается «жизнью»?

NASA, американское аэрокосмическое агентство, ввело два критерия: во-первых, живой организм должен обладать способностью к репродукции; во-вторых, популяция организмов должна быть способна приспосабливаться к окружающей среде, или, другими словами, эволюционировать. Именно это имеет место быть на нашей планете - все живые организмы обладают этими двумя способностями. Я считаю это хорошим определением термина «жизнь».


А что об этом определении думают Папы?

В 1995 году, во время аудиенции с членами Академии, Папа Иоанн Павел II подтвердил необходимость рассматривать возможность того, что жизнь эволюционирует и может адаптироваться к условиям среды. Он не назвал это фактом, но признал необходимость принимать это во внимание.

Бенедикт XVI пока никак не отвергал этого, хотя, насколько я знаю, он никогда детально не рассматривал этот вопрос. Люди, близкие к Папе, говорили мне, что Католическая Церковь рассматривает космическую и биологическую эволюцию, как «перманентное творение».

Эвелин Коблер

Источник: Swissinfo /«Благовест-інфо»