//

Кардинал Равази: многие новые храмы напоминают священный гараж, в котором припарковали Бога

«Великий архитектор Фрэнк Ллойд Райт говорил, что врач может скрыть свои ошибки, а архитектору остается лишь предложить своим клиентам обсадить неудачный дом виноградом. Думаю, что некоторым епископам следует сегодня заняться виноградарством, чтобы скрыть то, что было построено в течение последних лет », - такое мнение высказал кардинал Джанфранко Равази, глава папского Совета культуры.

 

По словам кардинала, многие новые храмы напоминают священный гараж, в котором припарковали Бога, а верующих выстроили ровными рядами. Другие выглядят  слишком эзотерически: уныло и лишены света. Иные похожие на конференц-залы, которыми легко могли бы воспользоваться протестанты или последователи иудаизма, религии, в которых сакральное пространство заполняют слово и музыка.

 

Католицизм, как считает кардинал Равази, требует знаков, образов и устойчивых элементов сакрального пространства, таких как алтарь, святилище, часовня. Глава Папского Совета культуры объяснил, что «католическая литургия является в определенном смысле театральной: имеет свой ритм и действия, в ней используется цвет, «костюмы» и игра света ...

 

В католичестве присутствие и воображение не противоречат друг другу, а горизонтальное измерение должно гармонично сочетаться с вертикальным. Гармония должна быть основным элементом каждой католической святыни», - подчеркивает кардинал. Сегодня проблемой является то, что многие архитекторы, проектируя храм, не занимаются формированием общей священной внутренней обстановки. Это задача приходских священников, которые не всегда с ней справляются. «Таким образом, разрушается гармония в храме, потому что алтарь в церкви далеко не второстепенный предмет », - подчеркнул кардинал Равази.


О состоянии современной сакральной архитектуры кардинал разговаривал с Марио Ботта, швейцарским архитектором. Господин Ботта признал, что новые храмы часто становятся  результатами экспериментов. Некоторые действительно напоминают гаражи и далеки от простоты, которая была характерна христианской архитектуре на протяжении двух тысячелетий. «Однако часто случается, что заказчик проекта святыни не может четко сформулировать свои ожидания», - подчеркивает архитектор.

По мнению г. Ботта, на форму сегодняшних святынь большое влияние оказывает хаос современных городов. Европейские города были наиболее интеллигентные, наиболее уязвимы и самыми яркими образцами организации человеческого общества. У них были центр и границы, они представляли определенную целостность. Сегодня же у городов множество центров и нет границ. Тем не менее, в ментальности многих людей храм по-прежнему остается центральной точкой.
 

По материалам Radio Watykańskie

На фото: храм Христа, Надежды мира в Вене, Австрия, построенный в 2000 году.
Храм в г. Гор, Новая Зеландия