//

Интервью с Папой в самолете по пути в Хорватию

Во время перелета Святейшего Отца Бенедикта XVI в Хорватию хорватский журналист Силвие Томашевич взял у Папы блиц-интервью. Предлагаем вашему вниманию это интервью в русском переводе.

 

Ваше Святейшество, помните ли Вы Ваши первые контакты с хорватами?


Да, очень хорошо помню. Первым хорватом, с которым я познакомился, был Высокопреосвященный кардинал Франьо Шэпер, мой предшественник на посту префекта Конгрегации Веры. Я имел возможность познакомиться с его добротой, интеллигентностью, знаниями и остроумием. Хочу сказать, что Хорватия мне напоминает мою Баварию своей народной набожностью.


Как Вы относитесь к возможному членству Хорватии в ЕС?


Хорватия цивилизационно и культурно всегда принадлежала к Средней Европе, а хорваты глубоко европейский народ. Вступлением в Евросоюз Хорватия окажется на том месте, к которому исторически и цивилизационно всегда принадлежала. Помню, что ваши кардиналы и Шэпер, и Кухарич, и Бозанич всегда подчеркивали: «Мы не Балканы, мы - Средняя Европа», и в этом были совершенно правы. Также мне совершенно понятно, что в данной ситуации маленькая европейская страна боится централистского бюрократизма ЕС и его секуляризованной культуры, которая не считается с национальной историей, с национальным разнообразием Европы. Европейская идентичность собственно и заключается в многообразии национальных культур, объединенных большими христианскими ценностями. И, как мне кажется, миссия Хорватии  заключается именно в том, чтобы заставить европейцев вспомнить об этом, на противовес абстрактному рационализму, чтобы скрепить историчность наших культур и нашего многообразия - которые являются нашим богатством. Поэтому я хочу сказать хорватам: не бойтесь вступления в ЕС - у вас там особая миссия.

 


Ваше Святейшество, хорваты горячо ждут канонизации блаженного Алойзия Степинца. Что Вы можете сказать по этому поводу?


Кардинал Степинац был великим Пастырем и великим христианином, а также человеком образцового гумманизма. Можно сказать, что судьбой Степинца было жить в двух противопоставленных тоталитарных диктатурах: сначала под режимом усташей, которые якобы воплощали мечту о независимости, но это в действительности было ложью, которую Гитлер инструментализировал  в собственных целях. Кардинал Степинац это очень скоро и хорошо понял, без перерыва выступая против этого режима, защищая сербов, евреев и цыган. После этого пришла противоположная диктатура - коммунизм. В этой диктатуре Степинац опять же боролся за веру, за присутствие Божие в мире, за правдивый гумманизм, построенный на убеждении, что человек является образом и подобием Божьим.


Ваше Святейшество, искренне благодарю за беседу.

 

Источник: www.jutarnji.hr