//

Взгляд православного Архиерея на догналитов и им подобним

Архиепископ Игорь Исиченко специально для издания provse.te.ua подготовил статью, касающуюся событий 30 сентября в Тернополе - сноса в парке Национального возрождения так называемой "часовенки сектантов".

 

В романе Клиффорда Саймака «Порождение разума» («Out of Their Миnds», 1970) интрига связана с тем, что порожденные человеческим разумом персонажи сказок, легенд, литературных произведений вдруг оживают, преследуют героя, парализуют жизнь в США и заставляют пойти на компромисс президента и правительство. «Своим грязным, злым умом ... вы создали нас и мир, в который нас поставили» - гневно взывает к президенту представитель этого виртуального мира - Дьявол. Спасают цивилизацию в романе Дон Кихот, Санчо Панса и еще вода, благословленная святым Патриком.

 

Граница между реальным и виртуальным миром действительно становится все более размытой. Бегство в виртуальную реальность - неизмеримо популярнее сейчас способ противостояния отталкивающие действительности, чем участие в политических движениях или протестных акциях. Кто погружается в компьютерные игры, кто в социальные сети, а кто - в сентиментальные телесериалы. Контролируемое властями медийное пространство стремится подальше оторваться от общественных реалий, покоряя потребителя информации чарами социального мифа. Но и мир фантазии, игры врывается в реальное пространство нашей жизни.

 

 

Опасность потеряться во взаимопроникающих реальной и виртуальной действительности очень отчетливо продемонстрирована в фильме «Матрица» («Matrix», 1999). Фантасмагорические ситуации в близлежащей жизни часто вызываются неосознанным стремлением воспроизвести в реальности сказочный сценарий, решить бытовую проблему в духе детектива, искусственно наложить на общественное развитие утопический проект. Соблазн почувствовать себя демиургом возрастает с ростом технологической оснащенности цивилизации.

 

Российские «менты» и «агенты национальной безопасности» из развлекательных телесериалов, как и их серьезный коллега из Кремля, помогают нам почувствовать, насколько далеко могут зайти в этой демиургический игре фигуры, лишенные чувства нравственной границы. Поучительна, скажем, история полковника Сергея Даниленко («Сергея Карина», 1898-1985), автора настольной для атеиста книги «Дорогой позора и предательства». Он был награжден за ликвидацию УАПЦ именным маузером и знаком почетного чекиста, а после организации Инициативной группы Гавриила Костельника и проведения Львовского собора 1946 г. с почетом отпущен на пенсию в чине полковника МГБ. Так и всплывает перед глазами мнимое совещание на Лубянке, когда оперативные работники и аналитики из российских спецслужб разрабатывают сценарий самоликвидации УГКЦ, вспоминая аналогичный собор УАПЦ в январе 1930 г.

 

Коммунисты были уверены: они уже знают, каким должен быть новый мир, и должны строить его без сантиментов, не оглядываясь ни на историю, ни на традицию, ни, тем более, на церковные каноны. В этом новом мире Церкви не было места как пережитку прошлого. Но на пути в иллюзорное коммунистическое будущее должно было состояться постепенное исчезновение Церкви, веры, религии. Поэтому, несмотря на различие местных реалий, повсюду - в СССР, Польше, Китае, Албании - в религиозную политику закладывался один и тот же сценарий. Его краеугольными камнями были фактическое подчинение Церкви государственному учреждению (в СССР соответствующий отдел НКВД сначала даже назвали с наивной откровенностью - «Ликвидационный»), отрыв Поместной Церкви от зарубежного центра, разрозненность общин вплоть до превращения Церкви в их конгломерат, «религиозное объединение» , обескровливание Церкви через устранение из ее клира наиболее образованных и благочестивых священнослужителей, насыщение Церкви агентурой спецслужб, ее дискредитация и постепенное сужение пространства общественного воздействия.

 

Умер, не дожив до падения его государства, полковник Даниленко. Давно уже не слышно шумного некогда майора КГБ Климентия Гальского («Клима Дмитрука»). Но сколько их коллег перешли из советских спецслужб к ФСБ, ФСК, СБУ, пересели в другие кабинеты, переименовывая свои агентурные сценарии на «государственно проекты»! Их почерк ощутим практически в каждом расколе, призраки которого преследуют Киевскую Церковь после ее легализации. Очевидно, что коммунистический рай уже потерял свою привлекательность для государственных политтехнологов и России, и Украины. Но они с бывшим упорством и уверенностью в собственных силах творят новые миражи: кто «русский мир», кто «единую поместную церковь». Когда реальность оказывается не готова эволюционировать по политическим сценариям, ее грубо исправляют.

 

Так было, когда УАПЦ, только возрожденную в Украине, пытались противопоставить диаспорний части Церкви, которая сохраняла преемственность духовной традиции после Второй мировой войны. Эту цель преследовали все расколы, и с удивительной последовательностью разрушали административную структуру УАПЦ 1992, 1996, 2003 гг Аналогичные сценарии периодически пытались навязать УГКЦ, когда перед собором Святого Юра выводились демонстрации против возвращенного в Украину Верховного Архиепископа или когда происходили оппозиционные движения, которые паразитировали на неприятии пожилой частью паствы соборных реформ Католической Церкви.

 

Не знаю, обратил ли кто внимание на то, что захват нашей киевской Патриархии и попытка захвата митрополичьей канцелярии при соборе Святого Юра произошли почти одновременно: 4 и 8 февраля 2005 г.? И в обоих случаях самую деятельную роль в этих акциях принимали клирики Тернопольщины ... Вряд ли выполнение деструктивной миссии было для всех них сознательным. Но их недовольство определенными людьми или ситуацией в управлении было удачно использовано с разрушительной целью.

 

В Церкви - реальной, земной Церкви - всегда найдется место для недовольства. Вселенские Соборы собирались обычно, когда конфликт в церковной общине приобретал опасное измерение и угрожал единству Церкви. Соборная мудрость, обеспечиваемая благодатным присутствием Святого Духа, спасала тогда единство, ибо собиралось сообщество вокруг единого Небесного Главы. Однако когда человеческая самоуверенность мешает недовольному прислушиваться к соборному разуму, когда появляется презумпция правоты и стремление заменить общепринятый канонический порядок взятыми из виртуального мира умозрительными схемами, часто наступает катастрофа. Причем жертвами этой катастрофы являются прежде всего сами зачинщика конфликта.

 

Секта рождается тогда, когда призраки выныривают из темных глубин нашего существа, из мира наших грез, и начинают экспансию в окружающий мир. Этот процесс можно стимулировать извне. Не случайно ведь церковные расколы делят современное украинское общество прежде всего в регионе, с которым связывались наши надежды на национальное возрождение, где на выборах побеждали патриотические силы: в Галиции. Тем большей мудрости требуется от нас каждый раз, когда неизвестно откуда к нам доносятся слухи, дискредитирующие церковную иерархию, всплывают идеи вывода Церкви из кризиса искусственными, анахроничными средствами, появляются заманчивые предложения взять на себя инициативу в радикальном переустройстве религиозной жизни. Спекуляция мнимыми чудесами исцелений или обновлением икон, создание в массовом сознании фальшивого имиджа «чудотворца» из обычного авантюриста, готового нажиться на человеческих суевериях способны превратиться в эффективные инструменты в разрушении здоровой церковной жизни.

 

Темные призраки создают свой анти-мир на принципе его альтернативности реальному, рассчитывая на выгоду от неизбежного столкновения между ними. Вспомним драматическую историю русских крестьян из-под Пензы, которые в ноябре 2007 г. отправились под землю, чтобы там ждать конца света. Пересмотрим видеосюжеты о попытке захвата храма Преображения Господня в Черткове 7 ноября 2010 или о сносе самовольной постройки в парке национального возрождения Тернополя 30 сентября 2011 Те же непримиримость к оппонентам, зло, ненависть. Виртуальный мир сект, который любит прятаться за красочными обертками, совершенно иначе раскрывается в критических ситуациях. Если христианские мученики умирали со словами молитвы за их мучителей, то секта при первой же возможности готова проклинать, проклинать, проклинать ...

 

Если вчитаться в электронные издания «подгорецких монахов» или, скажем, «пресс-службы митрополита Мефодия», мы погрузимся в душную атмосферу средневековой инквизиции, насыщенную дымами от сжигаемых еретиков. Читатель сразу поймет, что авторы этих изданий умеют ненавидеть и четко идентифицируют своих врагов. НЕ хватает там только одного - света любви, которая пронизывает реальный мир. Ведь реальный мир творят не ограниченные и претенциозные демиурги со своими комплексами неполноценности и «грязным, злым разумом»: его творит Бог. Творит и спасает. «Бог настолько сильно возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог в мир Сына мир осудить, только Им - мир спасти» (ср. Ин. 3:16-17). Не осудить - а спасти!

 

И, хотя соревнования с привидениями виртуального мира представляются порой безнадежным донкихотством, эти призраки непременно исчезнут перед светом присутствия «богатого милосердием» (Еф. 2:4) Бога. Мы должны только, как окно в комнате, широко растворить свое сердце для света реального мира. Света, в котором зловещие миражи растают, как утренний туман.

 

Архиепископ Игорь Исиченко (УАПЦ)

Источник: http://www.crimeacatholic.info/