//

Великая княгиня Милица Романова скрывалась в римском монастыре по указанию Пия XII

Газета «Оссерваторе Романо» разместила обширный материал о еврейских семьях, которых Папа Пий XII прятал от нацистов в монастырях. К рассказу об этом автор – молодой историк Джованни Прециози, по иронии судьбы тезка известного итальянского антисемита, -- добавил статью под заголовком «Загадочная гостья матушки-настоятельницы», в которой повествует о необычной истории княгини Милицы Петрович Романов, принцессы Черногорской, вышедшей замуж за великого князя Петра из династии Николаевичей Дома Романовых.


5 июня 1944 года главная настоятельница Общества Святейшего Сердца Иисусова принимала у себя в Риме, в районе Тринита-деи-Монти, маркизу Катерину Леонарди ди Виллакортезе, придворную даму королевы Елены Савойской. Она приехала «от имени Ее Величества, чтобы отблагодарить мать Мануэлу Виченте за гостеприимство, оказанное ее сестре принцессе Милице Петрович Романов, княгине Российской», свидетельствует запись в монастырской летописи. Княгиня была тщательно спрятана от любопытных глаз, и даже другие сестры в монастыре не знали настоящего имени гостьи на протяжении всего периода ее пребывания. С большим вниманием к деталям хронистка пишет: «В эту зиму загадочная гостья прожила в течение нескольких недель в келье нашей преподобной матушки. Мы, сестры общины, не знали ее имени и встречались с ней крайне редко, потому что принцесса – уже немолодая – очень редко выходила из комнаты и все время находилась в келье вместе со своей компаньонкой».


По указанию Святейшего Престола мать Мануэла Виченте охотно согласилась принять «принцессу Милицу, которая в своем двойном облике сестры итальянской королевы и жены великого князя российского Петра Николаевича была для немецких оккупантов в числе подозреваемых (…) и все было сделано, чтобы ее спрятать. Только настоятельницы знали истинное имя принцессы. С большой деликатностью королева передала свою благодарность нашей достойной матушке, заверив ее, что принцесса хранила самые лучшие воспоминания о своем пребывании в доме на Тринита-деи-Монти».


Кроме нее, монахини Общества Святейшего Сердца Иисусова дали убежище еще одному представителю знати: речь идет о Его Высочестве Габриеле Бурбонском, принце Казерты и Королевства двух Сицилий. Он скрывался вместе с тремя детьми, родившимися во втором браке с принцессой Цецилией Любомирской. Одному из них было всего пять лет. В начале 1944 года принц обратился к монахиням с проьбой принять их в древнем монастыре по причине «особых трудностей в поиске жилья».


В заключение Джованни Прециози делает вывод, что и эти малоизвестные факты свидетельствуют о позиции, занятой Папой Пием XII в отношении геноцида, проводимого нацистами. Но публичное заявление о такой позиции, которое, несомненно, вызвало бы похвалу историков, могло только навредить преследуемым и ухудшить их и без того уязвимую ситуацию. Как это и произошло после прочтения 26 июля 1942 года в приходах пастырского послания голландских епископов, решительно осудивших нацистский геноцид.

 

Источник: Радио Ватикан