//

Церковь – это «окно», через которое Бог смотрит на человечество

Сегодня, в Торжество Кафедры св. Петра, Папа Бенедикт XVI предстоятельствовал за мессой в Ватиканской Базилике, окруженный 22 кардиналами, возведенными в этот сан во время вчерашней Консистории. Папа вновь говорил о первенстве Петра и о том, что Церковь призвана осуществлять миссию истины и любви, неся в мир свет Христа.

 

Петру бы не удалось поддерживать Церковь, доверенную ему Христом, «с помощью своей плоти и крови». Поэтому Бог предназначает его стать «тем, чем он не является», «камнем», потому что зарождавшаяся община нуждалась именно в каменной прочности. На следующий день после Консистории Бенедикт XVI как бы продолжил свое размышление, сместив акцент со служения кардиналов в Церкви на основания, на которых Церковь стоит две тысячи лет, и о которых первыми должны свидетельствовать кардиналы: это вера и любовь. От имени новых кардиналов Святейшего Отца приветствовал кардинал Фернандо Филони. Затем Папа произнес проповедь, вдохновляющим элементом которой стала сама структура алтаря Кафедры Петра работы Бернини, расположенная в глубине Ватиканской Базилики. Бенедикт XVI дал подробное описание архитектуры Кафедры, назвав ее “выражением самой сущности Церкви и Учительства Петра”. Первый элемент, окно с знаменитым витражом с изображением голубя, сказал Папа, “показывает Бога как источник света”:

 

“Сама Церковь является как бы окном, местом, в котором Бог приближает Себя, идет навстречу нашему миру. Церковь не существует сама для себя, она не является пунктом прибытия, но должна отсылать дальше себя, вверх, выше нас. Церковь становится поистине самой собой в той мере, в которой она дает увидеть Горнее, откуда она происходит и к которому ведет”.

 

Другой элемент, бросающийся в глаза – это статуи великих Отцов Церкви Востока и Запада, которые поддерживают с четырех сторон монументальный престол из бронзы. “Два учителя Востока, св. Иоанн Златоуст и св. Афанасий, вместе с латинянами св. Амвросием и св. Августином, представляют – отметил Папа – целостность традиции и, следовательно, богатство выражения истинной веры единой Церкви”:

 

“Этот элемент алтаря говорит нам, что любовь опирается на веру. Любовь разрушается, если человек больше не доверяет Богу и не повинуется Ему. Все в Церкви опирается на веру: Таинства, Литургия, евангелизация, милосердие. Даже право, даже власть в Церкви опираются на веру. Церковь не является саморегулирующейся, она не дает сама себе закон, но получает его от Слова Божия, которое слушает в вере, стараясь понять его и жить им”.

 

Фраза еще одного древнехристианского отца, Игнатия Антиохийского – назвавшего Церковь Рима «предстоятельствующей в любви» – подсказала Бенедикту XVI другой элемент размышления: милосердие, понимаемое как любовь, но также как Евхаристия, которая, напомнил Папа, называется “Таинством Христовой любви”:

 

“Поэтому, ‘предстоятельствовать в любви’ означает привлекать людей в евхаристическое объятие – в объятие Христа, – которое превосходит любое препятствие и отчуждение и создает общение со множеством различий. Следовательно, Петрово служение – это первенство в любви в евхаристическом смысле, то есть, забота о вселенском общении Церкви во Христе”.

 

Наконец, последний элемент, которому Папа дал определение того “двойного движения восхождения и схождения”, которое характеризует алтарь. “Это взаимность между верой и любовью”, где первое направляет второе:

 

“Эгоистичная вера не была бы истинной верой. Кто верит в Иисуса Христа и входит в динамизм любви, которая в Евхаристии находит свой источник, тот открывает истинную радость и становится в свой черед способным жить логикой дара”.

 

Перед чтеним молитвы «Ангелус» из окна своего кабинета, выходящего на площадь св. Петра, Бенедикт XVI говорил о празднике Кафедры св. Петра и о задаче возглавлять Церковь, которая лежит на Преемнике Петра, которому должны помогать кардиналы:

 

“Эта особая задача служения римской общины и ее Епископа берет начало из факта, что в этом городе пролили свою кровь апостолы Петр и Павел и многие другие мученики. Таким образом, мы возвращаемся к свидетельству крови и милосердия. Следовательно, Кафедра Петра является знаком власти, но власти Христа, основанной на вере и любви”.

 

Источник: Радио Ватикан