//

"Царственість Ісуса та Марії виявляється через служіння та любов", - Бенедикт XVI

Во время общей аудиенции, состоявшейся 22 августа в Кастель Гандольфо, Папа говорил об отмечавшемся в этот день празднике Пресвятой Девы Марии Царицы. «Этот праздник был установлен относительно недавно, - сказал он, - хотя его истоки и почитание восходят к древности: его установлением мы обязаны преподобному Пию XII, который в 1954 году, в конце Года Богородицы, определил ему дату 31 мая. Тогда он сказал, что Мария есть Царица более, чем любое другое существо, из-за возвышенности её души и по исключительности полученных ею даров. Она не перестает раздавать человечеству сокровища Своей любви и заботы. Теперь, в связи с реформой литургического календаря после Второго Ватиканского Собора, этот праздник был перенесен на восемь дней после торжества Успения, чтобы подчеркнуть тесную связь между царственностью Марии и ее прославлением в душе и теле рядом с Сыном. В Догматической конституции Lumen Gentium говорится: «Мария телом и душою взята была в небесную славу и превознесена Господом как Царица Вселенной, чтобы полнее уподобиться своему Сыну, Господу господствующих».

 

Папа подчеркнул, что «здесь лежит корень сегодняшнего праздника. Мария есть Царица, потому что Она уникальным образом связана со своим Сыном, -- и на земном пути, и в славе небесной». Цитируя Ефрема Сирина, он напомнил, что царственность Марии исходит из ее материнства: «Она есть Матерь Господа, Царя царей, и показывает нам Иисуса как жизнь, спасение и нашу надежду». Затем Папа процитировал Апостольское обращение Marialis Cultus Слуги Божьего Павла VI: «В Деве Марии все связано со Христом и все зависит от Него: Бог Отец от вечности избрал для Христа всесвятую Матерь и украсил ее дарами Духа, недоступными для других»; а также привел пламенные слова св. Ильдефонса: «Быть рабом Рабы -- это то же, что быть рабом Господа; то, что воздается Матери, относится к Сыну, исходя от Матери к Тому, Кого Она питала. Честь, которую слуга воздает Царице, восходит к Царю».

 

Папа подчеркнул, что обычное представление о царе или царице как о «человеке, наделенном властью и богатством», не имеет ничего общего с царственностью Иисуса и Марии. Титул Царицы для Марии является «следствием ее глубокой связи с Сыном, ее бытия на небе в общении с Богом», а также ее «участия в ответственности Бога за мир и за любовь Бога к миру». Этот титул отсылает к царственности Христа: царственности, «сотканной из смирения, служения и любви». Царство Иисуса провозглашается Царем на кресте, когда Он приносит Себя в жертву ради нас. «Царственность Иисуса не имеет ничего общего с царственностью земных властителей. Это Царь, который служит Своим слугам», как Он доказал это апостолам на Тайной Вечере, склоняясь, чтобы омыть им ноги. «Так же и с Марией: Она -- Царица в служении Богу и человечеству, Царица любви, которая живет самопожертвованием Богу, чтобы войти в замысел спасения человека. Ангелу она отвечает: "Се, Раба Господня" и поет в гимне «Magnificat»: «Бог призрел на смирение Рабы своей».

 

Папа пояснил, как Мария осуществляет Свою царственность служения и любви: "Призирая на нас, своих детей: детей, которые обращаются к Ней в молитве, чтобы поблагодарить ее или попросить ее материнского заступничества и небесной помощи, может быть, после того, как они сбились с пути, подавлены скорбью или тоской из-за печальных и мучительных превратностей жизни. В радостях и печалях жизни мы обращаемся к Марии, вверяя себя ее постоянному заступничеству, дабы она испрашивала для нас у Своего Сына всякую благодать и милость, необходимые для нашего паломничества по дорогам мира. К Тому, Кто правит миром и держит в Своих руках судьбу Вселенной, мы обращаемся с упованием, через Деву Марию. Веками ее призывают как Царицу Небесную; кроме молитвы святого Розария, восемь раз ее призывают в лауретанских литаниях как Царицу ангелов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, дев, всех святых и семей. Эти древние воззвания и ежедневные молитвы, такие как Salve Regina, помогают нам понять, что Пресвятая Дева, как наша Матерь, рядом со Своим Сыном Иисусом во славе небес, всегда с нами, в событиях нашей повседневной жизни». Та, кто «бережно держит в руках судьбы мира, - сказал Папа, - добра, любит нас и помогает нам в наших трудностях».

 

В заключение катехизического наставления Бенедикт XVI сказал: «Почитание Богородицы является важной частью духовной жизни. В наших молитвах не будем забывать обращаться с упованием к Ней. Мария всегда ходатайствует о нас перед Своим Сыном. Будем же, созерцая Марию, подражать ее вере, щедрой готовности участвовать в Божьем замысле любви, стать Матерью Иисуса. Будем учимся жить у Марии. Мария – Царица Небесная, близкая к Богу, но она также Матерь, близкая к каждому из нас, которая любит нас и слышит наши просьбы».

 

Источник: radiovaticana.org