//

Трудные вопросы. Выпуск 57. Почему Папа беатифицировал хорватского кардинала Степинаца, которого считают фашистом?

ВОПРОС:
Почему Папа Войтыла беатифицировал хорватского кардинала Степинаца, который был фашистом? Если Папа ошибается в этом случае, значит, это является аргументом против безошибочности Папы Римского.

ОТВЕТ:
Кардинал Алоизий Степинац, архиепископ Загребский во время Второй Мировой войны, при режиме Тито был приговорен к принудительным работам якобы за сотрудничество с пронацистским движением усташей Анте Павелича. Однако истинная причина осуждения была иной: он отказался встать во главе национальной хорватской Церкви, отделившейся от общения с Римской кафедрой.

 

Самыми «старательными» и суровыми постулаторами процесса беатификации Степинаца невольно стали как раз те, кто в 1946 году проводил процесс, названный Папой Пием XII «печальнейшим». Самый первый и яростный обвинитель Степинаца Иаков Блажевич годы спустя признал, что над архиепископом не было бы никакого процесса, если бы он проявил больше «политической эластичности». Степинацу просто-напросто нужно было принять условия Тито, а именно отделиться от Римского Престола. Об этом рассказывал Милован Джилас, второе лицо режима Тито, известному хорватскому скульптору Ивану Мештровичу: «Мы не можем терпеть его привязанность к Папе Римскому. Откровенно говоря, и так думаю не только я, Степинац был приговорен без вины». Более детальные сведения историки имеют еще от одного югославского коммунистического лидера, Владимира Поповича. Степинац – «несомненно, человек с сильным характером, безупречный, твердый в своих убеждениях. Если бы он уступил хотя бы по одному пункту, сегодня он был бы на свободе, а у нас стало бы меньше проблем», - говорил Попович.

 

Этот профиль святости начертан самыми «независимыми» и «незаинтересованными» агиографами. Их утверждения обезоруживают: они решительно опровергают ту черную легенду, которая по сей день окружает личность Загребского кардинала, обвиняемого в пособничестве фашистскому режиму Павелича и даже нацизму. А ведь его поступки и слова в защиту гонимых сербов и евреев, произнесенные с епископской кафедры, известны всем. 13 декабря 1946 года, два месяца спустя после оглашения приговора – поистине юридического монстра, аннулированного хорватским парламентом в 1992 году, -- президент еврейской общины США Луис Брайер заявил: «Этого великого деятеля Церкви обвинили в сотрудничестве с нацизмом. Мы, евреи, это отрицаем. Он был одним из немногих европейцев, которые восстали против нацистской тирании как раз в тот момент, когда это было наиболее опасно. Он открыто и бесстрашно выступал против расистских законов. После Его Святейшества Пия XII, он был одним из величайших защитников евреев, преследуемых в Европе».

 

В 1994 году Амьель Шомрони, секретарь Главного раввина Загреба в годы Второй Мировой войны, свидетельствовал, что «на протяжении четырех лет нацистской оккупации архиепископ Степинац помогал евреям и защищал их различными способами». Шомрони сообщил детали, поскольку ему самому довелось пережить эти события: «Архиепископ помогал евреям, предоставляя им надежное убежище и защиту в своей официальной резиденции в Загребе».

 

На Святой Мессе беатификации 3 октября 1998 года присутствовал – что бывает далеко не всегда – Огниен Краус, президент Координационного комитета хорватских еврейских общин. Его свидетельство особенно красноречиво: «Евреи Хорватии признательны кардиналу Степинацу за то, что он сделал все возможное для спасения людей, принадлежавших к другим вероисповеданиям, национальностям и народам. Мы надеемся, что история вынесет свой суд над поступками кардинала Степинаца в их целом». Эти слова звучат как эхо единственного заявления, сделанного Степинацем во время процесса-фарса: «Если вы меня не оправдаете, меня оправдает история».

 

Вопреки некоторым утверждениям, получившим популярность в России, исторические документы свидетельствуют о том, что он спас жизнь большому числу евреев и сербов. К сожалению, некоторые высказывания Степинаца часто вырывают из контекста, полностью искажая их смысл. Тем не менее, именно блаженному Алоизию принадлежат слова: «Каждый человек, независимо от того, к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые у него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть». И еще: «Роль и задача христиан – спасать людей. Когда эти гнусные и дикие времена пройдут, те, кто пришел в нашу Церковь по вере, останутся. Остальные же вернутся в свои Церкви, когда опасность минует».

 

Когда читаешь некоторые статьи о Степинаце как о пособнике фашистского режима и стороннике геноцида сербов, так и хочется спросить у их авторов: неужели они думают, что во время процесса беатификации, который длился около 20 лет, никто в Римской Курии не «заметил» в биографии, документах и записях Степинаца сведений, подтверждающих его участие в преступлениях, хотя бы своим молчанием?

 

Заметим также, что в материалах, очерняющих блаженного Степинаца, почти всегда речь идет не о его личности, а о других представителях хорватской Церкви и хорватской политики. Да, среди них были и те, кто сделал иной выбор, у всех были разные отношения с режимом. Но когда речь идет о нравственной оценке поступков того или иного человека в процессе беатификации, эта оценка дается одному конкретному человеку. Прежде всего святость, мученичество – это проявление в жизни христианина его взаимоотношений с Богом.

 

Блаженный кардинал Алоизий Степинац родился в Брезариче Загребской епархии (Австро-Венгерская империя) 8 мая 1898 года. После получения начального образования учился в лицее при Загребской семинаиии, но после получения аттестата был послан на итальянский фронт и взят в плен в 1918-м. В 1919 году, вернувшись в Хорватию, поступил на аграрный факультет университета, но в 1924 году вернулся к подготовке к священству. Алоизий Степинац учился в Риме, где в 1930 году был рукоположен во священники. В 1931 году уехал в Хорватию, где с января 1929 года правил король Сербский Александр. Ситуация в Хорватии была тяжелейшая, поскольку власти стремились любой ценой искоренить католичество в пользу православия – государственной религии. При отсутствии какого-либо конкордата с Ватиканом, католики считались гражданами второго сорта и не пользовались теми же правами, что православные.

 

Отец Степинац работал в Курии и стал первым директором епархиального отделения «Каритас». В 1934 году Папа Пий XI назначил молодого Степинаца – ему было всего 36 лет – епископом-помощником архиепископа Загребского монс. Бауэра. В 1937 году он сменил его на епископской кафедре и вскоре возглавил Югословскую епископскую конференцию. В 1941 году Хорватия получила независимость в результате нацистской политики под режимом Анте Павелича, который, по примеру Гитлера и Муссолини, начал преследовать меньшинства (евреев, цыган, сербов и диссидентов). Сербы на территории Хорватии оказались в противоположной ситуации по сравнению с прежним режимом. Архиепископ Алоизий Степинац сразу же встал на защиту гонимых, запретив всякий процесс против православных, а также запретив их перекрещивание в случае перехода в католичество. Архиепископ Загребский обратился с письмом к Павеличу, уговаривая его не трогать невиновных сербов, а в письме от 20 ноября 1941 года призвал к «полному уважению личности, независимо от возраста, пола, религии, национальности и расы».

 

Позиция в защиту меньшинств, о которой он заявил публично, вызвала отрицательную реакцию немцев. Один из представителей режима прокомментировал: «Если бы епископ в Германии произносил такие речи, он бы не сошел живым с кафедры». Павелич отправил в Ватикан делегата, чтобы потребовать снятия архиепископа с должности. 8 мая 1945 года в Загреб вступили партизаны Тито, которые начали систематическую войну против религии, арестовывая и приговаривая к смертной казни противников коммунистического режима. 17 мая 1945 года был арестован и Степинац, однако 3 июня Тито его освободил с определенной целью: он потребовал у архиепископа отделиться от Церкви и учредить национальную хорватскую Церковь.

 

Алоизий Степинац решительно отказался, что спровоцировало новые вспышки преследований. Архиепископ Степинац 22 сентября того же года архиепископ Степинац опубликовал письмо хорватского епископата, в котором обличалась несправедливость гонений на Церковь. Правительство отреагировало усилением гонений, а в сентябре 1946 года Степинац был арестован, и около месяца длился процесс на основе ложных свидетельств и клеветы.

 

Вот некоторые слова архиепископа Степинаца из стенограммы суда:
«Я не был усташем и не присягал им, как меня в том обвиняют ваши чиновники. Хорватский народ выступал за создание хорватского государства, и я был бы чудовищем, если бы не почувствовал биение пульса хорватского народа, пребывавшего в рабском состоянии в бывшей Югославии. Еще раз повторю: для хорвата было невозможно продвижение по службе в армии или дипломатическая карьера, если он не менял вероисповедания или не вступал в брак с женщиной иной веры… Каждый народ имеет право на самоопределение – почему же только хорватский народ должен быть его лишен?»

 

За отказ создавать национальную независимую Церковь архиепископ был приговорен к 16 годам принудительных работ. В октябре 1946 года Степинаца поместили в одиночную камеру, где он пробыл до 1951 года, а потом поместили под домашний арест в Крашиче. 12 января 1953 года Папа Пий XII возвел Степинаца в сан кардинала, публично выступив с осуждением режима, запретившего архиепископу присутствовать на церемонии. В результате Тито прекратил все отношения со Святейшим Престолом. В 1953 году Степинац тяжело заболел, в том числе полицитемией, но с мужеством и терпением переносил многочисленные боли и невзгоды. Архиепископ скончался 10 февраля 1960 года, молясь о своих преследователях. После смерти полиция приказала уничтожить все органы покойного, чтобы воспрепятствовать всяческому почитанию его смертных останков верующими. Со дня похорон Алоизия Степинаца 13 февраля 1960 года не прекращались паломничества в кафедральный собор Загреба к его гробнице. Его молитвенному ходатайству приписывают множество чудес и исцелений. Процесс беатификации Алоизия Степинаца начался в Риме в 1981 году и завершился торжественной церемонией, проведенной в Загребе Папой Иоанном Павлом II 3 октября 1998 года.

 

Приводим отрывок из письма кардинала Алоизия Степинаца, датированного 26 марта 1958 года и адресованного епископу Скопье монс. Цекаде.

 

«Лучше умереть здесь, чем создать впечатление, что Церковь идет на уступки, причем всего-то из-за здоровья убогого епископа. И не сомневайся, что эта весть разойдется быстро, чтобы ввести народ в соблазн, в заблуждение. Тот, с кем поступили крайне несправедливо, теперь, по их мнению, должен просить о милости, чтобы показать их правоту, а не Церкви, когда она поднимает свой голос против их неправды (…). … Очень прошу тебя – будь тверд в уповании о будущем нашей Церкви. Даже если я здесь умру, отдам охотно мою жизнь за Бога и за Католическую Церковь. Молю Бога каждый день сподобить меня сто раз умереть, нежели заставить народ усомниться из-за моего малейшего проявления слабости. Бог никогда не может быть побежден».

 

По поводу замечания нашего слушателя о безошибочности Папы, заметим – абстрагируясь от случая со Степинацем – что беатификация как таковая не относится к сфере безошибочности Папы Римского. Посредством беатификации благословляется публичное почитание того или иного прославленного. К сфере безошибочности Папы относится канонизация – окончательная сентенция, предписывающая всеобщее почитание.

 

 

Источник: Радио Ватикана