//

Трудные вопросы. Почему католики почитают святых и мощи святых?

ВОПРОС: Почему католики почитают святых и поклоняются мощам?

 

ОТВЕТ: Вопрос о почитании святых и святых мощей (католики употребляют слово «поклоняться» только по отношению к Богу, в других случаях используется слово «почитание») - особенно часто задают верующие протестантских конфессий. Они объясняют это, как правило, тем, что после пришествия Христа человек остается глубоко грешным. Лютер говорил: «Etiam dum facit quod in se est, peccat mortaliter». Что бы человек ни делал, он грешит смертельно. Разумеется, у человека, постоянно пребывающего в смертном грехе, не может быть никаких заслуг.

 

Кроме того, согласно протестантскому вероучению, душа человека не является бессмертной: в момент смерти умирает весь человек, и в конце времен он воскреснет телом и душой. И раз после смерти душа человека не живет, то, разумеется, нет никакого смысла молиться святым.

 

Обратимся теперь к Священному Писанию. Например, к Книге Премудрости Соломона: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире» (3,3-1).

 

Или вспомним из Откровения Иоанна Богослова: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр 5,8). Здесь речь идет именно о «молитвах святых»: об этих молитвах мы и просим, обращаясь к заступничеству святых. Молитвы святых преподносятся Богу как чаши, полные фимиама, через посредничество «четырех животных и двадцати четырех старцев», как гласит Апокалипсис. И этот факт ни в коей мере не умаляет единственное посредничество Иисуса Христа между человеком и Богом.

 

«И, начав речь, - читаем далее в Апокалипсисе, - один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр 7,13-15).

 

Святой Иоанн писал Апокалипсис во времена гонений Домициана, которые следовали за гонениями Нерона. И первые читатели Откровения знали, о ком идет речь.

 

Неоднократно на библейских страницах сам Бог призывает просить о молитвах святых, то есть тех, кто праведнее нас. Возьмем, например, следующую цитату из Книги Иова: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42,8). Иов здесь фигурирует как заступник, подобно Аврааму, Моисею, Самуилу, Амосу, Иеремии. Пережитые Иовом испытания представлены здесь ка кзалог эффективности его молитвы.

 

Обратимся ко 2 Книге Маккавейской: Ония-первосвященник говорит о видении «мужа, украшенного сединами и славою, окруженного дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий». Это – первое библейское свидетельство веры в молитвы усопших праведников за живых.

 

В 44 главе Книги Сираха мы также видим явное приглашение прославлять святых.

 

В Новом Завете Елизавета восхваляла Богородицу словами «Благословенна ты между женами». Почему мы не можем делать то же самое в молитве «Ave Maria»?

 

Молитвы святым ни в коей мере не заменяют единственного посредничества Христа: они посредничают между нами и Им. Неслучайно все молитвы заканчиваются словами: «Через Христа, Господа нашего», или: «Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего…». На первый взгляд, когда мы просим других о молитве за нас, это тоже противоречит единственному посредничеству Иисуса. Но святой апостол Павел, наоборот, увещает христиан молиться друг о друге.

 

Совершенно верно то, что ни апостолам, ни ангелам, ни святым не подобает поклонения. Учительство Католической Церкви никогда не предписывало «поклоняться» святым или мощам святых. Поклонение подобает одному лишь Богу, а в отношении святых мы употребляем термин «почитание». Это почитание коренным образом отличается от поклонения даже на уровне жестов. В отношении священных изображений не предписывается коленопреклонения, которое подобает Иисусу Христу в Пресвятых Дарах. В благочестивой практике Католической Церкви не существует такого понятия, как «поклонение мощам». Возможно, некоторые суждения протестантов и имеют основание на фоне определенных злоупотреблений, имевших место в истории Церкви. Что касается почитания мощей, то этот аспект относится к «народному благочестию» - совокупности традиционных практик, установившихся среди верующих. Мощи почитаются как знак святого, о заступничестве которого человек просит. Жесты, связанные с почитанием мощей, – например, прикосновение к ним, - не выражают отношения к мощам как к таковым, а являются знаком почитания самого святого, который для нас служит прежде всего примером для подражания в вере и жизни. Когда мы обращаемся к молитвенной помощи того или иного святого, то мы просим о милости Бога, который свободен эту милость нам даровать или нет – в соответствии с Его благим замыслом.

 

Иногда представители других конфессий в своих суждениях о католиках приписывают им несуществующую терминологию и наделяют некоторые жесты и традиции несуществующим значением. Так обстоит дело и с «поклонением мощам», которое связывают с магическим восприятием и суеверием, что не имеет ничего общего с почитанием смертных останков святых.

 

Очень интересное сравнение на тему почитания святых приводится в «Римском катехизисе» (Катехизисе Тридентского собора): «Тот факт, что царь запрещает кому-либо представляться монархом и позволяет воздавать царскую честь только себе, не означает, что запрещено выражать почтение его должностным лицам». Да и в самой Библии мы нередко встречаем патриархов, поборников культа единого Бога, которые кланяются в знак почитания монархам или возносят к ним мольбы. Например: «Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли» (Быт 42,6). Или: «Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился ему» (1 Цар 24,9).

 

Почитанием святых и мощей мы не только не отнимаем ничего от славы, воздаваемой Богу, но воздаем Ему еще больше славы, воспламеняя в нашем сердце надежду и желание подражать святым добродетелям.

 

Некоторые утверждают, что молитвенное заступничество святых абсолютно не нужно, поскольку Бог не нуждается в посредниках, отвечая человеку. На это возражение аргументированно ответил уже святой Августин, заметив, что часто Бог в Библии дарует милости как раз через посредство заступника-просителя. Можно привести пример Авимелеха, которого Бог простил по заступничеству Авраама.

 

Обращение к молитвам и покровительству святых не означает также слабости нашей веры. Вспомним евангельский рассказ о сотнике: его веру похвалил сам Спаситель, хотя он отправил к Иисусу иудейских старшин, чтобы просить об исцелении сына.

 

Доктрина о единственном Спасителе Господе Иисусе Христе, примирившем нас с Отцом Своей Кровью, который, искупив нас, вошел в небесное святилище и продолжает ходатайствовать о нас, - эта доктрина никоим образом не вступает в контраст с почитанием святых и молитвенным обращением к святым.

 

Противники почитания изображений святых отсылают прежде всего к первой заповеди Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Эта заповедь была дана через Моисея Богом для того, чтобы избегать идолопоклонства. Но, когда эта опасность миновала, сам Бог велит сделать изображение, говоря Моисею: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ 21,8). А в Книге Премудрости поясняется: спасение пришло тогда не от змея, а от Того, кого змей символизировал: «Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех» (16,7). На этот символ впоследствии сошлется и Сам Иисус: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3,14015).

 

Кроме того, Бог велит Моисею разместить образы херувимов на Скинии и Ковчеге Завета. Царь Соломон также помещает изображение херувимов в Храм. А в его собственном доме тоже имелись изображения, например, двенадцать волов, о которых идет речь в 7 главе 3-й Книги Царств.

 

Святой апостол Павел называет Иисуса Христа «образом Бога невидимого» (1 Кол 1,15). Сам Бог показал Себя во Христе. Христианское почитание изображений не противоречит Первой Заповеди, запрещающей идолов. Действительно, «почитание, воздаваемое образу, обращено к прообразу», и «тот, кто почитает образ, почитает изображенную на нем личность». Почитание икон и других изображений - это «выражение глубокого почтения», а не поклонение, которое подобает одному только Богу.
 

Источник: Радио Ватикана