//

Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь -- на Петре или на Иисусе Христе?

ВОПРОС: Так на каком же все-таки камне воздвигнута Церковь – на Петре или на Иисусе Христе? В Евангелии от Матфея (16,18) ясно говорится, что святой Петр – это камень, на котором основана Церковь. Но в Послании к Ефесянам (2,20) святой апостол Павел говорит, что Христос – краеугольный камень.

 

ОТВЕТ:  Обратимся сегодня снова к Библейскому словарю Маккензи, к разделу «Кифа»: «Прозвище, данное Иисусом Симону; в Евангелии оно встречается только у Иоанна 1,42; в других местах – в греческом эквиваленте «петрос», Пётр. Интересно заметить, что Павел использует арамейское имя в восьми случаях из десяти (в 1 Послании к Коринфянам и в Послании к Галатам): греческое имя он использует дважды. Несомненно, арамейское имя соответствует первоначальной версии; когда были написаны Евангелия, греческое имя должно было заменить собой арамейское».


Каждый раз, обращаясь к Симону или говоря о нем, апостолы, говорившие на арамейском языке, называли его «скалой», то есть это выглядело примерно так: «скала сказала то-то, скала сделала то-то».


В Евангелии от Матфея (16,18) Иисус говорит: «Ты – Петр (греч. «петрос»), и на сем камне (греч. «петра») Я создам Церковь Мою». Здесь совершенно очевидно, что Христос говорит об основании Церкви именно на Петре. Тем более что в Послании к Ефесянам (2,20) апостол Павел приводит не слово «петра», а другое слово – «акрогониайос»: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем».


По поводу этой фразы можно сделать два замечания. Первое: Церковь основана на фундаменте апостолов, и Павел знает, что прежде всего она основана на том, кто от Христа получил имя камня. Апостол Павел называет его этим и только этим новым именем: 8 раз по-арамейски (Кифа) и дважды – по-гречески (Петрос).


Второе: называя Иисуса краеугольным камнем, в греческом тексте апостол не использует это же слово – «петра», но употребляет «акрогонайу», что значит главный, краеугольный камень.


Таким образом, даже на уровне лексики можно уверенно сделать вывод: Иисус – краеугольный камень, вокруг которого и на котором зиждутся основания Церкви. И в этих основаниях есть камень, Кифа, святой Петр.
Применяя богословский язык, мы можем сказать: Христос сегодня остается невидимым фундаментом, краеугольным камнем Церкви, Тем, кто ее удерживает против всяких козней и гонений. Да, именно Он дарует ей силу дойти до скончания века.


Петр же – видимый фундамент, который никогда не будет разрушен. Это – та самая твердыня, которая должна утверждать братьев в вере: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22,31). Он же призван пасти овец и агнцев (то есть пастырей и верных). Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.


Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». (Ин 21, 15-16).


Новое имя, данное Христом святому Петру, поистине уникально. Во времена Иисуса никого из евреев так не называли. Для всех семитов имя было не каким-то условным наименованием, а выражением сущности его носителя, цели его жизни: по крайней мере как надежда для того, кто давал имя. В Ветхом Завете, как мы знаем, этимологии собственных имен придавалось очень большое значение. Поэтому изменение чьего-либо имени означало наделение новой идентичностью: например, царь-победитель менял имя побежденному сопернику, подчеркивая, что он теперь находится в его власти.


Прежде всего Сам Бог открывал Свою волю для будущего и являл Свое могущество, лично нарекая именем того, кого избирал для Своих замыслов. Так произошло с Исааком, Исмаилом, с Иоанном Крестителем и с Иисусом. Устами пророков Он наделял людей символическими, полными предзнаменований именами.


Иногда смена имени знаменовала собой новый путь, как это случилось с Авраамом, Сарой и Иаковом, стоявшими у корней избранного народа. Вместе с новым именем они получали обетования славы и спасения, особые милости и благословения, обретали новые, глубочайшие узы с Богом, подтверждая их торжественным обязательством.


Читая сроки из Евангелия от Иоанна, мы видим, как Петр был ошеломлен, как росло его изумление перед взглядом, от которого он не мог уйти, перед именем – столь новым и загадочным для него. Именно тогда Иисус «завоевал» Симона, свободного и пылкого галилеянина, и с того момента он навсегда был связан с тайной Самого Христа.


Смена имени Симона глубоко символична. Она должна была выглядеть таковым для всех, кто окружал Петра. Ведь они могли вспомнить и о другом случае – у истоков истории Израиля, когда Бог сменил имя «Аврам» на «Авраам», -- «ибо Я сделаю тебя отцом множества народов», сказал тогда Господь. Для апостолов должна была быть очевидна связь этих двух фактов. Пламя первого – Авраама – иным светом должно было возгореться в Петре. Оно символизирует новое отцовство над множеством людей.


Подобная смена имени приобретает несомненную важность и в тот момент, когда Иисус учреждает апостольский собор и вверяет ему первую временную миссию. Об этом нам сообщает евангелист Марк (3,16): «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
поставил Симона, нарекши ему имя Петр». И хотя евангелист перечисляет Петра среди Двенадцати, он все же первый, и это не случайно. Ту же позицию в списке апостолов передает и евангелист Матфей (10,2): «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром». Марк и Лука, не произнося слова «первый», ставят его на первое место. Здесь уместно напомнить, что Евангелия имеют двойную историческую ценность: во-первых, они передают сказанное и сделанное Иисусом, а во-вторых, свидетельствуют о том, как мыслила, учила и веровала Церковь апостольской эпохи.

 

Источник: radiovaticana.org

 

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Кто такой Антихрист?
Трудные вопросы. Грех ли для католика перейти в православие?
Трудные вопросы. Зачем исповедовать грехи священнику?
Трудные вопросы. Можно ли молиться за победу любимой сборной на Чемпионате по футболу?
Трудные вопросы. Не отходят ли католики от Священного Писания в вопросе подчиненности женщины мужчине?
Трудные вопросы. Что сказать человеку, который думает о самоубийстве?
Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?
Трудные вопросы. Почему Церковь отменила запрет на отпевание самоубийц?
Трудные вопросы. Может ли гомосексуалист стать священником?
Трудные вопросы. Грех ли посещать дискотеку?
Трудные вопросы. Грех ли не осенять себя крестным знамением перед едой?
Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?
Трудные вопросы. Два вопроса от мусульманина
Трудные вопросы. Может ли дьявол вселиться одновременно в нескольких человек?
Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви
Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?