//

Трудные вопросы. Можно ли считать "Божественную комедию" Данте богословским трактатом?

ВОПРОС: «Можно ли считать «Божественную комедию» богословским трактатом? Есть ли какое-то библейское обоснование семи кругов рая, или это лишь плод воображения великого поэта?»

 

ОТВЕТ: «Божественная комедия» Данте Алигьери – это поэтическое произведение, хотя в нем очевидным образом проявляется католическое вероучение. В своих произведениях Данте показал глубокие теологические познания. В шестисотлетний юбилей со дня смерти поэта Папа Бенедикт XV посвятил ему целую энциклику: «In praeclara» (30 апреля 1921 года).


«Родившись в эпоху, когда процветали философские и богословские исследования, благодаря учителям – схоластам, собиравшим воедино лучшее наследие прошлого, чтобы передать его потомкам, внося в них свой неповторимый талант, посреди величайшего разнообразия мнений, Данте выбрал в качестве высшего учителя святого Фому Аквинского, основателя схоластики.


Именно этому наставнику, интеллектуальный гений которого был наделен титулом «ангельский», он обязан всем, что ему было открыто философией и богословским умозрением. С другой стороны, он не пренебрег ни одной отраслью знаний и науки и не сократил долгих часов, посвященных размышлению над Священным Писанием и над святоотеческим наследием.


Обладая универсальной культурой, и прежде всего опираясь на священное знание, перед тем как приступить к своему поэтическому труду, он именно в религии нашел пространство, бесконечно открытое для его поэтического дарования, а также самые благородные темы.


Без сомнения, мы должны восхищаться невероятной широтой и силой его таланта; но необходимо помнить и о том, что значительная часть этой силы вдохновлена верой в Бога: и это доказывает, что творение Данте обязано своей красотой в равной степени многогранному сиянию Божественной истины и художественным ресурсам.
На самом деле, вся «Комедия» -- заслуженно называемая «Божественной», -- не имеет иной цели, в том числе в элементах вымысла и воображения, в мирских реминисценциях, присутствующих во многих местах, -- кроме прославления справедливости и провидения Бога, который удерживает мир во времени и в вечности, воздавая людям и сообществам награды и наказания, в соответствии с их заслугами.


Таким образом, в поэме великолепно и в полном соответствии с католическим вероучением прославляется Единый Бог в Пресвятой Троице, искупление человеческого рода, совершенное воплотившимся Глаголом Божиим, нескончаемая благость и щедрость Девы Марии, Матери Божьей, небесное блаженство избранных, ангелов и людей. Наконец, между раем и адом показана обитель душ, перед которыми, после периода искупления, откроются небеса (речь идет о Чистилище). На протяжении всей поэмы заметно, насколько мысль, преисполненная мудрости, руководит изложением тех или иных католических истин веры».


Папа Бенедикт XV продолжает: «Поскольку Данте воздвиг все здание своей поэмы на религиозном фундаменте, не надо удивляться, что в ней, как в ценнейшей сокровищнице католической доктрины, заключается квинтэссенция христианской философии и теологии…


Наивысшая похвала, какую можно ему вознести, заключается в том, что он был христианским поэтом, то есть нашел поистине Божественные слова, чтобы воспеть христианские реалии, в которых он созерцал всей душою красоту и сияние, великолепно их понимая и считая их самой своей жизнью. И тот, кто дерзнет лишить Данте такой похвалы, не видя в религиозном сюжете «Божественной комедии» ничего, кроме вымышленного романа, не положенного на основание истины, тот, несомненно, лишает нашего поэта прекраснейшего венца и основания для всех других его заслуг».


Есть ли какое-то библейское обоснование семи кругов Рая? – спрашивает наш слушатель. Различные степени блаженства имеют свое библейское и богословское обоснование, хотя Данте и отобразил их посредством фантазии.


О существовании различных уровней блаженства говорит нам сам Господь в притче о талантах. Господин дал одному рабу пять талантов, а другому – два, и на них первый приобрел еще пять талантов, а второй – еще два.
В литургии Церкви соблюдается определенный порядок в иерархии святых: начала идут апостолы, затем мученики, потом пастыри и учители, за ними – посвященные Девы, затем – другие святые мужчины и святые женщины.


Содержание «Божественной комедии», с ее точными богословскими ссылками, в чем-то напоминает сочинения святого Фомы Аквинского. И не только своими богословскими концепциями, в полном следовании догматам Алигьери проявляет себя как верный выразитель христианской доктрины в ключе Св. Фомы Аквинского, но также и в деталях, в описаниях фактов и в терминологии. Во многом они совпадают с написанным святым Ангельским учителем.


Историк Даниэль Ропс по этому поводу пишет: «Чтобы достичь Беатриче там, в эмпирее, где ее вечная юность слилась с совершенным знанием, Данте всецело посвятил себя изучению всего, чем в то время мог обладать интеллект. Искусство и наука, философия и богословие – ничего не прошло мимо его счастливого стремления. Некоторые ценные друзья сопровождали его в неустанном поиске: нежный и меланхоличный поэт Гуидо Кавальканти, музыкант Казелла, Джотто, неповторимый гений цвета и формы, богослов Ремиджио Джиролами, ученик Св. Фомы Аквинского, и в первую очередь старый добрый наставник Брунетто Латини, которого в 15 Песни «Ада» он трогательными словами благодарит за то, что тот научил его вечности»

Источник: radiovaticana.org

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

 

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?