//

Трудные вопросы. Могут ли помыслы быть таким же грехом, как и действия?

ВОПРОС: Являются ли нечистые помыслы в глазах Божиих таким же тяжким грехом, как и действия? Можно ли их считать обыденным грехом?

 

ОТВЕТ: Господь сказал в Евангелии: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5,27-28).

 


Обратимся к комментарию Катехизиса Католической Церкви: «В этимологическом смысле слово «вожделение» может указывать на любую сильную форму человеческого желания. Христианское богословие придает ему особый смысл - чувственного аппетита, противостоящего человеческому благоразумию. Св. апостол Павел отождествляет его с мятежом «плоти» против «духа». Оно является следствием непослушания первородного греха (Быт 3, 11). Оно вносит беспорядок в нравственные способности человека и, само по себе не будучи грехом, толкает его на совершение греха».


Это – ясный ответ на наш вопрос. Вместе с тем следует помнить, что переход от мыслей к действиям может предполагать определенные трудности. Поэтому необходимо подчеркнуть наличие или отсутствие воли к совершению греха.


Кроме того, действие, поступок вовлекает всего человека, оставляя на нем след. Таким образом, поступок больше вовлекает в зло, чем одно только желание или мысль.


В каких случаях нечистый помысел может быть смертным грехом? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить о трех условиях наличия смертного греха: серьезная материя, полное согласие и полное осознание.
Что касается материи, то можно привести пояснение из документа Конгрегации вероучения от 1975 года – «Persona Humana»: «Согласно христианской традиции и учительству Церкви и в соответствии со здравым смыслом, нравственный порядок сексуальной сферы затрагивает такие высшие ценности человеческой личности, что любое прямое нарушение этого порядка является объективно тяжким».


Итак, в любом случае, материя будет тяжкой – даже когда речь идет о помыслах. Но хотя есть в наличии тяжкая материя – если мысли, связанные с сексуальной сферой, чужды воле Божьей, -- очень часто бывает, что нет полного осознания. Помысел, фантазия, желание может настичь нас совершенно неожиданно, еще до того, как мы их осознали. И даже когда это осознание наступает, и мы стараемся прогнать эту мысль, она снова возвращается. Часто – и об этом можно прочитать в житиях и сочинениях многих святых, – эти помыслы как будто осаждают (достаточно вспомнить о святой Екатерине Сиенской). Но и в этой ситуации не следует терять душевный покой: ведь одно дело – чувствовать мысли и совсем другое – соглашаться с ними.


Сравним это, например, с телевизором: нажимая на кнопки пульта, мы можем наткнуться на передачи непристойного содержания. Тогда мы либо переключаем на другой канал, либо погружаемся в то, что видим. Вот в этом случае речь идет о тяжком грехе.


Если же речь идет о трудноконтролируемых помыслах, которые возникают и продолжаются непроизвольно, то необходимо не впадать в смущение. Хотя в данных помыслах или желаниях замысел Божий о сексуальной сфере присутствует в деформированном виде, тем не менее, в этом случае нет полного осознания и согласия воли. То есть эти помыслы можно считать обыденным грехом.

 

Источник: radiovaticana.org