//

Трудные вопросы. Как выбирали Римских Пап после святого Петра?

ВОПРОС: Как выбирали Римских Пап после святого апостола Петра?

ОТВЕТ: Избрание Римского епископа в первые столетия жизни Церкви не отличалось от процесса избрания других епископов. Некоторые правила церковных выборов можно найти уже в 44 главе Первого послания к Коринфянам Папы Климента, однако для того, чтобы ознакомиться с прямыми свидетельствами избрания Пап, нужно подождать до сочинений святого Киприана. В своих Письмах (44 – 55 – особенно в 55-м) – он пишет об избрании святого Корнилия, проходившем в атмосфере особенных волнений из-за проблем с Новацианом. Это случилось в марте 251 года. В избрании Корнилия – свидетельствует Киприан, перечисляя все иерархические уровни, – принимали участие духовенство и народ, а присутствующие епископы возвели его в сан епископа. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.


Начиная с 4 столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора, выборы Папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом – этот титул больше относился к области административного управления Римской Церкви. Обычно новый Папа избирался через дни дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений, а самый длительный период вдовствующей Папской кафедры – 3 года --предварил избрание Григория Х в 1271 году). Итак, три дня – на выборы нового Папы, а его посвящение происходило в последующее воскресенье.
От Иустиниана I до Константина IV, то есть до 685 года, новоизбранный Папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.
Последним, кто испрашивал подтверждения своего избрания у экзарха, был Папа Григорий III в 731 году. Но в исключительных случаях можно было обойтись и без одобрения экзарха, как в случае Пелагия.


Посвящение Римского епископа уже в 4 столетии стало прерогативой епископа Остии, как свидетельствует святой Августин. Вместе с епископом Остии в посвящении участвовали также епископы Альбано и Порто.
После избрания и посвящения новый Папа рассылал Патриархам и епископам основных кафедр синодическое послание, в котором сообщалось о его избрании на Престол Святого Петра. Этот обычай засвидетельствован уже святым Киприаном в Карфагене.


Избрание Папы всегда было религиозным и политическим событием особой важности. Поэтому не стоит удивляться, что уже в древние времена ему сопутствовали бурные страсти и низменные политические интересы. Гражданские власти неоднократно почитали своим долгом вмешаться ради сохранения общественного порядка или навязывая своих кандидатов, и не всегда это происходило в пользу Апостольского престола.


Немецкие императоры подчинили Папские выборы своей власти, что привело к появлению антипапы в 11 и 12 веке. Монархи Испании, Франции и Австрии вмешивались в выборы Папы с 16 века вплоть до конклава Пия Х: их коварным оружием было вето, налагаемое на избрание того или иного кандидата.


Римский Синод 769 года преграждает путь к Папству для всех, кто не обладает титулом кардинала – пресвитера или диакона, -- в то время как избирали Папу все духовенство и особо важные персоны. Constitutio Romana в 824 году вернула знати и народу их роль в избрании Папы. Но во избежание злоупотреблений на посвящении новоизбранного должны были присутствовать легаты императора. Римский Синод 898 года вновь подтвердил необходимость присутствия этих легатов и ограничил круг избирателей Папы до епископов и духовенства Рима. Но выборы должны были проходить в присутствии Сената и народа.


Чтобы воспрепятствовать тяжким злоупотреблениям, имевшим место на каждом избрании, Папа Никколо II в 1059 году ограничил круг выборщиков до кардиналов-епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор. А сам кандидат должен был принадлежать к духовенству Римской епархии, и только в случаях особой нужды можно было прибегать к кандидатам извне. Никколо II предусмотрел также тот случай, когда по каким-либо причинам выборы должны были проходить за пределами Рима.


Декрет, которым Папа Никколо II предоставил выборы Папы Коллегии Кардиналов, ознаменовал собой новый период в истории Папства. Он развивался вплоть до современного порядка избрания Римских Пап, требующего большинства голосов – две трети – для действительных выборов, исключая кардиналов в возрасте старше 80 лет. Но в любом случае число кардиналов-выборщиков не должно превышать 120.

 

Источник: radiovaticana.org

 

На вопросы читателей отвечает русская служба Радио Ватикан - rus@vatiradio.va, почтовый адрес для вопросов -  – Русская служба Радио Ватикана, 00120 Ватикан.

Цикл "Трудные вопросы"

Трудные вопросы. На каком камне основана Церковь -- на Петре или на Иисусе Христе?
Трудные вопросы. Кто такой Антихрист?
Трудные вопросы. Грех ли для католика перейти в православие?
Трудные вопросы. Зачем исповедовать грехи священнику?
Трудные вопросы. Можно ли молиться за победу любимой сборной на Чемпионате по футболу?
Трудные вопросы. Не отходят ли католики от Священного Писания в вопросе подчиненности женщины мужчине?
Трудные вопросы. Что сказать человеку, который думает о самоубийстве?
Трудные вопросы. Каковы обязанности, которые налагает Таинство Брака, и может ли их неисполнение стать оправданием для развода?
Трудные вопросы. Почему Церковь отменила запрет на отпевание самоубийц?
Трудные вопросы. Может ли гомосексуалист стать священником?
Трудные вопросы. Грех ли посещать дискотеку?
Трудные вопросы. Грех ли не осенять себя крестным знамением перед едой?
Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?
Трудные вопросы. Два вопроса от мусульманина
Трудные вопросы. Может ли дьявол вселиться одновременно в нескольких человек?
Трудные вопросы. Богатство и роскошь Церкви
Трудные вопросы. Католичество и англиканство
Трудные вопросы. Что происходит, если мученик в момент смерти не находится в состоянии благодати?
Трудные вопросы. Что происходит с душой при пересадке органов? Как избавиться от посторонних мыслей во время молитвы?
Трудные вопросы. Можно ли вступить в контакт с умершими родными?
Трудные вопросы. Кто устанавливает день нашей смерти?
Трудные вопросы. Можно ли христианину заниматься карате?
Трудные вопросы. Какая разница между святыми и блаженными, между Отцами Церкви и Учителями Церкви?
Трудные вопросы. Можно ли молиться о животных?
Трудные вопросы. В каких источниках говорится о мученичестве апостола Петра в Риме?
Трудные вопросы. Почему трудно попасть сразу в Рай?
Трудные вопросы. Будет ли наше тело в Воскресении таким же, как сейчас?
Трудные вопросы. Когда придет последний день, все ли умрут?
Трудные вопросы. Можно ли причащаться без предварительной Исповеди?
Трудные вопросы. Можно ли исповедоваться у разных священников?
Трудные вопросы. Как победить страх "плохой Исповеди"?
Трудные вопросы. Если Бог предопределил нашу участь, зачем вообще продолжать мир?
Трудные вопросы. Почему Церковь за аборт отлучает, а за убийство - нет?
Трудные вопросы. О реинкарнации
Трудные вопросы. Грех ли проживать вместе до брака, соблюдая целомудрие?
Трудные вопросы. Правда ли, что Адам прожил 930 лет?
Трудные вопросы. Что значит -- хула на Святого Духа не простится?
Трудные вопросы. Что означает отлучение от Церкви?
Трудные вопросы. Она -- католичка, он -- разведенный православный. Возможен ли брак?
Трудные вопросы. Нормально ли для христианина бояться смерти?
Трудные вопросы. Протестанты и апостольское преемство
Трудные вопросы. Как Бог может быть единым и в то же время Троицей?
Трудные вопросы. Почему не могут приступать к Причастию разведенные, вступившие в новый брак?
Трудные вопросы. Видит ли дьявол наши мысли?
Трудные вопросы. От кого произошли люди?
Трудные вопросы. О незаслуженной любви Бога

Трудные вопросы. Откуда взялась жена у сына Адама и Евы?