//

Трудные вопросы. Как Церковь относится к вакцинации и к обезболиванию наркотическими препаратами?

ВОПРОС: Правда ли, что до недавнего времени Католическая Церковь запрещала вакцинацию и обезболивающие наркотические средства? Существуют ли какие-то официальные документы Церкви на этот счёт?

                   

ОТВЕТ: Неправда. Не существует ни одного документа Учительства Церкви, свидетельствующего о таких запретах, в то время как можно найти свидетельства об обратном.

 

По поводу прививок, можно привести Словарь нравственного богословия выпуска 1955 года. В нем утверждается, что несмотря на возможные побочные явления, иногда достаточно тяжелые (например, случаи энцефалита после прививок против оспы), медицинская статистика свидетельствует о полезности прививок. Таким образом, гласит статья в богословском словаре, «неправы врачи, которые заявляют о бесполезности прививок. Посредством таких утверждений они способствуют отказам от вакцинации, содействуя тем самым возвращению или дальнейшему развитию опасных эпидемических очагов».

 

Что касается обезболивающих препаратов, то существует документ Папы Пия XII, в котором он утверждает о нравственной допустимости как для врача, так и для пациента, использования наркотических средств для облегчения боли в случае приближения смерти, даже если известно, что эти препараты ускорят наступление смерти. Ибо в таком случае, поясняет Папа Пий XII, речь идет «не о жажде смерти и стремлении к ней, хотя риск смерти по обоснованным причинам допускается, но только о желании смягчить боль применением анестезирующих средств, созданных медициной». Документ называется «Ответ на 3 вопроса, поставленных Итальянским обществом анестезиологии».

 

В «Декларации об эвтаназии» Конгрегация вероучения также утверждает, что «в данном случае речь не идет о содействии наступлению смерти». А Папа Иоанн Павел II в энциклике “Evangelium Vitae” пишет, что пациент, добровольно отказывающийся от обезболивания, чтобы сознательно участвовать в страданиях Господа, заслуживает похвалы, но такое героическое поведение не является обязательным для всех (EV 65).

 

В этом же параграфе Папа Войтыла добавляет: "Не следует отнимать сознание у умирающего без серьезных причин: на пороге смерти люди должны быть в состоянии исполнить свои нравственные и семейные обязанности, а главное — иметь возможность сознательно приготовиться к окончательной встрече с Богом». Недопустимо практиковать наркоз пациента против его воли, когда он в состоянии ее изъявить.

 

Источник: Радио Ватикан