//

Созерцающий Солнце: жизнь и деяния святого апостола Иоанна

27 декабря в Церкви на Западе отмечается праздник святого Иоанна евангелиста, самого молодого апостола, прожившего самую долгую жизнь. Этот ученик чаще всего присутствует во время главных событий жизни Иисуса. Св. Иоанн – автор четвертого Евангелия, отличающегося богословским содержанием, и Апокалипсиса – единственной пророческой книги Нового Завета.

 

Иоанн происходил из Галилеи и был сыном Зеведея и Саломии, братом Иакова-старшего. Его мать была из группы тех женщин, которые сопровождали Иисуса, когда Он поднимался на Голгофу. Вероятно, она была двоюродной сестрой Девы Марии. Отец апостола Иоанна занимался рыбной ловлей на озере, и у него под началом были наёмные работники-рыбаки.

 

Хотя Иоанн был довольно зажиточным и имел связи среди священников, он никогда не посещал школу для раввинов и считался неграмотным и человеком из народа. Кое-кто из ученых вообще выдвигал гипотезу, что апостол Иоанн только диктовал свои сочинения, а записывал их его ученик.

 

Хронологически Иоанн – первый апостол, которого знал Иисус, а также последний из апостолов, который завершает апостольскую миссию.

 

Иоанн был до этого последователем Иоанна Предтечи. Это ему и Андрею, согласно Евангелию от Иоанна, Креститель указал на Иисуса, сказав: «Вот Агнец Божий», - и двое, услышав это, последовали за Ним. Иисус спросил: «Что вам надобно?» - и они ответили: «Равви, где живешь?». Тогда Иисус пригласил их к Себе, и они оставались у Него весь день. Иоанн даже уточняет: «Было около десятого часа», - что свидетельствует о сильнейшем впечатлении, которое произвела на него эта встреча.

 

Затем Иоанн присоединился к другим апостолам, когда Иисус шел по берегу озера. Согласно Евангелию от Матфея, Иисус призвал его и брата – Иакова – которые чинили сети. И они сразу же, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

 

С тех пор Иоанн занимал особое место в соборе апостолов. Он был самым молодым из всех, но в списке значился на четвертом месте. Его особенно любил Петр, возможно, его земляк, но прежде всего – Иисус. До такой степени, что сам апостол Иоанн в Евангелии называет себя самого «возлюбленным учеником Иисуса».

 

Среди всех учеников Иисуса он был одним из трех ближайших – вместе с Петром и своим братом Иаковом, - которые сопровождали Учителя в самых важных обстоятельствах, например, во время воскрешения дочери Иаира, в момент Преображения на горе Фавор и в Гефсиманском саду. С Петром он ходил готовить пасхальную трапезу, а на самой Вечере в Иерусалиме занимал почетное место – по правую руку от Иисуса. По просьбе Петра он «припал к груди» Иисуса, - это был знак утешения и любви, - чтобы спросить имя предателя.

 

Эта сцена, насыщенная драматизмом, на протяжении веков воспроизводилась в «Тайной Вечере» многих известных художников. Когда Иисуса арестовали, Иоанн убежал вместе с остальными, но следовал за Ним во время процесса. Иоанн – единственный из апостолов, кто оказался у подножия Креста рядом с Марией, которую взял к себе под опеку после того, как Иисус вверил ему Свою Матерь перед смертью.

 

Вместе с Петром Иоанн был первым, кто узнал о пустом гробе от Магдалины, и с Петром поспешил ко гробу и добежал первым, в силу своей молодости, - но из уважения к Петру не вошел, остановившись у входа. Иоанн вошел в гробницу после Петра и увидел на земле пелены, в которые был обернут Иисус после смерти. Эта картина просветила разум апостола Иоанна и, возможно, он уверовал в Воскресение даже раньше Петра, который возвращался, удивленный увиденным.

 

Иоанн присутствовал при последующих явлениях Иисуса собравшимся вместе апостолам. Он был первым, кто узнал Его во время чудесной рыбной ловли на Тивериадском озере. Он был также в тот момент, когда Иисус утвердил первенство апостола Петра. Вместе с другими апостолами Иоанн получил от Господа апостольский мандат и обетование Святого Духа – во время Пятидесятницы, когда присутвовала также Дева Мария.

 

Почти всегда апостол Иоанн сопровождал апостола Петра в его апостольской миссии и был с ним, когда произошло первое громкое чудо: исцеление хромого у Красных ворот. Вместе с Петром он не раз был арестован и высечен Синедрионом за проповедь. Книга Деяний Апостолов рассказывает, что Иоанн был послан в Самарию, чтобы укрепить там веру, уже посеянную апостолом Филиппом.

 

Около 53 года святой апостол Павел называет его столпом рождающейся Церкви, наряду с Петром и Иаковом старшим.

 

Иаков был обезглавлен примерно в 42 году царем Иродом Агриппой I, став первомучеником среди апостолов. Согласно древним источникам, Иоанн окончательно покинул Иерусалим (точно известно, что в 57 году его уже там не было), чтобы нести Евангелие в Малую Азию. Иоанн руководил жизнью Церкви в Эфесе и других общин этого региона.

 

Иоанн также осуществил пророчество Иисуса о том, что он последует за Ним в Страстях. Хотя он и не принял мученической смерти, как его брат и другие апостолы, но был вынужден терпеть гонения Домициана: это вторая волна преследований христиан. В последние годы своей власти, около 95 года, прослышав об апостоле Иоанне, Домициан велел ему явиться в Рим и, обрив его в знак оскорбления, приказал погрузить его в котел с кипящим маслом у Латинских ворот. Но Иоанн вышел невредимым. Вплоть до наших дней об этом легендарном чуде напоминает восьмиугольная часовня, расписанная Браманте и законченная Борромини.

 

Святой апостол Иоанн был затем сослан на остров Патмос (примерно в 70 км от Эфеса) за проповедь и свидетельство Иисуса Христа. После смерти Домициана на престол взошел император Нерва, проявлявший терпимость по отношению к христианам. Поэтому Иоанн смог вернуться в Эфес, где продолжал увещать паству к братской любви. Иоанн скончался около 104 года, в возрасте более ста лет. Самый молодой из апостолов, сохранивший безбрачие, жил дольше всех, свидетельствуя Христа и Его учение христианам до второго столетия.

 

На его гробнице в период между 5 и 6 веками в Эфесе был воздвигнут великолепный собор. Традиция и древние письменные источники приписывали ему многочисленные чудеса, например, то, что он спасся от отравления и остался невредимым после того, как его бросили в море. Согласно этим источникам, в Эфесе он даже воскресил мертвого.

 

В преклонном возрасте апостол Иоанн не мог ходить, и на собраниях со своими учениками, на которые его переносили на руках, он говорил только одно: «Дети мои, любите друг друга». И когда у него спрашивали, почему он говорит одну и ту же фразу, он отвечал: «Потому что это заповедь Господа, и достаточно только этого».

 

Апостольскую доктрину святого Иоанна отличает то, что он указывает на Благодать как на естественную основу христианской жизни. Иоанн был больше склонен к созерцанию, чем к действию, но это не значит, что он был хрупким фантазером. Он был пылким и неудержимым: не случайно их с братом Иаковом называли «сынами грома».

 

Как богослов высочайшего уровня, Иоанн подчеркивал божественность Иисуса, а как точнейший историк, ставил акцент на человечности Иисуса, повествуя о Его человеческих особенностях, о которых другие евангелисты умалчивали. Например, это сцена изгнания торговцев из Храма, описание усталости Иисуса, его плач о Лазаре, Его жажда на Кресте и так далее.

 

Апостола Иоанна справедливо называют евангелистом любви и богословом истины и света. И проникнуть в эту истину ему удалось потому, что он был пронизан Божественной любовью.

 

Евангелие святого Иоанна начиная со 2 века стали называть «духовным Евангелием». В начале оно завершалось 20-й главой: с 1 по 12 главу это была «книга знамений», а с 13 по 20 – «книга часа», то есть наивысшего момента жизни Иисуса, принесенной в жертву на Кресте. В конце 1 столетия появились последние главы, в которых есть упоминание также о смерти апостола. Ученые утверждают, что Евангелие от Иоанна было создано в несколько этапов.

 

Иоанн – автор единственной пророческой книги Нового Завета: «Откровения». Откровение Иоанна Богсолова – Апокалипсис – закрывает цикл священных книг. Насыщенный символикой, Апокалипсис считали неким оракулом о конце света. В действительности же это – конкретное послание надежды, обращенное к Церкви, переживавшей внутренний кризис и страдавшей от преследований Римской империи. Цель Апокалипсиса – вселить в Церковь мужество веры и свидетельства. Апокалиптический жанр был широко распространен в иудаизме. Это книга пророческая в том смысле, что она истолковывает деяние Бога внутри истории.

 

Существуют также три Послания святого Иоанна, написанные, вероятно, в Эфесе. Их цель – подчеркнуть некоторые основоположные истины, подвергавшиеся нападкам со стороны гностических доктрин.

 

Эмблема апостола Иоанна – орёл: так же, как орёл может смотреть на солнце, Иоанн в своем Евангелии устремлял взгляд в самую глубину божественности.

 

Источник http://ru.radiovaticana.va