//

Слово патриарха Святослава Шевчука к украинским харизматам

 

 

Прежде всего я хочу очень поблагодарить еще раз за то, что вы сегодня здесь собрались для того, чтобы я имел возможность вас узнать, вас послушать, посмотреть вам в глаза, услышать, как вы начались, как вы живете, как вы работаете. Поверьте, это для меня очень важно.

 

Особенно хочу поблагодарить отцов, братьев и сестер Латинской Церкви, которые сегодня приехали. Фактически я не являюсь вашим иерархом, но мне очень приятно, что вы сегодня здесь с нами, потому что, думаю, когда мы говорим об обновлении Католической Церкви в Духе Святом, мы говорим об одной и той же Церкви, хотя в своем поместном виде мы имеем разные традиции. Но когда мы исходим сразу  из такого фундамента единства, то это даст, надеюсь, хорошие плоды. Поэтому сердечно поздравляю вас, благодарю, что вы приехали даже с далекого юга Украины, из Киева, из других городов и так же здесь с нашей Западной Украины.

 

Я бы хотел свое слово к вам суммировать в одной фразе. Это так меня «запрограммировал» Владыка Дмитрий. В начале он сказал, что мой предшественник, Блаженниший Любомир, свое видение движения Обновления  в Духе Святом выразил в двух словах: «Быть ​​...» (это очень важно - быть) - «Быть ​​собой». Я бы хотел только продолжить то, что сказал Блаженнейший Любомир, добавить два своих слова: «Быть ​​собой в Церкви и для Церкви». Когда я готовился на встречу с вами, я пытался как-то услышать, что говорят наши Владыки о вас, священники. Вспоминая свои моменты, когда я общался с движением Обновления в  Святом Духе в разных странах, в разных временах, но знаете, все то, что я где-то хочу вам сказать, я услышал от вас. Поэтому где-то, возможно, в своем слове я ничего другого не сделаю, как только подытожу все то, о чем мы сегодня говорили. Может немного другим способом, по-другому скажу все то, что уже где-то сегодня прозвучало. Думаю, что этот лозунг «Быть ​​собой в Церкви и для Церкви» не каждый из вас говорил. Особенно, когда вы говорили о том, как вы видите свое, ваше служение, вашу задачу и т.д.

Прежде всего я бы хотел сказать, что Церковь, потому что это слово два раза повторяется в моем том малом приложении, это духоносное Тело до такой степени, что Святые Отцы Церкви такую ​​фразу принимали (многие из вас сегодня употребляли латинские фразы и слова, поэтому я не побоюсь вам сказать латинскую фразу, которая принадлежит святому Киприану Карфагенскому, который сказал такие слова: «Ubi Spiritus, est ecclesia» - «Где Дух Святой, там есть Церковь». Итак, не существует такого дара, не существует такого служения, которое действительно происходит от Святого Духа, который не был бы даром для Церкви и в Церкви. Это чрезвычайно важно, чтобы все мы это себе запечатлели. Поэтому когда мы говорим об опыте духовной жизни Церкви, это то, что начинается сразу с ее рождения, когда воскресший Христос приходит к ученикам и говорит: «Мир вам», а потом дохнул на них и говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, простятся им, на ком оставите, останутся». Итак, тут и иерархическая составляющая, которая является основой тела, тело не является аморфной массой, оно имеет определенную структуру, имеет определенные части, предназначенные для разных видов служений, является телом духоносным , которое имеет в себе Духа Святого. Как вы знаете, важнейшим проявлением жизни Церкви является Литургия, о чем аветинские мученики, я теперь о них упоминал в Дублине на евхаристическом конгрессе, это мученики III ст., говорили так: «Sine dominicus Eucharistiam non posomus vita christiani »-« Без воскресной Евхаристии мы не можем жить как христиане». Поэтому Таинства Церкви, кто-то из вас вспоминал о седьмом Таинстве Брака, это те источники, которыми Церковь одухотворяет своих детей и через которые Иисус Христос  действием Духа Святого строит и развивает Церковь. Это такая, я бы сказал, самая основная правда о Христовой Церкви как таковой. Поэтому когда мы говорим о Церкви, мы говорим о Духе Святом, а когда говорим о Духе Святом, то говорим о Церкви, которая является продолжением Таинства Воплощения Иисуса Христа через действие Святого Духа. Центром и вершиной христианской жизни, как учили святые отцы, как учит сегодня Церковь, есть Евхаристия. Поэтому все, что мы получили, питается и растет из  Тайны Евхаристии. Это такая кульминация. Святые Отцы говорили : «Мы так и крестимся, и миропомазываемся, чтобы мочь потреблять   трапезу Господню». А отсюда другие Таинства, которые имеем в Церкви,  вытекающие из этой вершины. Это те принципы о Церкви, которые мы получили от апостолов, с апостольских времен . Кто-то здесь говорил из вас о Деяниях апостолов. Тех четырех столбах. И первое: «пребывали в учении Апостолов». Я ничего другого не говорю сейчас как то, что мы (когда я говорю мы, то говорю о иерархию, епископат, который является наследниками апостолов), от них переняли и вам хотим передать.

 

Если говорить о Обновлении в Духе Святом как движении, все же можем об этом говорить, нужно об этом говорить, то этот феномен мы принимаем как знак оживления Церкви после Второго Ватиканского Собора. Именно в этом году Вселенская Церковь вспоминает пятьдесят лет после начала действия Второго Ватиканского Собора. Мы будем участвовать в Папском Синоде, в котором как раз будет центральная тема о вопросе Новой евангелизации, и папа будет провозглашать следующий год Годом веры. Поэтому речь идет о каких-то элементарных основополагающих вещах керигмы, о которых мы с вами сегодня так часто слышали. И хочется не только вспомнить, но и актуализировать то, что пятьдесят лет назад Вселенская Церковь стала переживать. И поэтому можно сказать, что харизматическое движение в Католической Церкви является молодым движением. Значит, старшие сообщества не будут иметь пятьдесят лет, потому что все они начались после Ватиканского Собора. А если сравнить этот период с двухтысячной историей Церкви, то это довольно небольшой отрезок времени. И поэтому можно сказать, что движение Обновления в Духе Святом является достаточно молодым движением. Более того, я имел возможность познакомиться с этим движением в разных странах, в частности в Латинской Америке как студент, а потом как епископ. Могу вам сказать, что в каждой стране, в каждом народе лицо харизматического движения выглядит иначе. Есть что-то общее, но есть нечто совершенно уникальное, неповторимое. Поэтому это движение не является какой-то мертвой структурой, а в каждой стране приобретает какое-то свое  особое лицо. Также, как вы знаете, что на общецерковном уровне есть  разные школы духовности, которые себя идентифицируют в тот или иной способ с движением Обновления в Духе Святом. Но все эти школы является движением возрождения кого? Церкви. Поэтому нельзя говорить о движении, как о чем-то внецерковном или какой-то парацерковной действительности. Это в определенной степени определенное движение за оживление того же церковного тела, но всегда его, в нем и служение для него.

 

Когда мы будем говорить о нашей Церкви, Католической Церкви в Украине, Церкви латинского обряда, или Церкви Греко-Католической, то всегда действие или развитие этого движения Обновления в Духе Святом связаны  с рецепцией духа Второго Ватиканского Собора. И это все еще продолжается в УГКЦ. Мы были на долгое время изолированы, отделены от того, чем жила Католическая Церковь за пределами железного занавеса, той стены, который часто называют Берлинской стеной. И поэтому большинство ваших сообществ восстали именно тогда, когда это стена рухнула. То есть можем сказать, что это движение, в частности на территории Украины, происходит, находится в состоянии своего становления, обретения своего места, своей идентичности, еще ищет свое лицо. Поэтому есть разные к нему отношения, и это нормально. Я слышал много латинских владык, слышал наших, в субботу я имел возможность говорить с председателем епископской конференции Польши архиепископом Юзефом Михаликом в Перемышле. Это в определенной степени некий процесс, который находится в состоянии своего становления, я бы сказал, созревания. Поэтому вполне естественно, что есть ошибки какие-то, какие-то недотягнення, является, возможно, непонимание, отвержение. Ибо в этот  период движение только только приобретает свое лицо.

 

Если говорить о Харизматическом Движении в УГКЦ, то здесь еще интереснее. Чтобы не быть таким очень абстрактным, приведу вам пример конкретного лица. Для меня историей харизматического движения в УГКЦ является лицо отца Владимира Кмитя. Очень интересный человек. Я познакомился с ним в 1998 году в Риме. Это был молодой человек, который искал Бога, искал себя, искал свое место в Католической Церкви. Понимаете? А сегодня я его вижу: священник Греко-Католической Церкви, к тому же, он был в подряснике да и еще и с бородой. Происходит, знаете, очень интересная инкультурация, такая рецепция идеи этого движения в нашей Церкви. Очевидно, что она требует времени, созревания, осмысления и, я бы сказал, такой своей идеи, такой исконно нашей.

 

Поэтому следующая точка, о которой я хочу говорить, - это быть в УГКЦ и для УГКЦ. Я так немного сконцентрирую свое внимание, поскольку имею ответственность прежде за Греко-Католическую Церковь, хотя я не хочу быть здесь каким-то сепаратистом, ни в коем случае!

 

Если проанализировать большинство ошибок, которые совершили среди этого движения Обновления, как и ошибок среди других евангелизационных школ, которые пришли к нам с Запада, то эти ошибки можно свести к одной константе, которая постоянно повторяется: нельзя что-то живьем взять из Латинской Церкви и так просто пересадить в тело Церкви Греко-Католической. Почему? Потому что мы не только обрядом отличаемся в Католической Церкви, то есть являемся какой-то другой фольклорной группой, которая принимает другие украшения и имеет другие танцы вокруг престола. Нет! Мы являемся  поместной Церковью Восточной Традиции, которая имеет свою тысячелетнюю духовную и литургическую историю. Поэтому это такое традиционное христианство не есть такое уж бездуховное, как нам кажется. Но очень часто по каким-то причинам большое количество наших людей не знают традиций своей Церкви. А у нас, украинцев, есть такое свойство думать, что все импортное является лучше. Не всегда оно так. Поэтому большинство ошибок были основаны на том, что мы увидели какой-то хороший опыт, хорошую школу, но стоит перед нами целая история, целая трудность, каким образом это интегрировать или внести полностью в тело нашей Церкви. Опять же: здесь нет ничего нового, это всегда так было в нашей Церкви, когда, например, разные латинские монашеские ордена и конгрегации хотели открыть свою восточную ветку. Было два варианта: либо быть римо-католиком в восточных ризах или проникнуться традицией и духовностью этой церкви и стать одним из них. И те, которые так сделали, принесли нашей церкви колоссальный плод и пользу. Только вспомните нашу историю отцов редемптористов. Их основатель в нашей церкви, тот, что сумел это перенести, был мистик - о. Схрейверс, который прожил в Уневе «энное» количество лет для того, чтобы почувствовать сердцебиение восточной церкви и органично эту харизму редемптористов воплотить в это тело, которым является Украинская Греко-Католическая Церковь. Итак, сейчас мы находимся в периоде такой рецепции. Очень часто отцы-проповедники, основатели, которые происходят из Латинской Церкви, если не всегда понимают нашу Церковь изнутри, могут нам помочь до определенного предела. А дальше мы должны это сделать сами. И это касается всех точек общения или общения нашей Церкви с Церковью латинской. Поэтому я бы очень просил вас и ставил перед вами большую задачу - открыть для себя духовное наследие и традиции Восточной Церкви. Тогда увидите - все станет на свое место. Почему в 90-х годах было такая особая невоспринятсть и отвержение, а потому что очень часто для наших людей и священников, и епископов очень важны были внешние формы проявления духовности, ибо это было время идентификации - «а это восточное, а это латинское, а это василианивское, а это студийское». Был такой период в жизни нашей церкви. И поэтому это познание и органическое, я бы сказал, обновление той традиции - это та задача, которая стоит перед движением, когда мы говорим о его миссии, задаче в нашей Церкви. Сегодня очень часто надо объяснять действительно элементарные вещи. Всем. Почему? Потому что мы переживаем процесс новой инкультурации старого, старого нашего наследства. Вот мы много сегодня с вами говорили о духовной жизни, о христианской жизни ... не для всех верующих сегодня это самопонятно, что нельзя быть христианином, если ты не живешь духовной жизнью. Для многих это открытие. Поэтому я думаю, что всем нам, это какая-то школа, или это какое-то движение, или обычная катехизация или даже воскресная проповедь священика или иные вещи ... Действительно нужно объяснять элементарные вещи. В этом заключается тот призыв Папы Бенедикта XVI к новой евангелизации. Все, что мы делаем должно иметь это  евангелизационное измерение.

 

Так же здесь прозвучала очень интересная фраза, по-моему, это из Дрогобыча прозвучала фраза: «Жить Таинствами». Очень интересно, потому что я считаю, что если какое-то движение, какая-то общность действительно не помогает своим членам жить Таинствами Церкви - она ​​на обочине и чреватой действительно оказаться где-то «вне». Жить Святыми Тайнами - это признак живой христианской жизни, признак духовной жизни. Откуда нам почерпнуть те благодати Духа Святого, как не из «обычных» источников, которыми Христос духотворит  Свою Церковь. Поэтому когда мы говорим об открытии этой традиции Востока, то я бы прежде всего говорил об открытии и переживания Литургии. Многие из вас повторяли мне, правда, что отцы-духовники как раз это и делают, этим занимаются. Только тогда мы, не только сообщества возрождения, а мы - как Церковь, Церковь Поместная, Церковь своего права - будем плодотворными и будем интересными другим обрядам Католической Церкви.

 

Здесь, по-моему, из Киева женщина говорила о необходимости дышать двумя легкими. Знаете, не достаточно иметь только два легких, надо действительно еще ими дышать, но мы не хотим быть, как Восточная Церковь, таким недоразвитым легким, мы хотим быть полноценным, и  тогда можно будет весь наш духовный опыт: и прошлый и современный, внести в казну духовной культуры Вселенской Церкви. Так же наша Церковь имеет огромный экуменический потенциал. Об этом тоже мы не раз говорили, но когда мы говорим об экуменизме, мы говорим об определенном общении с теми, кто не являются членами Католической Церкви, поэтому когда мы говорим о совместных мерах, молитвах или других школах с Латинской Церковью, то речь не идет об экуменизме, абсолютно, это надо хорошо помнить. Главное, когда мы говорим об определенных отношениях с Православной Церковью, знаете, очень  важно показать христианам, которые не являются внутри католического общения, что мы с ними имеем одного и того же Духа, ибо для них это не так само собой разумеется. Поэтому в этом году, когда мы в Киеве переживали ту неделю молитв о единстве христиан, меня попросили проповедовать в центре пятидесятников. Я начал с отрывка из послания к Ефесянам, где сказано, что мы одного Духа. Ибо мы имеем одного Духа! И именно эта, я бы сказал, духовная составляющая, которая является внеконфессиональной, и относится к экклезиологии Второго Ватиканского Собора, что Дух Святой действует вне видимых пределов Церкви. Это то, что действительно, в частности в традиции Восточной Церкви, может быть чрезвычайно важным и чрезвычайно плодотворным. Поэтому быть собой в УГКЦ и для УГКЦ значит быть великим сокровищем для всей Вселенской Церкви.

 

Мы здесь говорили о том, что очень важно иметь духовных лидеров - вы об этом меня прямо просили. Хочу вам сказать, что это не простая просьба, и тут на него нет простого ответа. Но мы на уровне Синода Епископов УГКЦ в Украине сделали определенные шаги. Предназначен отдельный епископ, по решению Синода он имеет призвание   над харизматическим движением в нашей Церкви, и этим епископом является владыка Дмитрий Григорак. Я могу с удовольствием сегодня это сказать. Вторая вещь - есть определенное решение Синода наших епископов, чтобы в каждой епархии был назначен священник, который бы отвечал за этот участок. Для чего? Для того, чтобы через живой контакт, живого посредника, устранить любые ложные слухи или истории о вас, а с другой стороны, чтобы дать вам какую-то помощь, некий ориентир, не оставить вас без должной опеки. Очевидно, мы бы очень хотели, чтобы каждая община имела своего духовника, но поверьте мне, сегодня это не так легко и просто. Почему? Не только харизматическое движение является молодым. УГКЦ является молодой. Мы это много раз повторяем не потому, что мы недавние, а потому что действительно мы обновлены, восстановлены - и только Духом Святым. Средний возраст нашего священства - 35 лет. Нелегко найти духовника, который бы действительно имел необходимые знания, опыт, образование, формацию для того, чтобы быть таким якорем или ориентиром. Интересно было увидеть, что это не только проблема или трудность Греко-Католической Церкви. Я помню еще в конце 90-х годов Русская Православная Церковь приняла отдельный документ, который называется «О младостарчестве». Я не знаю, кто-то из вас когда-то мог этот документ почитать? Так что в Православной Церкви, которая не переживала такого уничтожения, как мы, наступила проблема, духовник думал, что он уже является старцем, что он уже имеет и знает какой духовный дар и духовный опыт, и начал вводить в заблуждение и себя и своих верующих. И тогда на уровне целой их церкви было большое беспокойство не тем, что есть духовная жизнь, абсолютно, но тем, что есть духовники, которые неправильно выполняют свое духовное руководство. И поэтому много различных ошибок и опасностей, включая уже упомянутый феноменом того Подгорецкого братства или общества, как бы мы его хотели назвать, это то что есть крайнее руководство, которое не имеет ничего общего с духовенством в традиционном понимании этого слова. Возможно, мы будем свой текст укладывать такие определенные ориентиры для наших священников. Очень важным является духовное руководство для священников, чрезвычайно. В свое время отец Тарас Сеньков основал отдельную общину, которая  должна была заниматься духовным руководством священников,   но случилось так, что его сделали епископом. Но это вопросы, которые действительно все владыки понимают и все владыки чувствуют, что сегодня мы в этом нуждаемся. Если кто-то вспоминает - здесь о. Ростислав Пендюк, председатель Молодежной комиссии нашей Церкви, - когда мы имели Патриарший Собор 2005 года «Молодежь в Церкви третьего тысячелетия», то тогда в своем докладе я собственно говорил об этой потребности. Потребность того, кто бы стал рядом со мной и помог мне идти дальше, научил меня как быть христианином в современном мире. Поэтому я думаю, мы будем вместе с вами созревать и такие духовники будут появляться, потому что такой духовник это также дар Духа Святого для Церкви. Его можно искусственно научить в каком-то римском университете - но это человек, который имеет дар, но и имеет опыт. Он должен пережить не одну какую-то критическую ситуацию, пройти определенные испытания и тогда стать серьезным духовником. Мы имеем таких людей в нашей церкви, но их  так мало, что для всех сообществ или движений   не легко их назначить. Но мы действительно будем серьезно над этим работать.

 

И последняя третья точка. Я очень вам благодарен, что вы вспомнили мое пастырское послание «Живой приход как место встречи с живым Христом». Последние двадцать лет жизни нашей Церкви, когда мы видели, что у нас есть различные движения,  было интересно услышать из ваших уст, что вы понимаете, что вы не одни Церкви, харизматическое движение не единственное в Католической Церкви, Католическая Церковь не может быть вся в харизматическом движении - есть другие сообщества, другие движения, другие виды духовной жизни и служения. Но мы увидели, что когда мы нашу Церковь оживляем на уровне движений, вот скажем молодежное движение, то очень часто в приходе его воспринимают как нечто внешнее и чужое. Это первое, а второе - очень часто мы на общецерковном уровне имеем прекрасные инициативы, прекрасные школы евангелизации, но если они реально не принесут плода в приходе, то есть не придут к конкретному приходу, тогда оно останется где-то далеко в верхах, а реального обновления в теле Церкви не сделает. И поэтому наши владыки, и владыки со всего мира, потому что тогда мы говорим об обмене опытом из разных культур, они стали обращать внимание на приход, не на движение, а на приход как место встречи с живым Христом, на каждый приход, а не только избранный . И мы бы очень хотели, что бы такое обновление наступило в каждом нашем приходе из его   нутра, и мы действительно хотим, чтобы каждый наш священник был промотором такого живого христианства. Много здесь говорилось о личной встрече с живым Христом - это требование так называемого постмодернистского человека. Он  хочет иметь собственный духовный опыт, мы должны выйти на эти цели, иначе кто-то другой даст ему иллюзию духовного опыта, а он не всегда может быть настоящим и правдивым. Почему приход? Потому что приход - это первичная клетка церковного организма. Говорим, что семья является первичной клеткой общества, но приход это первичная клетка церковного организма. И если мы не будем говорить об обновлении каждой клетки, тогда будем обновлять организм очень избирательно, а общей целостности не увидим. Более того, когда мы начали говорить о приходе, мы увидели, что у нас есть как минимум четыре разных представления, что такое приход. А в том послании, о котором вы уже упоминали, мы проектируем пример прихода, как сообщество сообществ. В приходе есть люди разного возраста, разной духовной чувствительности, разных профессий, интеллектуального развития, разного личного жизненного и духовного опыта. И все вместе мы действительно сходится в единственное место, где можно пережить живого Христа, общение с другими отличными от меня опытами и людьми, в том месте, которое мы называем приходом. Поэтому нам бы очень хотелось, чтобы все различные движения, которые мы имеем в нашей Церкви сегодня, нашли бы свое место не просто в целом в Церкви и для Церкви, но в приходе и для прихода. И тогда вы увидите, что всякие опасения, всякие подозрения, которые есть ко всему новому, что появляется, они понемногу успокоятся, и тогда мы сможем обойти очень много ошибок, и  вместе как сообщество говорить о каком-то будущем.

 

В основном вы сегодня представили мирянские сообщества, правда? Лишь одна священническая община была представлена. Знаете ли вы, что этот год, год 2012, наша Церковь провозгласила Годом мирянина, поэтому мне очень важно вас услышать, каким выглядит мирянская жизнь со всеми ее плюсами и минусами, в наших приходах, в каком духовном руководстве вы бы нуждались и что нам еще надо сделать в будущем, чтобы действительно наша Церковь была живой и совершала ту важнейшую миссию, которую мы имеем - евангелизировать.

 

Поэтому я действительно призываю всех вас чувствовать, что вы являяетесь сообществом в широкой общественности. И это сообщество в вас имеет потребность, но с другой стороны и нуждается в вашем уважении и тогда будет с уважением относиться к вам.

 

Последнее,- мне говорили наши владыки Львовской архиепархии, что есть определенные трудности во львовских приходах потому, что некоторые харизматические сообщества привели к расколу в приходе. И тогда священник бедный не знает, что делать, потому что харизматические группы очень экспрессивные, манифестированные, а для остальных людей это что-то новое и необычное. Не раз очень трудно  объяснить, что надо уважать и такое и такое. Это некоторые ошибки, которые думаю вы должны вместе с вашими духовными наставниками и вместе с вашими владыками понемногу залечивать. Но это период созревания. Юноша молодой который тоже переживает кризис авторитетов, всегда будет иметь конфликт с родителями, но затем созревает переходит какую-то конструктивную фазу, а родители понимают, что он с ними был такой период конфронтации не потому, что он презирал папу и маму, а потому что он пробовал свои границы, должен был открыть какие-то вечные истины, которые все в том авторитете, которым есть папа и мама, присутствуют. Это определенные потребности, которые имеет молодой человек, и это также те потребности, которые имеет сегодня это движение Обновления в Духе Святом. Итак: быть собой в Церкви и для Церкви. Спасибо.

 

Расшифровка видео :  catholicnews.org.ua

фото buchacheparchy.org.ua

Перевод на русский язык: Католический Крым