//

Слово Мирослава Маринович о 10-летии патриаршего служения Блаженнейшего Любомира

22–23 января 2011 года в Киеве отметили 10-летие патриаршего служения Блаженнейшего Любомира, Верховного Архиепископа Киево-Галицкого. Главными торжественными событиями этих празднований были Рождественская просфора Главы УГКЦ, которая состоялась 22 января в помещении Международного выставочного центра, и торжественная Архиерейская Божественная Литургия, отслуженная 23 января в храме Святого Василия Великого. Во время просфоры слово о юбиляре произнес Мирослав Маринович, вице-ректор по вопросам назначения и миссии Украинского католического университета. Публикуем текст речи полностью.

 

Ваше Блаженство! Высокопреосвященный и Преосвященные Владыки! Всесветлейшие и всечестнейшие отцы! Преподобные братья и сестры! Уважаемые представители Украинского государства и высокопоставленные гости! Дорогие братья и сестры во Христе!

 

Прошло 10 лет с того дня, когда участники Синода Епископов Украинской Греко-Католической Церкви торжественно подтвердили: «Понравилось Святому Духу и нам, чтобы на патриаршем Киево-Галицком престоле нашей Церкви с Божьей помощью правил Кир Любомир Гузар».

 

И простерлась над патриархом-электом десница Господня, и благословил Бог плоды труда его.

 

Во время, когда Украина стремительно погружалась в карнавал власте- и сребролюбия, когда на арену вышел человек корысти, Господь послал нам руководителем человека молитвы – homo orans. Так что грех не стал непреложным законом нашей жизни. Чтобы множилось число тех, кто будет молиться за этот хороший, но бесталанный народ. Чтобы собралось в нем тех библейских пятьдесят или хотя бы десять праведников (см. Быт 18, 23-33), и чтобы смилостивился Господь над целым краем.

 

И действительно, молится Патриарх за свою землю и за всех живущих на ней. Благодарно составил Богу почет за «настоящее чудо – возрождение нашей Церкви». И покаянно извинился, что «...некоторые сыновья и дочери Украинской Греко-Католической Церкви, к большому сожалению, сознательно и добровольно причинили зло своим ближним из рядов своего родного народа или других народов». И поднимает свой голос в защиту обиженных и социально униженных, помня завет Владимира Мономаха: «Не дайте сильным погубить человека».

 

С тех пор, когда в зал заходит этот скромный монах, почтительно встают со своих мест власть предержащие и сановные; когда слово берет этот человек молитвы, замолкают именитые интеллектуалы. От фигуры нашего Патриарха веет покой мудрости, и ничто так не подчеркивает мелочность современных магнатских прихотей, как это высокое подданство духа.

 

Однако за все это время приходится платить дорогой ценой. Ибо кто говорит о Милосердном Боге, тот становится опасным для спикеров темноты. Поэтому и сподобился Патриарх «принять бесчестие за имя Иисуса» (ср. Деян 5:41) от раскольников и врагов Церкви. Не в этом ли проявляется то странное для нас Божье признание: «Кого я люблю, потому упрекаю и корю его» (Откр. 3:19)?

 

За десятилетие патриаршества Кир Любомира Церковь далее восстанавливала свои традиционные структуры и развивала новые структурные звенья. Консолидировал свою работу Синод епископов, заработали тематические сессии Патриаршего Собора УГКЦ. Новое дыхание внесли в жизнь монашества ежегодные монашеские соборы и конференции под общим названием «Преображение в Господе». После оживленных соборных дискуссий активизировалось греко-католическое мирянство. Утвердилась всесторонняя и многоликая жизнь всей церкви, что и дало Патриарху основание сказать в 2001 году Папе Иоанну Павлу II: «Уже сегодня, Святой Отец, пред Тобою в любви и покорности стоит Церковь, готовая к осуществлению новых задач, вытекающих из нашей богоносной восточной традиции и церковного управления, а также из нашего почетного долга перед всей вселенской Церковью».

 

Воистину приснопамятным для этого патриаршего десятилетия был приезд в Украину Папы Иоанна Павла II в 2001 году. В истории пастырских поездок Папы визит в Украину оказался одним из самых успешных и организованных, в чем немалая заслуга управляемой Патриархом Любомиром Украинской Греко-Католической Церкви и ее слаженных действий с нунциатурой, в целом с Римско-Католической Церковью в Украине и с государственными структурами. Божественная Литургия, отслужена Кир Любомиром во Львове в присутствии понтифика, оказалась едва ли не самым мирным собранием за всю историю Украины. Она же была и кульминацией подъема нашего духа, что поистине преисполнился веры, надежды и любви.

 

Именно в то время была сформулирована главная миссия Украинской Греко-Католической Церкви в нынешнее время: «Святость объединенных людей в паломничестве на пути к церковному общению, чтобы исполнить волю Христа-Спасителя». Здесь слово «святость» не является нарочитым. В нем заложена убежденность христианина, что даже самые большие грешники могут в одно спасенное мгновение обратиться к Богу. И наша задача как христиан и верующих нашей Церкви – постоянно готовиться к наступлению этого момента, работать на преображение человека и очищение его от скверны, даже осознавая, что именно очистить – под силу лишь Святому Духу.

 

За время патриаршества Кир Любомира Церковь, что в предыдущие коммунистические десятилетия вынужденно была «Церковью молчаливой», наконец в полной мере возобновила свой публичный пастырский голос. И когда Институт религии и общества Украинского католического университета выпустил сборник социально ориентированных документов УГКЦ, стало понятно, что таким мощным душпастырским и учительским заделом вся наша Церковь может действительно гордиться.

 

Разумеется, не все в нашей церковной жизни идет по-святому. А потому не один из нас хотел бы, чтобы Патриарх Любомир время от времени руководил «твердой рукой», наказывая нерадивих. Именно к этому призывает нас наша человеческая природа. Зато монашеская душа Патриарха хорошо знает, что действительно ответственным и смиренным может быть только свободный человек. А к свободе, к тому светлому моменту окончательного освобождения, нужно расти – медленно и постепенно. Ибо, как любил повторять Митрополит Шептицкий, «Божьи мельницы мелют медленно». И в этом доверии к непрестанности Божьих мельниц – большая духовная сила нашего Патриарха.

 

Медленно – ох, как невыносимо медленно! – мелют Божьи мельницы и в сфере государственно-церковных отношений. Патриарху приходится осуществлять свое служение в обществе, в котором царит большая мировоззренческая неразбериха: государственные чиновники путают Церковь смиренную с Церковью послушной и «карманной», духовенство путает невмешательства в политику с покорностью греховным власть предержащим, а народ и государство, вместо того, чтобы быть партнерами в служении общему благу, расходятся по разные стороны антагонистических баррикад.

 

В этом туманном мире фигура Патриарха Любомира – это символ еще не оцененной гармонии и «золотой середины». Потому что присущие ему правда, любовь и благочестие не являются ничьими политическими союзниками и не станут инструментами в каких-либо руках. Они равноудалены от участников политического конфликта, зато приближены к каждому, кто испытывает некую потребность или полон мук страдания.

 

Начиная с 2003 года, за время патриаршества Любомира Гузара начался процесс перенесения резиденции митрополита Киево-Галицкой митрополии Украинской Греко-Католической Церкви в Киев и строительства патриаршего собора, что открыло новую страницу в истории нашей Церкви. О том времени можно сказать торжественными словами Экклезиаста: «Всему время-пора, и на все дельная минута под небом: время беречь духовное сокровище – и время его отдавать» (ср. Проп 3, 1-8). И действительно, было время Галичине одной хранить сокровище единства с Петром, когда Киев входил в полосу своего исторического затмения. Сегодня, когда Киев шаг за шагом, хотя и с большим трудом, возвращает себе давнюю первопрестольность, пора Галичине вернуть в его казну то, что было выношено здесь, в Киеве; чем вдохновлялись его великие предки, а именно: дух церковного единства.

 

Однако, наслаждаясь достижениями этого патриаршего десятилетия, нам нужно смирение при оценке тех усилий Патриарха, которых Господь пока не увенчал счастливым завершением. Речь здесь, прежде всего, о признании патриаршего статуса нашей Церкви. Сам Блаженнейший нам и разъясняет: «Патриарший статус Церкви – это не только декрет Синода Епископов, подтвержденный признанием Святейшего Отца. Это, прежде всего, преображение жизни Божьего Народа, который осознает свои новые обязанности и ответственности». То есть, другими словами, судьба патриархата в действительности – в наших собственных руках. И даже если на пути стоят аргументы политические или конфессиональные, ответ наш должен быть только духовный. Ведь именно из духовного источника берут начало стремительные потоки нашей жизни.

 

Наконец, не только греко-католики, но и немало других христиан Украины благодарны Патриарху Любомиру за верность пророчеству св. Андрея и за веру в то, что «новое сияние славы Божией ... может и должно лучами исходить из единой Киевской Церкви». Мы благодарны Блаженнейшему за то, что он предложил украинским христианам киевской традиции такой путь к единству, который не разрушает особенностей их благочестия и превращает исторически обусловленные различия в казну общего духовного опыта.

 

Так благослови, Господи, наши дальнейшие пути, чтобы мы сумели исполнить Твою волю!

 

Благослови, Господи, «один Божий народ в крае на Киевских горах»!

 

Благослови, Господи, нашего Киево-Галицкого Патриарха Любомира, воздай ему добром за его служение и позволь ему еще долго «ходить всеми путями Твоими и любить Тебя, и служить Тебе, Богу нашему, всем сердцем твоим и всею душею твоею» (ср. втор 10, 12)!

 

Мирослав Маринович

Источник: www.ugcc.org.ua