//

Руководство для того, чтобы быть христианами в эпоху Facebook

Правда и подлинность являются программой и руководством, которые Бенедикт XVI предлагает христианам, присутствующим в Интернете и социальных сетях, - говорит Гийом Анселен, французский эксперт по высококачественным и общественным коммуникациям.

 

В этом интервью Анселен, занимавший руководящие посты в ряде основных коммуникационных группах, так как Ме Санн Erichson, Ogilvy и Publicis, комментируя с ZENITом послание Папы, направленное по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций.

 

 

«Новые технологии изменяют не только способ передачи информации, но и саму связь», - утверждает Бенедикт XVI. Находимся ли мы перед лицом пост-культуры?

Гийом Анселен: Святой Отец констатирует, что «рождается новый способ понимать и думать, появляются уникальные возможности - устанавливать отношения и создавать единение».

 

Здесь он ссылается не только на Интернет, но и на новую «цифровую эпоху», знак новой культуры, в которую мы уже вошли. Цифровая эпоха является устойчиво связанным обществом «всеобщей коммуникации», в котором определяются индивидуальные связи миром, с другими людьми, а также средством потребления и производства информации. В этой цифровой эпохе информация циркулирует, главным образом, через «социальные круги», с тем риском, что более распространенная информация («популяризированная» друзьями реальными и виртуальными) пользуется большим доверием, чем информация из официальных источников. Опасность таится, очевидно, в искаженном видении реальности.

 

Кроме того, предполагается, что будут уничтожены границы и расстояния, что культура изображения будет превалировать над письменной культурой, появится «общительное» общество, в котором само содержание есть тема разговора в большом масштабе.

 

Это уникальный, новый, культурный феномен: социальный, масс-медийный, где информация передается так быстро, что не оставляет время, чтобы перевести дух, где существуют группы по интересам и около двух миллиардов людей, связанных друг с другом. Достаточно вспомнить, что шесть лет назад Facebook, You Tube, Twitter, прочно вошедшие в нашу повседневную жизнь не существовали.

 

В случае стран с интенсивной масс-медийной культурой, мы можем действительно говорить о пост-культуре, в смысле поворота к «цифровому обществу».

 

 

«Особенно молодые люди с волнением, противоречиями и креативностью, становятся свидетелями этого. С энтузиазмом и любопытством они раскрываются для новых экспериментов жизни», - говорит Папа. Какие риски и вызовы поджидают их?

Гийом Анселен: Цифровая эпоха заключает в себе скачок поколений. Сегодняшнее телевидение не такое, каким оно было в эпоху наших родителей. С приходом «всего многоинформационного» происходит интенсивная «миграция» молодых людей в цифровой мир (Интернет, телефоны). Завтра появятся целые поколения, которые всегда знали Facebook как основной канал для получения информации, общения и встреч.

 

Интернет очаровывает: для нас он является персональным средством, где мы можем сделать себя такими, как мы того желаем, сравнивать себя с другими, быть «связанными» и говорить о том, о чем хотим и с кем хотим. Это место, где мы можем создать нечто, погружаться в предшествующие миры, играть, слушать музыку, смотреть видео, читать...

 

Интернет воспринимается как «последний свободный мир», мир демократический, который позволяет выражать все миноритарные мнения, без обязательств и последствий... и видимой безопасности для тех, кто им пользуется.

 

Он также воспринимается как альтернатива законной власти (что особенно верно в наши дни, когда происходит кризис на Среднем Востоке, или в случае с Wikileaks).

 

Папа отмечает, что опасность заключается в сосуществовании этих двух тождеств, цифровой (аватар самих себя) и реальной, и в двух параллельных жизнях: одной реальной и случайной и другой - виртуальной и легкой, но тоже чрезвычайно реальной, потому что она занимает важную часть моих дней.

 

Вызов заключается в создании человека, его единстве с жизнью, формировании сознания, благодаря сбалансированному использованию Интернета, всего лучшего, что в нем есть, так как он является чудесным практическим и игровым инструментом, если им уметь пользоваться. Находить информацию в Интернете не всегда означает находить решение.

 

 

«Существует также христианский стиль присутствия в цифровом мире», - замечает Папа и призывает христиан последовательно свидетельствовать Евангелие в цифровой эпохе. Как ответить на этот призыв?

Гийом Анселен: Папа предлагает нам очень ясную программу и руководство: правду и подлинность. Что касается стратегии коммуникаций, здесь нельзя сделать более лучшего предложения. Это - поощрение брать на себя обязательства ясно и без страха. Мы можем рассмотреть три аспекта, важных для христиан, присутствующих в коммуникациях.

 

1. Прежде всего, правда, потому что в том, что касается веры, мы христиане не можем предложить ничего лучшего, для удовлетворения жажды, существующей в сердцах людей. В эпоху, все больше насыщаемую информацией, это означает присутствовать и соглашаться: представлять надежно источники доктрины (наглядные, с доступным языком) и простые свидетельства того, во что мы верим и как мы это переживаем, всеми средствами, имеющимися в нашем распоряжении (информация, рассказ, видео, форумы, блоги).

 

Необходимо также восстановить равновесие в цифровой экосистеме и дать молодым людям два основных элемента: право знать и право выбирать. Быть "cooperators Veritatis" [сотрудники Правды, лозунг Бенедикта XVI, примечание редактора] чтобы возвещать Евангелие и способствовать личной встрече с Иисусом, которые есть Путь, Истина и Жизнь.

 

Другими словами: решительно не присутствовать на цифровом континенте - это контрправда. Это справедливый долг и служба милосердию в мире, находящимся в стадии ускорения, в котором часто пытаются уничтожить духовный аспект и ценность христианского послания.

 

2. Для того, чтобы преуспеть в этом, Святой Отец предлагает нам руководство: необходимо последовательно, постоянно быть подлинными, чтобы войти в диалог с другими. Быть самими собою, не уступая ни в чем в фундаментальных вопросах, внимательно слушать, чтобы стать всем для всех.

 

Как нам говорил, по различным случаям Бенедикта XVI, христианский стиль не старается понравиться, он рискует извратить то, что мы получили. Наша коммуникация является утверждением радостным, позитивным и... уязвимым. Она также последовательная во все времена благоприятные и неблагоприятные. Она социальная, потому что интегрируется в культуры нашего времени. Она является евангелизацией, чтобы затронуть сердца и умы. Она является единством для поддержания пастырской и церковной реальности.

 

Святой Отец, однако, предупреждает нас о «всецифровом» соблазне, потому что технологии должны позволять приближаться к практике веры, происходящей в наших христианских общинах, в Церкви.

 

3. Правда, действительно, заслуживает нового отношения. Поэтому Бенедикта XVI призывает нас к «ответственной креативности» и к чувству «высокой профессиональности».

 

Нужно быть очень компетентным, потому что сегодня Интернет требует профессионального отношения и соответствующих средств. Мы должны строить храмы знания, атриумы и площади цифрового континента, состоящего из улиц и площадей, но также и углов, в которых люди могут потеряться.

 

 

«Поддерживать вечные вопросы человека» как говорит Бенедикта XVI среди наших современников идет интенсивный поиск смысла веры и жизни и ответов на вопросы о них. Что предлагает в этом смысле цифровой континент?

Гийом Анселен: Предложения разнообразные, но, и в то же время, они чрезвычайно фрагментарные. Трудно найти людей для многочисленных инициатив из-за отсутствия ресурсов или предложений издательств, или потому, что им трудно идти далее традиционной публики. Чтобы зайти на католический web, нужно быть им, хотя бы немного...

 

Сила больших проектов в Интернете заключается в их многоинформационных масштабах и возможностях передачи, начиная с ясно определенной необходимости. В сфере веры отсутствуют инициативы, которые помимо публикации актуальных новостей, предлагали бы простые ответы в различных форматах на задаваемые людьми вопросы о вере, жизни и обществе.

 

Мы должны ответить на этот вечный вопрос человека, на его трансцендентное желание большими, интерактивными проектами, передающими то, что мы получили.

 

Необходимо креативно, по-современному ответить на «почему» и «как» и поддерживать пастырскую работу людей в этой сфере: священников, воспитателей, монахов, преподавателей катехизиса и всех тех, кто вкладывает свою энергию в создание блогов и webстраниц.

 

В сущности, нет ничего нового, потому что, как когда-то христиане обязались способствовать прогрессу общества в наших городах и деревнях, также и цифровой континент ждет сейчас наше видимое, ясное, отвечающее вызовом этого «цифрового общества» присутствие.

 

Источник www.catholic.uz