//

Римо-католики Львова через суд требуют вернуть им костел

Римско-католический приход св. Марии Магдалины во Львове требует вернуть ему костел. Соответствующее обращение 5 октября религиозная община направила в Киевский хозяйственный суд. Как уверяет настоятель прихода о. Владимир Кусьнеж, верующие хотят, чтобы храм был постоянно действующим и обеспечивал потребность римо-католиков из большой части Львова.

 

В комментарии ZAXID.NET о. Владимир Кусьнеж рассказал: «Мы выслали исковое заявление в Киевский хозяйственный суд, чтобы оспорить право собственности Львовского горсовета на наш костел и вернуть его религиозной общине». На суд при поддержке небезразличных львовян удалось собрать 25 тыс. грн.

 

«Это - имущественный процесс и есть государственная пошлина 1%, а наш костел оценен в более 6 млн грн», - добавил отец. Он отметил, что приход выступает за возвращение храма религиозной общине с одновременным сохранением возможности проводить там концерты духовной и классической музыки в том объеме, в котором они проходят сейчас.

 

«Для власти Львова ситуация вокруг костела св. Марии Магдалины - своего рода лакмусовая бумажка на способность решать конфликтные проблемы в духе демократических, а не тоталитарных традиций », - сказал он.

 

Отец Владимир напомнил, что дело в отношении костела длится давно. «Храм Св. Марии Магдалины еще долгое время был действующим при советской власти, его закрыли лишь в 1962 году, превратив в 80-х годах на органный зал. После этого на весь Львов с более чем 40 довоенных римо-католических храмов оставались действующими лишь Кафедральный костел и храм святого Антония », - сказал он. Также, по словам о. Владимира, за 20 лет независимости Украины ни один храм в центральной части Львова не был возвращен римо-католикам. Только в определенные часы львовяне римо-католики могут отправлять службу Божью в костеле св. Марии Магдалины (органный зал) и в костеле Сретения (переданном УГКЦ).

 

«Римско-католический приход св. Марии Магдалины - это огромный кусок территории между ул. Гордоцькою и Стрыйской и вплоть до кольцевой дороги (до Сокольников). На этой территории храмы римо-католиков, в основном, действуют как церкви (например, храм св. Елизаветы, который передали греко-католикам). Почему, несмотря на наши старания, наши храмы отдавались другим конфессиям? Ведь римо-католическая община во Львове хотя и намного меньше, чем до войны, но все же значительна, и требует минимум одного собственного храма. Ответ напрашивается один - здесь идет речь о сознательной и целенаправленной политике львовских властей, нам трудно назвать эту политику иначе как дискриминацией по религиозному и национальному признаку, ведь большинство римо-католиков - поляки или польского происхождения. При этом страдают и другие: прихожанами нашего храма являются также и украинцы, и русские, и евреи », - подчеркнул отец Владимир.

 

По его словам, костел св. Марии Магдалены - это, фактически, единственный храм, который еще может быть возвращен римо-католикам. На сегодня прихожане имеют возможность приходить на Богослужение в воскресенье на 10:00, а также в будни - на 8:00. «В воскресенье приходит несколько сотен человек, а в обычные дни - человек 15-30», - говорит отец и добавляет, что в храме вопреки этому не выделено помещений для проведения катехизации, для достойного размещении сакристии, нет возможности в удобное для людей время проводить таинства крещения или венчания.

 

«Священник не имеет ключей от храма, поэтому не имеет возможности в любое время дня и ночи принести Пресвятые Дары к больным. Нас ограничивают одной обедней в день, и в часы, очень неудобные для прихожан (ведь в шесть  вечера пришло бы гораздо больше людей, чем на восемь утра) », - говорит о. Владимир.

 

Религиозная община, говорит он, искала возможности, чтобы чувствовать себя равноправным пользователем храма, сосуществуя с органным залом. «Нам запрещено пользоваться органом, который отцы и деды наших прихожан за свой счет установили в 30-х годах. На наши обращения о возвращении храма, городская власть отвечает, что не может этого сделать, поскольку он является достоянием города и нужен для львовян. Если построите нам новый концертный зал, можете забрать костел - даже так нам когда-то сказали. Совсем недавно эта же власть сумела забрать из костела иезуитов архив и передала костел УГКЦ. Два разных подхода, две разных морали», - сказал отец.

Он напомнил, что власть аргументирует невозможность вернуть храм общине из-за постановления КМУ с 2001 г. о том, что костел, как ценный памятник архитектуры, не может быть возвращен в постоянное пользование религиозной общине. «Постановление было принято с подачи львовской власти. Там есть перечень других храмов, один из Львова, и несколько выдающихся памятников в Киеве. Нас поставили в один ранг с Софией Киевской! Как бы мы ни любили наш храм, понятно, что его архитектурную и культурную ценность отнюдь не сравнить с ценностью тысячелетних киевских храмов. Нонсенс получается: костел нельзя передать религиозному обществу, ибо он является очень ценным памятником архитектуры, но можно передать концертному залу. А здесь происходят не только концерты, но и пение, танцы, массовые мероприятия, и они не препятствуют памятнику ... Власть в силе вернуть нам храм, если только будет ее добрая воля», - подчеркнул о. Владимир.

 

Вместе с тем заместитель мэра Львова Василий Косив сообщил ZAXID.NET: «Раньше дело было в суде, Львовский горсовет выиграл дело. Но, насколько я знаю, готовится апелляция. Мы имеем постановление КМУ, которое четко определ

 

яет статус этого здания, - говорится о сакральном сооружении, которое не подлежит возврату религиозным общинам. Все другие такие сооружения в Украине возвращаются религиозным общинам. Также имеем постановление Львовского городского совета, который передает это сооружение учреждению культуры - дому органной и камерной музыки. Это два документа, согласно которым городской совет и исполнительные органы действуют. А другая сторона имеет другое видение. Соответственно, судебный спор продолжается».

 

Источник:   ZAXID.NET, www.crimeacatholic.info