//

Путину подарили украинскую Церковь

УПЦ МП в Украине давно перестала быть Церковью — она часть большой политики и машины по зарабатыванию денег. Собственно церковного в ней почти ничего не осталось, кроме, разумеется, атрибутов. Поэтому то, как поступили "святые мужи" со своим настоятелем Владимиром Сабоданом, едва ли кого-нибудь удивит. Настоятеля УПЦ МП фактически уведомили о том, что отныне ему не позволено решать церковные вопросы. Попытка Сабодана отменить очередное полулегитимное (по мнению огромного количества прихожан) заседание Синода привела к тому, что оно таки состоялось, правую руку Сабодана Александра Драбинко из Синода вывели с формулировкой "за внесение смуты", а относительно самого владыки было принято просто изысканно-издевательское решение "продолжить молиться за его здоровье". В этом контексте следует отметить два момента: полное невмешательство со стороны Банковой, где должны были бы понимать, что от этих процессов будет во многом зависеть политическая карта страны, а также глубокое молчание патриарха Московского Кирилла, который в последнее время наведывался в Украину по три-четыре раза в год и высказывался по куда менее весомым поводам. То есть можно не сомневаться, что отстранение Сабодана согласовано с Кириллом, который де-факто объявил кастинг на нового руководителя УПЦ. В результате сегодня в УПЦ МП образовался триумвират друзей-оппонентов, каждый из которых надеется, что именно он возглавит церковь. Будущими владыками видят себя настоятель Лавры Павел, митрополит Одесский Агафангел и митрополит Донецкий Иларион. Правда, у Москвы могут быть совсем другие планы.

 

В последнее время в прессе часто пишется, что Владимир Сабодан был сторонником автокефалии, что он желал расширения автономии церкви и т.д. На самом деле это вряд ли имеет под собой реальную почву. Во время своего правления Сабодан проводил взвешенную политику, лавируя между крайними москвофилами и умеренными украинцами. Сабодан, например, так и не смог в свое время перевести настоятеля Лавры Павла в какую-нибудь второсортную епархию, хотя и пробовал это сделать. Он не смог уволить Агафангела, хоть очень этого хотел. Наконец, он не настаивал на утверждении РПЦ устава УПЦ МП, что юридически закрепило бы относительную автономию, которую сейчас имеет УПЦ МП. Иными словами, он все эти годы пытался пройти между капельками, не отваживаясь не то на что резкие шаги, но даже на шаги, которые можно было бы считать умеренно резкими. Справедливости ради, следует отметить, что без поддержки украинской власти он и не смог бы этого сделать. При Кучме был короткий период, когда экс-президент начал задумываться об автокефалии. Как говорят, причиной стала одна из встреч руководителей нескольких государств, прибывших со своими церковными иерархами. Тогда Сабодан после недолгих размышлений встал не рядом с Кучмой, а рядом с лидером России. Тем не менее гнев Леонида Даниловича был непродолжительным — отчасти его погасила прихожанка УПЦ МП Людмила Кучма, а потом начался "кольчужный скандал", дело Гонгадзе, и Кучма стал искать поддержки в России. Ющенко мог бы начать игру на создание автономной церкви, но здесь помешали амбиции набожного брата Петра, который, как говорят в кулуарах, сам мечтал возглавить этот процесс. При Януковиче, с его наивно-примитивисткими взглядами на церковное мироздание, у Сабодана шансов не было. Тем более что главным по трапезам в столице всегда был настоятель лавры Павел.

 

Но вернемся к перевороту в УПЦ МП. Сегодня можно с уверенностью говорить, что главная война еще не началась. Триумвират, зная о тяжелом состоянии настоятеля, будет заниматься "зачисткой" всех неугодных. Уже сегодня происходят встречи эмиссаров с теми, кто колеблется, и теперь уже видно, что никакого серьезного сопротивления не будет. Прежде всего потому, что нет господдержки. Но "зачистка поля" — это лишь первый этап спецоперации. Второй этап куда более сложный и более опасный. Ведь задачи Московского патриарха и "украинского триумвирата" прямо противоположные. Главная задача "украинской стороны" — победить соперника и стать новым настоятелем УПЦ МП. Главная задача Кирилла — поставить человека, который сможет не только придушить любые автономные движения в Украине (иерархи должны назначаться в Москве, и никаких назначений в Киеве быть не может), но и потом суметь распотрошить Киевский патриархат после смерти патриарха Филарета. Иными словами, в Москве дали карт-бланш всем трем зачинщикам смуты, однако гарантий не получил никто. В конечном итоге, в Москве прекрасно понимают, что триумвират "зачистит" территорию так, что потом, кто бы ни был назначен из Белокаменной, никаких бунтов иерархов не будет.

 

На этом фоне более чем странно выглядит позиция Банковой и лично президента. Ведь в течение следующих нескольких месяцев могут произойти тектонические сдвиги в официальной церкви и "бело-голубой" власти. Более того, эта церковь, которая до сих пор не номинально, а реально во многом зависела от официального Киева, теперь полностью будет зависеть от Москвы. В том числе и финансово, после того как изменится система распределения податей.

 

Вот только на выборах иерархи будут консультироваться не с Банковой или обладминистрациями, а непосредственно с эмиссарами Москвы. И если в ближайшее время церковникам будет сказано открыто поддержать российские партии — они активно будут агитировать за "Русский блок" или "Родину". Или точнее, в ближайшее время церковники добьются закона о возвращении имущества и начнут шантажировать власть: или вы забираете у Киевского патриархата Владимирский собор и отдаете нам, или мы вас не поддержим.

 

Безусловно, следует отметить, что здесь дана несколько упрощенная картина того, что будет происходить. Но уже сейчас можно четко говорить о том, что Янукович "без всякого выстрела" подарил Путину один из главных идеологических инструментов. А отдав россиянам окончательную власть над церковниками, Банковая фактически дарит своего избирателя Владимиру Путину, или точнее — его идеологической машине.

Вадим Денисенко

"КОММЕНТАРИИ", 24 февраля 2012 г.

Источник www.portal-credo.ru