//

Проповедь Блаженнейшего Святослава во время Интронизации

Блаженнейшие патриархи Любомир и Григорий, Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки, любимые братья в священстве, преподобные монахи и монахини, высокодостойные представители властей и дипломатического корпуса.
Дорогие во Христе братья и сестры.

 

Слава Иисусу Христу!

 

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим!». Этими словами величает сегодня Церковь Христова Чесный и Животворящий Крест Господень.  Сегодня мы переходим середину Великопостного пути  – это живоносное древо даруется нам для того, чтобы мы им укрепились, в нем нашли источник силы и отваги продолжить путь к Воскресению Христову, чтобы поставить это крестное знамение в центре своей жизни. Святой Апостол Павел в послании к Филиппийцам оставил нам уникальный раннехристианский гимн, который молодая, преисполненная Святым Духом Церковь торжественно пела в Литургии. Апостол народов обращается к нам: «Лелейте в себе те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,  дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца.»

 

В этом тексте слово о Кресте занимает центральное значение.  Здесь, с одной стороны, видим икону земного пути Иисуса Христа, который, став человеком, ежедневно направлялся к смерти крестной. Крест является моментом Его наибольшего унижения, крайнего усмирения, Божественного нисхождения. Однако, во второй части этого гимна видим Христа, которого сам Отец прославляет. Именно с момента крестной смерти начинается восхождение, прославление, триумфальное выявление его Божественной Славы, которая и есть Славой Его Отца.   

 

Каждый христианин, как ученик Христа, следующий за своим Господом, должен открыть в своей собственной жизни  действенность Его Пасхального Таинства. «Кто хочет идти за мной, пусть отречется от себя самого, возьмет на себя свой крест и идет за мной.»  В небесную Славу Воскресения  можно войти лишь через единственные двери, а именно через Его Чесный и Животворящий Крест. Наше призвание -- идти за нашим Спасителем до конца. Даже до смерти крестной. Таинственность Его Животворящего Креста заключается в том, что эта низшая степень усмирения и обесславления является местом, из которого сам Небесный Отец начинает нас возвышать, возносить, прославлять Своей Божественной Славой, перед которой преклонит свое колено все сущее на небе, на земле и под землей.

 

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим!» Как по-особенному звучат для нас сегодня эти слова! Для нас – церкви-мученицы, которая, как верная наследница веры Апостолов, поет их в этом Патриаршем Соборе Воскресения. Не является ли красноречивым знаком Божьим для всех нас, что именно в этот день, когда поклоняемся Чесному и Животворящему Кресту Господнему делаем это в этом месте?

 

Наша Церковь в ХХ веке пошла за Своим Спасителем до конца. Вплоть до тотального уничтожения на своей родной земле и, казалось бы, смерти. Однако эта смерть сотен тысяч наших мирян, священников, монахов и монахинь во главе с нашим епископатом была смертью крестной. А потому и животворящей. Наши родители, деды и прадеды этим самым объявили нам, своим потомкам, а через нас и свободной независимой Украине,  силу и непобедимость Чесного и Животворящего Креста Господня. В своем бесславии, унижение и нисхождении наша Церковь восстала именно на этом месте, месте Воскресения, когда Сам Небесный Отец прославлял Ее воскресшую Своей нетленной Славой, Славой, перед которой согнется всякое колено. И всякий язык, силой  свидетельства этой Церкви в Духе Святом, признает, что Иисус Христос является Господом, во Славу Бога и Отца.

 

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим!» Для меня, молодого, возможно только что рожденного Отца и Главы Украинской Греко-Католической  Церкви, эти слова являются итогом прошлого нашей Церкви, смыслом Ее настоящего и указателем будущего. Сегодня мы, наследники крещения Владимира, чувствуем единство  с нашей историей и традицией, перенимаем драгоценное наследие  наших великих  предшественников: Слуги Божьего Митрополита Андрея Шептицкого, Патриархов Иосифа, Мирослава-Ивана и Любомира. Сегодня эти мужи теплой рукой Любомира благословляют нас и делают это сокровище  живым, красноречивым для современного украинца. Святость объединенного Божьего народа есть и будет стратегией  развития нашей Церкви. Она живет и действует как единое тело, как Церковь Вселенского масштаба, Она есть и будет душой украинского народа, чтобы его освящать, открыть его сердце навстречу брату и соседу, чтобы сохранить наш народ, как народ Божий, и вести его к спасению и к жизни вечной. Сегодня, когда вы выйдете из храма, вы почувствуете дыхание весны. После вчерашнего мрачного неба, перед нами сегодня небо открытое; земля приготовилась к своему воскресению. На берега дремучего Днепра приходит весна.

 

Сегодня мы переживаем весну нашей Церкви, которая в Своем Воскресении начинает молодеть Духом Святым и улыбаться  миру светом Евангелия. Это о ней, древней и вечно современной, поет Псалмист, говоря: «Он насыщает твой преклонный век благом, и обновляется, как орел, твоя юность». Сегодня, в частности в этот торжественный день, осознаем же, что именно мы являемся обновленной и омоложенной Церковью. Поэтому хочу обратиться к нашему, по большей части, молодому духовенству. Ведь, если сравнить возраст нашего духовенства со средним возрастом священников в других странах и Церквях, мы -- юная, молодая Церковь. Так же хочу обратиться к нашему монашеству и ко всей украинской молодежи. Сегодня Христос призывает к ответственности за Свою Церковь именно нас, молодых. Позаботимся же о ней, о Церкви-Страдалице, которая силой Своего Воскресенья удивляет весь мир. Поставим Чесный и Животворящий Крест Нашего Спасителя в центре нашей жизни, и Он осладит его, как жезл Моисея осладил горькие воды Мерры в пустыне. Примем и мужественно  свершим  наше христианское призвание в современном мире. И вместе сможем обновить лицо нашего народа и государства.


Покланяемся Страстям Твоим, Христе! Прояви нам славное Твое Воскресение. Аминь!

27 марта 2011р.Б.
Киев

Фото: Папа Сепия / news.tochka.net