//

Ответы Папы Бенедикта XVI на вопросы в эфире итальянского телевидения RAI (полный текст+ видео)

Полный текст выступления Папы Бенедикта XVI в телерограмме «А Sua Immagine» («По Его образу») итальянского канала RAI, которая вышла в эфир 22 апреля. Папа ответил на вопросы семи человек, в том числе женщины-мусульманки из Кот-д'Ивуара и христиан из Италии, которые искали более глубокого понимания воскресения Христа и роли Богородицы Марии в нашей жизни. Впервые в истории Римский Понтифик отвечал на вопросы в прямом эфире телевидения.

 

 

 

Святейший Отец, благодарю Вас за ваше присутствие, которое наполняет нас радостью и напоминает о том, что сегодня тот день, когда Иисус явил Свою любовь самым радикальным образом, умерев кресте, будучи невиновным. Именно с этой темой страдания невиновных связан первый вопрос, который задает семилетняя японская девочка. Она говорит: «Меня зовут Елена. Я – японка, мне семь лет. Мне очень страшно, потому что дом, где я чувствовала себя в безопасности, очень сильно трясся, и много детей моего возраста погибли. Я не могу идти играть в парке. Я хочу знать: почему мне так страшно? Почему дети должны так грустить? Я прошу Папу, который говорит с Богом, объяснить это мне».

Дорогая Елена, приветствую тебя от всего сердца. У меня те же вопросы: почему это так? Почему ты должна так страдать, когда другие живут без забот? И у нас нет ответа, но мы знаем, что Иисус страдал, как и ты, неповинно, и что истинный Бог, явленный в Иисусе, — на твоей стороне. Мне это кажется очень важным, даже если у нас нет ответа, даже если мы все еще скорбим; Бог рядом с тобой, и ты можешь быть уверена, что Он поможет тебе. Однажды мы поймем, почему это было так. Но в этот момент мне кажется важным, чтобы ты знала: «Бог любит меня», даже если кажется, что он не знает меня. Нет, Он любит меня, Он на моей стороне, и ты можешь быть уверена, что в мире, во вселенной есть много людей, которые сейчас вместе с вами, думают о вас, делают, что могут, чтобы помочь вам. И знай: однажды я пойму, что это страдание не было впустую, оно не было напрасным, но за ним был добрый замысел, замысел любви. Это не случайность. Будь уверена, мы с вами, со всеми японскими детьми, которые страдают. Мы хотим помочь вам нашими молитвами, нашими делами, и вы можете быть уверены, что Бог поможет вам. В этом смысле мы молимся вместе о том, чтобы свет пришел к вам как можно скорее.


Второй вопрос напоминает нам о Голгофе, потому что его задает мать, стоящая под крестом своего сына. Это итальянка по имени Мария Тереза, и она спрашивает вас: «Ваше Святейшество, мой сын Франческо находится в состоянии вегетативной комы с Пасхального воскресенья 2009 года. Покинула ли душа его тело, видя, что он находится без сознания, или же она все еще рядом с ним?»

Конечно, его душа все еще присутствует в его теле. Его положение, наверное, можно сравнить с гитарой, струны которой были порваны, и она не может больше играть. Подобным образом и инструмент нашего тела является хрупким, уязвимым, и душа не может играть, так сказать, но она по-прежнему присутствует. Я также уверен, что эта сокрытая душа в глубине ощущает вашу любовь, даже если не в состоянии понять детали, ваши слова и т. д. Он чувствует присутствие любви. Поэтому, дорогие родители, дорогая мать, ваше присутствие рядом с ним в течение нескольких часов каждый день является подлинным, драгоценным делом любви, потому что это присутствие проникает в глубину этой сокрытой души. Ваши действия также являются свидетельством веры в Бога, веры в человека, преданности жизни, уважения к человеческой жизни, даже в самой прискорбной ситуации. Поэтому я призываю вас продолжать, зная, что вы оказываете огромную услугу человечеству этим знаком веры, знаком уважения к жизни, этой любовью к раненому телу и страдающей душе.


Третий вопрос пришел из Ирака, от молодежи Багдада, гонимых христиан, которые обращаются к Вам: «Приветствуем Вас из Ирака, Святейший отец. Мы, христиане в Багдаде, подвергаемся гонениям, как Иисус. Святейший Отец, на ваш взгляд, каким образом мы можем помочь нашей христианской общине пересмотреть свое желание эмигрировать в другие страны, убедить их в том, что бегство это не единственное решение?»

 

Прежде всего, я хочу сердечно поприветствовать всех христиан в Ираке, наших братьев и сестер, и хочу сказать, что я каждый день молюсь о христианах в Ираке. Они — наши страдающие братья и сестры, как и те, кто страдает в других странах, и поэтому они особенно дороги нашим сердцам, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы они смогли бы остаться, чтобы смогли устоять перед искушением эмигрировать, очень понятным, учитывая условия, в которых они живут. Я хочу сказать, что считаю это очень важным: мы рядом с вами, дорогие братья и сестры в Ираке, и мы хотим помочь вам, когда вы придете, принять вас как братьев и сестер. Естественно, все учреждения, которые способны сделать что-то для вас в Ираке, должны это сделать. Святой Престол находится в постоянном контакте с различными общинами — не только с католической и другими христианскими общинами, но и с нашими братьями и сестрами мусульманами, шиитами и суннитами. Мы находимся также в контакте с правительством, желая способствовать примирению и взаимопониманию, помочь в трудном пути восстановления раздираемого конфликтами общества. Проблема заключается именно в том, что общество глубоко разделено, разорвано, и в нем больше нет осознания того, что, несмотря на различия, мы являемся единым народом с общей историей, где каждый имеет свое место. Это понимание должно быть восстановлено: что при всех различиях они имеют общую историю, общую цель. Участвуя в диалоге с различными группами, мы хотим помочь процессу восстановления, и призываем вас, дорогие братья и сестры в Ираке, иметь веру, быть терпеливыми и уповать на Бога, сотрудничать в этом трудном процессе. Будьте уверены в наших молитвах.


Следующий вопрос к Вам пришел от мусульманской женщины из Кот-д'Ивуара, страны, которая в последние годы находится в состоянии войны. Эту женщину зовут Бинту, и она, приветствуя Вас на арабском языке, говорит: «Пусть Бог будет во всех словах, которые мы скажем друг другу, и пусть Бог будет с вами». Это выражение, которое они используют, когда начинают беседу. Затем она продолжает по-французски: «Дорогой Святейший Отец, здесь, в Кот-д'Ивуаре, христиане и мусульмане всегда жили в гармонии. Многие семьи состоят из членов обеих религий. Здесь живут люди разных национальностей, но никогда не было проблем... Теперь же все изменилось: политический кризис, который мы переживаем, посеял разделения. Сколько невинных погибло! Сколько людей стали беженцами, сколько матерей и детей пострадали! Вестники возвещали мир, пророки призывали к миру. Как посланник Иисуса, какой совет Вы дадите нашей стране?

 

Я бы хотел ответить на Ваше приветствие: Пусть Бог будет с вами и всегда помогает Вам. Должен сказать, что я получаю много писем из Кот-д'Ивуар, от которых разрывается сердце, в которых я вижу печаль, глубину страданий, и я глубоко сожалею о том, как мало я могу сделать. Но одно мы можем сделать всегда: быть вместе с вами в молитве, и, насколько это возможно, помочь вам делами милосердия. Прежде всего, мы хотим помочь, насколько это в наших силах, политические и человеческие контакты. Я поручил кардиналу Турксону, президенту нашего совета «Справедливость и мир», отправиться в Кот-д'Ивуар, чтобы выступить посредником, говорить с различных группами и людьми, способствуя новому началу. Прежде всего, мы хотим, чтобы был услышан голос Иисуса, в Которого вы также верите как в пророка. Он всегда был человеком мира. Можно было ожидать, что, когда Бог придет на землю, Он будет очень могущественным человеком и уничтожит враждебные Ему силы. Что Он будет использовать насилие как инструмент мира. Но ничего подобного. Он пришел в слабости. Он пришел только с силой любви, совершенно не прибегая к насилию, даже когда шел на крест. Это показывает нам истинное лицо Бога, и что насилие никогда не исходит от Бога, никогда не помогает принести ничего хорошего. Насилие — это разрушительное средство, которое не помогает преодолеть трудности. Вот почему голос Иисуса — самый громкий голос против всех видов насилия. Он настоятельно призывает все стороны отказаться от насилия, даже если они чувствуют, что правы. Единственный способ отказаться от насилия — возобновить диалог, вместе искать мир, заботиться друг о друге, желать быть открытыми друг для друга. Такова, дорогая сестра, истинная весть Иисуса: искать мира мирными средствами и отказаться от насилия. Мы молимся о вас, о том, чтобы все круги вашего общества услышали голос Иисуса, и, таким образом, возвратились мир и общение.



 

Святейший Отец, следующий вопрос касается смерти и воскресения Иисуса, и пришел из Италии. Я зачитаю его вам: «Ваше Святейшество, что Иисус делал во время между Его смертью и Его воскресением? Учитывая, что с Символе веры говорится, что Иисус после смерти сошел в ад, должны ли мы думать, что это случится также и с нами после смерти, прежде чем мы пойдем на небеса?»

Прежде всего, не следует воспринимать это нисхождение души Иисуса как некое географические или пространственное путешествие с одного континента на другой. Это путешествие души. Следует помнить, что душа Иисуса всегда касается Отца, Он всегда в контакте с Отцом, но одновременно эта человеческая душа простирается до самых пределов человеческого бытия. В этом смысле она идет в глубины, в затерянные места, куда идут все, кто не достиг цели своей жизни.

Когда говорится, что Господь сошел во ад, это прежде всего означает, что Иисус достигает даже прошлого, что действенность Искупления начинается не с нулевого года, или 30-го, но простирается в прошлое, охватывает прошлое, всех мужчин и женщин всех времен. Отцы Церкви говорят очень красиво, что Иисус взял Адама и Еву, то есть все человечество, за руку и ведет их вперед, к вышним. Таким образом, Он дает им доступ к Богу, потому что само по себе человечество не может достигнуть Бога. Он сам, будучи человеком, может взять человечество за руку и открыть ему доступ. К чему? К той действительности, которую мы называем Небесами, Раем. Так что это сошествие во ад, то есть, в глубину человеческого бытия, в прошлое человечества, — это неотъемлемая часть миссии Иисуса как Искупителя, и не применима к нам. Наша жизнь — иная. Мы уже искуплены Господом, и после нашей смерти мы предстаем перед Судьей, перед взглядом Иисуса. С одной стороны, этот будет взгляд очищения: я думаю, что все мы, в большей или меньшей мере, нуждаемся в очищении. Взгляд Иисуса очищает нас, делает нас способными жить с Богом, жить со святыми, и, прежде всего, жить в общении с теми, кто дорог нам, и ушел из этого мира до нас.


Следующий вопрос также связан с темой Воскресения, и пришел из Италии. «Ваше Святейшество, когда женщины пришли ко гробу в воскресенье после смерти Иисуса, они не узнали своего Учителя, но приняли Его за другого. То же случилось и с апостолами: Иисус показывает им Свои раны, преломляет хлеб, и они узнают Его именно через Его действия. У Него есть истинное тело из плоти и крови, но одновременно прославленное. Что это значит, что Его воскресшее тело обладало иными характеристиками, чем прежде? Что именно значит — прославленное тело? Будет ли наше воскресение таким же?»

 

Естественно, мы не можем дать определение прославленному телу, потому что это за пределами нашего опыта. Можно лишь отметить признаки, которые Иисус дал нам понять, по крайней мере, в каком направлении нам следует искать эту реальность. Первый признак: могила пуста. То есть, Иисус не оставил Свое тело для тления. Это показывает нам, что даже материя предназначена для вечности, что она действительно была воскрешена, что она не остается чем-то падшим, погибшим. Но Он затем принял эту материю в новых условиях жизни. Это второй пункт: Иисус уже не умирает, то есть, Он находится за пределами законов биологии и физики, потому что Он уже пережил эту смерть. Поэтому возникает новое, иное состояние, которого мы не знаем, но которое явлено нам в Иисусе и дает нам большие надежды: есть новый мир, новая жизнь, и мы — на пути к ней. Находясь в этом состоянии, Иисус позволяет Себя осязать, протягивает ученикам руку, ест с ними, но одновременно пребывает вне ограничений биологической жизни, какой живем мы. Мы знаем, с одной стороны, что Он — реальный человек, а не призрак, что Он по-настоящему жив, но это — новая жизнь, которая больше не подвержена смерти, и в этом — наша великая надежда.

 

Важно понимать все это, насколько для нас возможно, чтобы понимать, что такое Евхаристия. В Евхаристии Господь дает нам вкушать Свое прославленное тело, а не есть плоть в биологическом смысле. Он дает нам Себя, эту новизну, которую Он являет в нашей человечности, в нашем естестве, и касается нас изнутри Своим бытием, чтобы мы могли позволить себе быть пронизанными Его присутствием, преображенными Его присутствием. Это важный момент, потому что это значит, что мы уже соприкасаемся с этой новой жизнью, этим новым видом жизни, потому что Он вошел в меня, а я вышел из себя, я расширяюсь к новому измерению жизни. Я думаю, что этот аспект обещания, той реальности, что Он отдает Себя мне, и одновременно выводит меня из меня самого, ввысь — это самый важный момент. Дело не в том, чтобы отмечать то, что мы не можем понять, но быть на пути к новизне, которая всегда начинается заново в Евхаристии.


Святейший Отец, последний вопрос — о Марии. У креста мы являемся свидетелями напряженного диалога между Иисусом и Его Матерью, когда Иисус говорит Марии: «Се, сын твой», и затем Иоанну: «Се, Матерь твоя». В Вашей последней книге, «Иисус из Назарета», Вы назвали это «Последней заботой Иисуса». Как понимать эти слова? Что они значили тогда, и что значат сегодня? И, если говорить о посвящении, намерены ли Вы обновить посвящения Деве Марии в начале нового тысячелетия?

Эти слова Иисуса, в первую очередь, — очень человеческое действие. Мы видим, что Иисус, как истинный человек, делает очень человеческое дело, дело любви к Матери, доверяя Свою Мать молодому Иоанну, чтобы она могла жить в безопасности. В то время на Востоке для женщины невозможно было жить одной. Он вверяет свою Мать этому юноше, и здесь Иисус на самом деле действует как человек с истинно человеческими чувствами. Мне это кажется прекрасным и очень важным, что прежде любого богословия мы видим в этом акте подлинную человечность Иисуса, Его подлинный гуманизм. Однако, это событие имеет несколько измерений, оно связано не только с тем моментом, но и со всей историей.

 

В лице Иоанна, Иисус вверяет всех нас, всю Церковь, всех будущих учеников, Своей Матери, и Свою Матерь — нам. Таким образом исполняется смысл истории. Человечество и христиане все больше и больше понимают, что Мать Иисуса является их Матерью, и все больше и больше вверяют себя ей. Вспомним о великих богородичных святилищах, подумаем о почитании Богородицы, через которое все больше и больше людей чувствуют: «Это твоя Мать». И даже некоторые, кому трудно постичь величие Иисуса как Сына Божия, без труда вверяют себя Его Матери. Кто-то скажет: «Но ведь это не имеет никакого библейского основания!» На это я могу ответить вместе с Григорием Великим: «Слова Божии и тот, кто читает их, растут вместе». То есть, они развиваются в реальности жизни. Они возрастают, и через эту историю растет и мир. Мы видим, что у нас есть причина для благодарности, потому что у нас истинно есть Мать, нам всем была дана Мать. Мы можем обращаться к этой матери с великой увереннностью, потому что она  — Матерь каждого христианина. Однако верно и то, что эта Мать являет собой Церковь. Мы не можем быть христианами поодиночке, следовать христианству, основываясь лишь на собственных идеях. Мать — это образ Церкви, Матери-Церкви, и вверить себя Марии означает, что мы должны вверить себя и Церкви, жить Церковью, быть Церковью с Марией.

 

И таким образом мы понимаем смысл посвящения: Папы — будь то Пий XII, или Павел VI, или Иоанн Павел II — совершили величественный акт посвящения мира Мадонне, и мне кажется, что перед лицом человечества, перед лицом Марии, это очень важный жест. Я считаю, что сейчас важно усвоить это событие, позволить ему вырасти внутри нас. В таком духе я посещал великие богородичные святилища мира: Лурд, Фатиму, Ченстохову, Альтеттинг... С намерением сделать реальным, интериоризировать этот акт посвящения, чтобы он мог стать действительно нашим собственным действием. Я думаю, что это было великое, значительное для общества действие. Возможно, однажды будет необходимо повторить его снова, но на данный момент мне представляется более важным жить им, сделать его реальным, войти в это посвящение, чтобы оно могло поистине стать нашим собственным.

 

Например, в Фатиме я видел, как тысячи людей поистине вступали в это посвящение. Внутри себя, для себя они поручали себя Ей, это доверие становилось реальностью внутри них. Таким образом оно становится реальностью в жизни Церкви, и таким образом Церковь растет. Это общее посвящение себя Марии, наша готовность быть пронизанными этим присутствием, созидать и участвовать в общении с Марией созидает Церковь, вместе с Марией, подлинной Невестой Христа. Таким образом, на данный момент, я не намерен совершать новый публичный акт посвящения, но я приглашаю Вас вступить в это посвящение, уже совершенное, чтобы мы могли подлинно жить им каждый день, и чтобы таким образом, возрастала Церковь Богородицы, Церковь, которая есть Мать, Невеста и Дочь Иисуса.


Источник www.cathmos.ru