//

Ортодоксальность веры как необходимая предпосылка обновления Церкви

Свою публичную деятельность как Префект Конгрегации по делам веры архиепископ Герхард Людвиг Мюллер фактически начал с интервью немецкой газете «Süddeutsche Zeitung». Коротко выразить основную мысль этого интервью можно так: «Борьба за православность Католической Церкви».

 

Фактически здесь бы не должно быть ничего удивительного. Ведь это является прямой задачей этой Конгрегации - бдить над ортодоксией в Католической Церкви. И, казалось бы, нет необходимости на этом ставить акцент. Но в период всеобщего общественного релятивизма, который начал потихоньку проникать в Храм Божий, такое заявление для многих, наверное, прозвучало, как гром среди ясного неба: оказывается в Церкви есть еще и такая потребность, как бдение над Ее православностью.

 

Есть три щели, через которые релятивизм пытается затопить Церковь: релятивизм в среде мирян, индивидуальное богословие, неправильное понимание экуменизма.

 

Многие гиперконсерваторы, близкие к лефевризму, причину возникновения этих щелей видят во II Ватиканском Соборе или по крайней мере, в неправильной трактовке его постановлений. В свою очередь гиперэкуменисты и гиперлибералы эти щели воспринимают как  источник спасения, который может  принести какие-то сказочные плоды расцвета Церкви.

 

И одни, и другие глубоко ошибаются. Прежде всего посмотрим на либеральное лобби, которое всеми силами толкает либеральные идеи в среду стада Христова. Сознательно или не сознательно эти люди отдают дань моде. Ведь теперь так модно говорить о равенстве, о толерантности, о всеобъемлющей любви и мире, об относительности всех истин. И это же самое повторяют либералы внутри Церкви. Причем никто не наблюдает, что за этими понятиями, на первый взгляд такими привлекательными, скрывается совсем не тот смысл.

 

Как показывает, я бы сказал, центральный документ «католического» либерализма «Призыв к непослушанию», пропагандируя равенство, либералы фактически пропагандируют отсутствие разницы между мужчиной и женщиной, увеличивая  роль мирян в Церкви - фактически устраняют министериальное священство, изменяя его исключительно общим священством всех верных. Пропагандируя терпимость, либералы фактически пропагандируют терпимость к греху и молчание в ответ на него, прикрываясь уважением к человеческим правам и свободам. Говоря о любви, либералы распространяют карикатуру на Бога, Который является Любовью, но не является абсолютной праведностью.

 

Такая карикатура подобна  карикатурному пониманию христианского Бога Ф.В. Ницше: «Так сидел он (Бог-прим. автора ), поблекший, в своём углу на печке, сокрушался о своих слабых ногах, усталый от мира, усталый от воли, пока наконец не задохнулся от слишком большого сострадания». (Ф. Ницше, Так говорил Заратустра , 1993:258). Бог, который все всем прощает и не требует никакого покаяния, никаких усилий воли к исправлению, такой бог не есть Бог Любви. Потому где нет правды, нет и истинной любви, а только извращенная пассивная любовь. А пропагандировать относительность всех истин, это не иначе как отрицание истинности Того, Кто сам о себе сказал: «Я есмь - Путь,  Истина,и Жизнь» (Ин. 14,6)? А именно это и пропагандируют гиперэкуменисты, не замечая никакой разницы между католичеством и протестантизмом, между Католической Церковью и Церковью Православной.

 

«Католический» либерализм является ничем иным, как запоздалой данью моде сексуальной революции, неомарксизма, пост-модернизма и больше ничем. Он не опирается на христианстве, на верности Христу, и поэтому не может принести никаких положительных плодов. Пропагандировать подобные взгляды в Церкви - это равносильно просверливанию дыр на корабле, который попал в шторм, с целью этот корабль спасти.

 

В свою очередь «католический» гиперконсервативзм является ничем не прикрытым убеждением, что Церковь, собранная на Соборе с Папой во главе, может ошибиться.

 

Итак, ни одни, ни другие не правы в своих попытках спасти Церковь от Нее самой.

 

А три щели, через которые релятивизм стремится заполонить Церковь, имеют свою природу в чем-то другом.

 

Если учесть релятивизм, который заполонил умы некоторых верующих, то в этом нет ничего, чтобыло бы связано со II  Ватиканским Собором, или со слишком «большим консервативизмом» Церкви.

 

Релятивизм - это детище эпохи пост-модернизма. И принятие частью верных его критериев истинности, является ничем иным, как проявлением обмирщения - секуляризации их менталитета. Не проблема здесь в чем-то ином, нежели только в уходе этой части верующих от веры в суррогатную смесь идей этого мира, к которому они стремятся приспособить христианство.

 

О том, что индивидуальное богословие - является щелью, через которую релятивизм пытается проникнуть в Церковь, говорил уже 1985 тогдашний Префект Конгрегации по делам веры кардинал Йозеф Ратцингер (см. JosephRatzinger / VittorioMessori, Raporto sulla fede ,2001:63-64) . Более того, именно выход богословствования за пределы веры церковной общности, впадающий в индивидуальное понимание, в субъективизм,  кардинал Ратцингер назвал очень вредной деятельностью для народа Божия (см. JosephRatzinger / VittorioMessori, 2001:63). Фактически индивидуальное богословие ничем не отличается от простой дани моде. Оно только является отражением того состояния, в которое впадают богословы, подобно не богословствующим мирянам, стремятся создать суррогатную смесь идей этого мира, к которому они стремятся приспособить христианство.

 

Но в случае богословов есть больший вред. Они украшены академическими титулами и силятся продать рядовым христианам свое праздное богословствование за веру Церкви. Более того, именно такие богословы размахивая различными декларациями, сеют среди верующих еще больший релятивизм. Стремясь подменить собой Учительское Правительство Церкви, они наносят большой вред народу Божьему. И о таких богословах разве что можно сказать, что вера Церкви для них больше не является спасительной оградой двора Христова, за которой начинается гибельный мир.

 

И наконец третья щель - неправильное понимание экуменизма. Релятивизм эпохи постмодернизма дал свой ​​отпечаток и на понимании Церкви людьми из определенных кругов. Фамозное соборное "subsistit" [1]  истолковывалось / истолковывается гиперэкуменистами, как возможность провести знак равенства между Католической Церковью и невоссоединенными Церквами. А в нашей украинской действительности, как стремление утопить УГКЦ в московском («киевском» или «автокефальном» православии дочерним  образованием  РПЦ) православии. Ведь для человека эпохи постмодернизма все истины относительны. И поэтому усилия гиперэкуменистов является не каким-то богословствованием, а натяжением на богословские лекала пост-модернизма, лишенного веры в Одну Абсолютную Истину.

 

Так, источником проблем является не что иное, как потеря частью верующих и богословов веры, и как следствие потеря чувствительности к ортодоксии. А без ортодоксии невозможна ортопраксия, без истинной веры невозможно есть истинное деяние. Поэтому всякая попытка реформировать Церковь, которая не выходит из ортодоксальной веры, обречена не только на неуспех, а на постижение титула Разрушителя Церкви.

 

Именно в этом контексте можно понимать слова каталонского кардинала Льюиса Мартинеса Систача из Барселоны , который в своем письме по случаю провозглашения двух новых Учителей Церкви: святого Иоанна из Авилы и святой Хильдегарды из Бингена написал: «Аутентичное Обновление Церкви рождается из святости».

 

«В воскресенье Сошествия Св. Духа Папа объявил то, что мы должны хорошо осознавать», - пишет кардинал Мартинес Систач. - 7 октября, в день открытия заседания Синода Епископов на тему Новой Евангелизации, Бенедикт XVI провозгласит двух новых учителей Церкви: св. Иоанна из Авилы и св. Хильдегарду из Бингена ».

 

«Что Папа стремился выразить этим решением?", - Спрашивает каталонский церковный владыка. И добавляет: Бенедикт XVI осознает кризис веры и религиозных практик, особенно в Европе. С тревогой он наблюдает за ростом количества пожилых лиц в церквях, недостатком призваний, скептицизмом и религиозным безразличием. Объявляя Год Веры, он указывает, что источник кризиса Церкви заключается в кризисе веры. Если мы ее не оживим, то «все остальные реформы будут неэффективными», - пишет кардинал Систач. Поэтому Папа решил провозгласить новыми учителями Церкви «великих служителей христианской веры». Иоанна из Авилы, апостола Андалусии, который является «известным представителем католической реформы в нашей стране», который «объединил святость и евангелизацию». В свою очередь св. Хильдегарда, бенедиктинское монахиня с глубокой библейской духовностью, особенно причастна к реформам в своем отечестве.

 

«Говоря об актуальном кризисе веры, мы должны восстановить уверенность, что аутентичное Обновление Церкви рождается из святости», - подчеркнул кардинал Мартинес Систач.

 

И именно святость требует ортодоксии, как необходимой предпосылки действительно католического обновления Церкви, которая постоянно обновляется Духом Божиим. Ортодоксальная вера - семена, святость - плод. И когда эти указатели христианской жизни станут категорическим императивом для каждого католика - нам не придется больше говорить о необходимости обновления Церкви. Она засияет новым светом веры в Христа, Который одолел мир своей любовью.

 

о.Орест-Дмитрий Вильчинский
Источник: catholicnews.org.ua

Перевод на русский язык сайта "Католический Крым"