//

Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии: фрагменты из различных публикаций

ИЗ АПОСТОЛЬСКОГО ПОСЛАНИЯ "MARIALIS CULTUS" ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ РИМСКОГО ПАВЛА VI: ЧАСТЬ I: 1

 

1. Пресвятая Дева Мария в обновленной Литургии Римской Церкви

2. Перед обновлением римской Литургии следовало тщательно обновить Всеобщий календарь (Calendarium Generale). Это новое уложение, имеющее целью то, чтобы празднование дела спасения в установленные дни соответственно раскрывалось разделением на годичный круг всей тайны Христовой, начиная от Воплощения и до ожидания Его славного пришествия, позволило включить память Богоматери в годичный круг тайн Сына более естественным образом и в более тесной связи с этими тайнами.

1.1. Непорочное Зачатие (8 XII)

3. Так, в Литургии времени Адвента, помимо торжества 8-го декабря, в котором одновременно отмечаются Непорочное Зачатие Богородицы Девы, основательное приготовление (ср. Ис 11,1-10) к пришествию Спасителя и блаженное начало Церкви без порока и нетления, часто воспоминается Та же Пресвятая Дева, главным образом в рядовые дни от 17 до 24 декабря, особенно же в воскресенье перед Рождеством Христовым, в котором звучат древние предсказания пророков о Деве-Матери и о Мессии, а также читаются отрывки из Евангелия, говорящие о грядущем рождении Христа и Его Предтечи.

4. Воистину таким образом верные, переносящие дух Адвента из священной Литургии в свою жизнь, размышляя о неизреченной любви, с какою Дева-Матерь ожидала Сына, склоняются к тому, что принимают Ее как образец и готовы выйти навстречу грядущему Спасителю, "бодрствуя в молитве и ликуя во хвалениях". В Литургии времени Адвента Мы хотим обратить внимание также на то, что соединение мессианского ожидания и ожидания славного пришествия Христова с полным восхищения воспоминанием Матери предоставляет нам образ прекрасного равновесия в Богопочитании (cultus). Это может считаться как бы правилом для воздержания от всякого стремления к отделению - как это часто имеет место в некоторых образах народного благочестия (pięłaś) - почитания (devotio) Богородицы Марии от средоточия, к которому необходимо следует его направлять, а именно от Христа. Это также делает возможным признание данного времени, как указывают литургисты, особенно уместным для воздавания надлежащим образом почитания (cultuś) Богородицы. Мы подтверждаем такое указание и желаем, чтобы оно было повсеместно принято и применяемо.

 

ИЗ КНИГИ ИОАННА ПАВЛА II "ВЕРУЮ В ДУХА СВЯТОГО ГОСПОДА ЖИВОТВОРЯЩЕГО: ЧАСТЬ V"

 

СВЯТОЙ ДУХ И МАРИЯ - ОБРАЗЕЦ СОКРОВЕННОГО ЕДИНЕНИЯ БОГА И ЧЕЛОВЕКА

1. Как мы убедились, глубокое и правильное понимание события, связанного с Воплощением Слова, приводит к открытию как истины о Христе, Богочеловеке, так и истины о Святом Духе. Эти две истины — о Христе и о Святом Духе — представляют собой единую тайну Воплощения, возвещенную нам в Новом Завете как историческое и биографическое событие, исполненное тайны истины, — в рассказе Матфея и Луки о зачатии и рождении Иисуса. Мы признаём эту тайну в исповедании веры в Христа, предвечного Сына Божия, говоря, что Он стал человеком, «был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы».

Этой тайной пронизано повествование евангелиста Луки о благовещении Марии, которое предстает перед нами как событие, свидетельствующее о возвышенной и сокровенной взаимосвязи Бога и Марии. Этот же текст проливает свет и на проблему сокровенной связи Бога с каждым человеком.

2. Бог, присутствующий во всем как начало и как сила, поддерживающая бытие каждого существа в соответствии с его природой, по-новому воплощается в каждом человеке, который раскрывает перед Ним свою душу и приходит к Нему, получая дар благодати, с помощью которой человек может познать Бога и полюбить сверхприродной любовью как Гостя своей души, ставшей Его святым прибежищем (ср.: св. Фома, Summa Theol., q. 8, а. 3 ad 4; q. 38, a. 1; q. 43, a. 3). Но еще более возвышенный и совершенный (более того — исключительный) характер носит присутствие Бога в человеческой природе Христа — Он соединен с Ним как предвечное Слово, как Сын (ср.: там же, 1, q. 8, а. 3 ad 4; III, q. 2, а. 2). Можно сказать, что в Марии Бог воплотил Свое присутствие особым и неповторимым образом: в Воплощении Слова, — в зачатии и рождении Иисуса Христа, Отцом Которого является Он Сам. Эту тайну мы сможем постичь только тогда, когда поймем смысл таинства Воплощения во всей его полноте.

3. Вернемся к рассмотрению текста св. Луки. Это рассказ и свидетельство об особой взаимосвязи между Богом и Пресвятой Девой, Которой посланник Божий благовествует о Ее призвании: по благодати Святого Духа Она станет Матерью Мессии, Сына Божия. Бог открывается Марии в Тройственности Лиц. Истину о единстве Лиц и Их неслиянности Иисус явит позднее. Архангел Гавриил возвещает Марии, что по воле и по благодати Бога Она зачнет и родит миру Того, Кто будет признан Сыном Божиим; и это произойдет силою Святого Духа, Который сойдет на Марию, и Она станет человеческой Матерью Сына Божия. Слова «Святой Дух» звучат в душе Марии как собственное имя Лица, что было внове по отношению к религиозным традициям Израиля и текстам Ветхого Завета и в то же время явилось как бы зачатком Откровения, еще только приоткрывающим Ей тайну Пресвятой Троицы.

4. Именно Святой Дух — как можно понять из текста св. Луки, в котором отображено то, что открылось Марии, — выступает в роли Того, Кто как бы «сокращает расстояние» между Богом и человеком. Это Лицо, в Котором Бог приближается к человеку в его человеческой природе, с тем чтобы «дать Себя» человеку в Своей Божественности и воплотить в человеке — в каждом человеке — новый способ единения и присутствия (ср.: св. Фома, Summa Theol., I, q. 43, а. 3). С этой точки зрения Мария, благодаря присутствию Бога и соединению с Ним в материнстве, удостоена особой привилегии. Имея в виду это высшее Ее призвание, Бог одаряет Марию особой благодатью, о которой говорит ангел в своем приветствии (ср.: Лк 1, 28). Все это — деяния Святого Духа, источника благодати для каждого человека.

Святой Дух нисходит на Марию и действует в Ней — если следовать хронологии — еще перед Воплощением, то есть в момент Ее непорочного зачатия. Это происходит во имя Христа, Ее Сына, во вневременном контексте тайны Воплощения. Непорочное зачатие — это предвосхищаемое участие Марии в благодеяниях Воплощения и Искупления, в которых Божественное «дарование Себя» человеку достигает своей кульминации и полноты. Это деяния Святого Духа. Ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35).

5. В тексте Луки, помимо других истин, содержится и истина о том, что Бог ожидает от Девы из Назарета Ее согласия на благовестие. В книгах Ветхого Завета, там где рассказывается о необычных обстоятельствах рождения младенцев, речь идет о родителях, которые из-за преклонного возраста уже не могли иметь потомства. Так было, начиная от Исаака, родившегося от престарелых уже Авраама и Сарры, вплоть до рождения Иоанна Крестителя накануне Нового Завета от Захарии и Елизаветы, также находящихся уже в преклонном возрасте.

Во время Благовещения происходит нечто совсем другое. Мария, оставаясь девственницей, полностью отдает Себя Богу. Дабы стать Матерью Сына Божия, Она должна выполнить единственное, что от Нее ожидалось: дать Свое согласие на то, чтобы Святой Дух свершил задуманное свыше силою Божией.

Вот почему Воплощение, будучи делом Святого Духа, представляет собой акт свободной воли Марии — человеческого существа. Человеческое существо (Мария) сознательно и свободно отвечает на деяния Бога: подчиняется силе Святого Духа.

6. Ожидая от Марии свободного и осознанного ответа, Бог уважает в Ней «достоинство причинности», поднимая на небывалую высоту это достоинство быть причиной собственных действий, которым Он Сам наделяет каждое тварное существо, и прежде всего — человека. С другой стороны, прекрасен ответ Марии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1, 38). Ответ этот — уже результат благодатного воздействия Святого Духа на Ее личность: на Ее волю, на Ее сердце. Этот ответ дан через благодать и в силу благодати, Святого Духа , что не умаляет его значения как подлинного проявления свободы человеческого существа, осознанного акта его свободной воли. Внутреннее воздействие Святого Духа направлено на то, чтобы ответ Марии — как и ответ любого человека, призванного Богом, — был подобающим ответом и наиболее полно выражал зрелость просвещенной и богобоязненной личности, готовой безоговорочно отдать себя Богу. В этом заключается зрелость любви. Святой Дух, вверяясь человеческой воле, как Любовь (несотворенная) способствует зарождению и развитию в том человеке, которому Он вверился, любви сотворенной, являющейся выражением, с одной стороны, человеческой воли, а с другой — духовной полноты личности. Мария отвечает совершенной любовью и поэтому становится возвышенным примером сокровенного единения Бога с каждым человеком.

7. Событие, случившееся в Назарете и описанное Лукой в евангельском тексте о Благовещении, является совершенным образцом, можно сказать, моделью соединения Бога с человеком. Бог хочет, чтобы такая взаимосвязь возникала из дара Святого Духа в каждом человеке и основывалась на духовной зрелости личности. На пороге Нового Завета Святой Дух наделяет Марию даром необычайных духовных ценностей, получая от Нее согласие и послушание в духе любви, что является примером для всех призванных к вере и к подражанию Христу, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1, 14). После завершения земной миссии Иисуса и Сошествия Святого Духа в последующей истории Церкви будут повторяться, как бы продолжаясь, события, случившиеся в Назарете, тайна Воплощения: призыв, обращенный к каждому человеку; «дарование Себя» со стороны Бога; деяния Святого Духа. И необходимо, чтобы ответ человека на этот призыв и дар Бога всегда был выражением той духовной зрелости личности, о которой свидетельствуют слова Девы из Назарета, произнесенные Ею в момент Благовещения: fiat.

 

СЛОВА СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ МОЛИТВЫ «АНГЕЛУС»
(8.02.2004).

* * *

Дорогие братья и сестры!

1. В ближайшую среду, 11 февраля, когда Церковь отмечает память Божией Матери Лурдской, пройдет Всемирный день молитв о больных. Главные события состоятся в самом Лурде, где Пресвятая Дева Мария являлась св. Бернадетте Субиру, называя себя «Непорочным Зачатием». Более того, в этом году исполняется 150-летие догмата о Непорочном Зачатии, провозглашенного моим досточтимым предшественником блаженным Пием IX, чью память мы праздновали вчера.

2. Подмечена тесная связь, существующая между Божией Матерью Лурдской и миром страдания и болезни. В санктуарии, возвышающимся возле грота в Массабьель, больные всегда - главные действующие лица, и на протяжении всего года Лурдское святилище остается настоящей крепостью жизни и надежды. А как же иначе? По сути Непорочное Зачатие Марии является первым плодом искупления, совершенного Христом, и залогом Его победы над злом. Бьющий из земли источник, из которого Дева Мария пригласила Бернадетту испить, напоминает о силе Духа Христа, полностью исцеляющего человека и дарующего ему жизнь вечную.

3. Пусть Дева Мария призрит на всех, кто будет принимать участие в мероприятиях, запланированных в Лурдском санктуарии на ближайшие несколько дней: встречи, посвященные служению среди работников здравоохранения в странах Европы и особой связи Девы Марии с больными. Прежде всего, вверим Пресвятой Деве Марии торжественное Евхаристическое богослужение, за которым будет предстоять мой специальный представитель кардинал Хавьер Лозано Барраган, президент Папского совета по апостольству среди работников здравоохранения.

 

ИЗ СОЧИНЕНИЙ Св. МАКСИМИЛИАНА КОЛЬБЕ

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочное Зачатие"

Кто Ты, Непорочная Дева? Ответ Мы находим в рассказе Св. Бернадетты: "Тогда Пресвятая Дева встала над кустом шиповника в такой же позе, как на Чудесном Медалике. В ответ на мой вопрос лицо ее приняло серьёзное и вместе с тем необычайно кроткое выражение. Сложив ладони, словно для молитвы, Она подняла их к груди, взглянула на небо, после чего, разведя руки и наклонясь ко мне сказала с лёгкой дрожью в голосе: "Я - Непорочное Зачатие!"

Истинно - только Ей, и никому другому, принадлежит это имя. Бог, объясняя Свое имя Моисею, сказал: "Я есмь Сущий" ( Исход 3, 14), так как Бог вне веков и на все века -Он есть всегда. Его суть - это Его существование. Всё иное существует, но не является Сущим.

Так и Непорочная Дева начала Свое существование во времени. Среди появившихся творений лишь ангелы и первые люди взяли свое начало не через зачатие. Она же, подобно другим людям, начала свое существование через зачатие, так же, как и Иисус Христос - Бог и Человек. Он не есть зачатие, но зачатый, потому что как Бог Сын существовал всегда, без начала, а Она, являясь зачатием, отличается от Него и уподобляется другим людям.

Однако с первых же минут своего существования Она отличается от других человеческих творений тем, что их зачатие несет на себе печать первородного греха, а Её зачатие стоит вне этого общего закона, оно - непорочное. Поэтому только Ей одной принадлежит это название, оно является Её подлинным именем.

И должно быть, Ей самой очень приятна эта привилегия, если Она Сама говорит о Себе в Лурде: "Я -Непорочное Зачатие". Она не говорит: "Я - Непорочно Зачатая", но "Непорочное Зачатие", откуда следует, что Она - Сама Непорочность.

Бог сказал Моисею: "Я есмь Сущий". Я есмь само существование, следовательно, без начала. Непорочная Дева же говорит о Себе: "Я - Зачатие", то есть Начало, но, в отличие от других людей "Зачатие Непорочное".

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение:

Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! В Тебе одной несравненно более проявилась Слава Божья, чем во всех Святых!

* * *

Из сочинений Св.Максимилиана Кольбе: "Место Непорочной Девы среди творений Божьих."

От Отца через Сына и Духа исходит любое проявление любви Бога. Бог одаривает нас Своей любовью через Свои бесчисленные творения, и ответная любовь от них же приходит к Отцу через Сына и Святого Духа.

Вершина любви Божьего творения, возвращающегося к своему Создателю - это Непорочная Дева, существо без тени греха, прекрасная и божественная. Ни на мгновенье Её воля не отклонилась от воли Бога. Она добровольно всегда принадлежала Богу.

В Ней совершилось чудо соединения Бога со своим творением.

Отец доверяет Ей, своей возлюбленной Невесте, Сына. Сын сходит в Её девственное лоно и становится Её ребенком, а Святой Дух, поселившись в Ее душе, формирует в Ней тело Иисуса. Он существует в Ней таким невыразимым образом, что определение "Возлюбленная Духа Святого" является всего лишь далёким подобием этого существования.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение:

Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! В Тебе одной несравненно более проявилась Слава Божья, чем во всех Святых!

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочная Дева -Возлюбленная Святого Духа."

Непорочная Дева - это создание, полное любви, без тени греха, она ни в чем не отклонилась от воли Божьей.

Она несказанным образом соединена со Святым Духом как Его наречённая Невеста в значении несравненно более совершенном, чем может выразить это человеческое слово.

Пресвятой Дух живет в Ней с первой минуты Её существования всегда и навсегда. Он сам и является в Ней этой любовью. Эта любовь - Любовь Отца и Сына, Любовь плодотворная. Пресвятой Дух живет в душе Непорочной Девы и действует в Ней так, что Она становится Матерью Бога-Человека. А Она, с первой же минуты своего существования сливаясь в любви с Пресвятой Троицей, является как бы её отображением.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение:

Преклоняюсь пред Тобою, Пресвятой Дух, за то, что Ты создал Тело Божьего Сына в пречистом лоне Непорочной Девы. Позволь мне восхвалять Тебя, Пресвятая Владычица наша!

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочная Дева - Божья Матерь."

Непорочная Дева сама в себе - ничто, но в Благодати Божьей Она - самое совершенное из всех Его творений.

Непорочная Дева всегда была безупречна, любовь Её всегда была полной, без малейшего изъяна. Она любила Бога всем своим существом, и любовь эта с самой первой минуты Её существования таким совершенным образом связывала Её с Богом, что ангел в день Благовещенья мог сказать Ей: "Благодатная! Господь с Тобой". Итак, Непорочная Дева -творение Божье, Она принадлежит Богу, Она - Его образ и подобие, Дитя Божье и самое совершенное среди человеческих созданий.

Непорочная Дева является орудием Бога. Она сознательно и добровольно позволяет Господу вести себя, Она послушна Его воле, Она хочет только того, что желает Господь, и действует согласно Его воле, стараясь исполнить её как можно лучше, без малейшего отклонения своей воли от Божественной. Она использует всю доверенную Ей власть и все данные Ей привилегии для выполнения Божьей воли всегда и во всем из любви к Нему, Единому во Святой Троице. Эта любовь достигает таких вершин, что приносит Божественные плоды. Её соединение с Богом в любви доходит до такой степени, что Она становится Божьей Матерью. Отец доверяет Ей Своего Сына. Сын сходит в Её лоно, а Святой Дух творит из Её тела Святое Тело Иисуса.

Как сын никогда не перестает быть сыном своей матери, так и Иисус навсегда остаётся Её Сыном, а Она - Его Матерью. Он почитал Её и будет почитать вечно. Никто не сможет ни приблизиться к нему, ни уподобиться Ему, ни спастись и стать святым, если не будет почитать Божью Матерь.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение: Преклоняюсь пред Тобою, Сын Божий, за то, что Ты сошел в пречистое лоно Непорочной Девы и подлинно стал истинным Ее Сыном.

Позволь мне восхвалять Тебя, Пресвятая Владычица наша.

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочная Дева - Наша Матерь."

Человеческий язык слишком беден, чтобы говорить о Божьей Матери, потому как Она - Прекрасна и Непорочна, а слова наши - несовершенны. Человеческая речь должна лишь помочь душе приблизиться к Ней, а Она сама будет раскрываться душе с каждым разом все больше и больше.

В молитве, в сердечном общении с Ней душа будет все лучше понимать Её, все больше восхищаться Её божественной Непорочностью, всё сильнее пылать любовью к Ней.

Мы называем Её Владычицей, но понятие это отделяет нас от понятия материнского сердца.

Мы называем Её Царицей, но тут нужно добавить, что Она - Царица Любви. Её закон и Её сила - это материнская любовь.

Мы называем Её Матерью. Мать земная не свободна от пороков, поэтому в человеческих законах есть разделы об обязанностях детей и родителей, тогда как Матерь Небесная - это Мать без единого недостатка, непорочная. Эти и подобные им объяснения, которые можно продолжать бесконечно, не могут выразить даже и части того, что чувствует душа, пылающая любовью к Непорочной Деве.

Непосредственно из Её сердца можно почерпнуть больше знаний о Ней, чем от всех человеческих слов, вместе взятых.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение: Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! Дозволь мне воздать хвалу Тебе всей своей жизнью!

Дозволь и мне внести лепту в ещё большее Твое возвеличивание!

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочная Дева - наш идеал."

Мы подражаем людям хорошим, добродетельным, святым, но никто из них не лишен недостатков. И лишь Она Непорочная с первой секунды своего существования. Подражать Ей, приблизиться к Ней, стать похожим на Неё - вот вершина человеческого совершенства. Непорочная Дева - вот наш идеал. Позволить Ей овладеть нашим сердцем и всем нашим существом, чтобы Она жила и действовала в нас и с нашей помощью, чтобы Она любила Бога нашими сердцами - вот наше стремление.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение: Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая!

Дай мне силу против врагов Твоих.

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Через Марию к Иисусу."

Непорочная Дева становится Матерью Божьей. Плод любви Бога, Единого в Троице, и Непорочной Девы - Христос, Бог и Человек.

По образу этого единородного Сына Божьего с тех пор и должны духовно расти дети Божьи, перенимая черты Богочеловека. Кто лучше воссоздаст в себе образ Христа, тот больше и приблизится к Божеству, обожествится, станет человеком Божьим (приёмным Сыном Божьим). Кто же не захочет признать Непорочную Деву своей Матерью, тому ни Христос не будет братом, ни Бог-Отец не пошлет ему Сына, ни Сын не сойдет в его душу, ни С пятой Дух не преобразит его благодатью по образу и подобию Христа, потому как все это совершается, через Марию - Непорочную Деву, полную Благодати, и только через Неё.

Ибо ни одно другое творение не является и не будет ни непорочным, ни полным Благодати. Поэтому мы хотим, чтобы Господь был также близок к нам, как и к Непорочной Деве.

И как Единородный Бог-Человек не начал своё существование без полного согласия Девы, точно так же должно быть и с другими людьми, которые во всем должны последовательно подражать своему Первообразу.

В Непорочной Деве душа должна возродиться по образу Христа. Она Своей Благодатью, словно молоком, выкормит душу, возлелеет и воспитает её, как кормила, лелеяла и воспитывала и Иисуса. На Её руках душа должна научиться узнавать и любить Иисуса, из Её сердца черпать любовь к Нему, Её сердцем любить Его и любовью своей Ему уподобляться.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение: Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! Дозволь мне воздать Тебе такую хвалу, какой Тебе ещё не воздавал никто.

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Непорочная Дева - Вершина любви"

Мы должны стремиться к тому, чтобы любить Господа Иисуса, как любила Его Божья Матерь, чтобы любовь наша достигла такой вершины, что стала бы любовью Самой Непорочной Девы. Это - Вершина Любви, и к этой вершине мы должны стремиться. Мы должны завоевать весь мир этой любовью и направить его к покорению этой вершины. Мы должны достичь того, чтобы непорочная Дева любила Иисуса в каждой душе и каждой душою.

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение:

Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! Дозволь мне во Имя Твое жить, трудиться, отдать все свои силы и умереть!

* * *

Из сочинений Св. Максимилиана Кольбе: "Апостольство - плод молитвы к Непорочной Деве"

Непорочная Дева, словно добрая Мать среди своих детей, помогает им в спасении душ. Она желает обращения и освящения всех душ без исключения. Для выполнения этой задачи Она ищет Себе орудия среди людей. Она призывает любящих Её детей к сотрудничеству в обычных условиях повседневной жизни. Преданные Ей души живут одной Ею, часто думают о Ней, любят Её всем сердцем и стараются распознавать Её желания по своему внутреннему наитию и распространять Её волю, побуждая всё новые и новые души к более глубокому познанию Непорочной Девы и любви Бога.

Непорочная Дева пробуждала тысячи подобных душ во все времена. Однако нам всё ещё остаётся сетовать вместе со Св. Григнионом де Монфортом: "Мы до сих пор ещё недостаточно хорошо знаем Марию, и это одна из причин, почему мы знаем Иисуса не так хорошо, как должны бы". Есть ещё на Земле души, которые даже не знают, кто такие Иисус и Мария. Всё ещё "жатвы много, а делателей мало". (Лк. 10:2)

Краткое молчание, далее чтец произносит обращение:

Позволь мне восхвалять Тебя, Владычица Наисвятейшая! Позволь мне весь мир привести к Тебе!

Из книги "Новенна к Непорочной Деве Марии",
Францисканцы
Братья Меньшие Конвектуальные
Москва 1994

Из Катехизиса Католической Церкви

Непорочное зачатие

Чтобы быть Матерью Спасителя, Марии были «даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением». Ангел Божий при Благовещении приветствует Ее как «Благодатную». Действительно, чтобы свободно ответить согласием веры на возвещение Ее призвания, нужно было, чтобы вся Она была объята благодатью Божией. (490)

На протяжении веков Церковь осознала, что Мария Богом «исполненная благодати» (ср. Лк 1, 28), получила искупление с момента Своего зачатия. Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы, провозглашенный в 1854 г. Папой Пием IX, исповедует:

«...что Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха». (491)

Эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына». Более чем какое бы то ни было сотворенное существо, Отец благословил Ее «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1, 3). Он избрал Ее «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви». (492)

ИЗ КНИГИ ПЬЕРА ДЮМУЛЕНА "ГИМН МАРИИ. ШКОЛА МОЛИТВЫ"

1. Некоторые библейские основы догмата о Непорочном Зачатии

«Мы объявляем, провозглашаем и определяем, что учение, утверждающее, что благословенная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена от всякой скверны первородного греха - это учение, открытое Богом, поэтому его должны придерживаться твердо и постоянно все верные» (Булла «Ineffabilis Deus» Папы Пия IX, 8 декабря 1854 г.).

«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7, 22-24)

«В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем 1, 4)

«Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн 4, 7)

Большинство современных православных русских богословов испытывают затруднения в понимании смысла догмата о Непорочном Зачатии и критикуют его. Вновь и вновь повторяются одни и те же аргументы: отсутствие подтверждения этому в Библии, патристике, Литургии; исключительность Марии в сравнении с остальным человечеством; риск представить ненужным по отношению к Ней Искупление. Для христиан, особенно для католиков, живущих в России, это противостояние, отнюдь не являясь камнем преткновения, может стать поводом к открытию глубины учения, утверждаемого Учительством Церкви. Важнее, чем дискуссии о своевременности провозглашения догмата, представляется созерцание особой богословской перспективы, которую она освещает, глубины, укорененной в Писании и восточной духовности.

«Ради нас, людей, и ради нашего спасения... воплотился от Марии Девы», - утверждает Символ Веры. Воплощение Сына Божия - это дар человечеству, превосходящий все ожидания и являющий безмерную любовь Бога. Это прежде всего «ради нас, людей» Слово стало плотью «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). «Ради нас» - то есть из любви к людям, это не было связано с совершенным ими грехом, ибо план Божий не обусловлен человеческой слабостью и грехом; любовь Божия пребывает «из века в век». Слово не «должно» было воплотиться по причине греха: Бог - это бесконечная свобода. Между тем Христу «дблжно» было принять плоть и претерпеть Страсти (Мк 8, 31), но смысл этой жертвы совершенно иной, это не было «причиной», смысл был и остается в самой природе вечного Слова, Любви, вечной жертвы Отцу, Сына, стремящегося присоединить к Своему жертвоприношению людей, столь любимых Отцом.

Цель Воплощения - это не только восстановление человечества в первоначальном состоянии, которое само по себе совершенно и, следовательно, не нуждалось бы во Христе, так как на шестой день творения «увидел Бог...вот хорошо весьма» (Быт 1, 31); цель Воплощения - обожение человека по бескорыстному дару любви Божией. Ради того, чтобы мы могли стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1, 4), Бог свободно и предвеч-но предусмотрел Воплощение Слова; вот почему Он, смотря в Себя Самого, сказал: «сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1, 26). Этот стих, отличающийся от повествования о других деяниях творения, указывает на обсуждение, через которое Он создал человека: «по образу Христа, Который должен был прийти», - согласно высказываниям Отцов. Христос в действительности - это «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все» (Кол 1, 15-16 и ср. Евр 1, 3 и Откр 3, 14), Он приходит в мир, чтобы осуществить конечное призвание человека: «Кого Он прежде узнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8, 29-30). Он пришел сделать верующего «новым» человеком, «который обновляется в познании по образу Создавшего его», чтобы был «все и во всем Христос» (Кол 3, 10-11). Так как лишь Христос - поистине «образ Божий», и Бог просветит нас «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4, 4-6), этот образ запечатляется в нас, и мы преображаемся Им (2 Кор 3, 18), чтобы стать совершенно по образу небесного человека, Христа (1 Кор 15, 49). Итак, согласно учению ап.Павла, план Божий берет начало во Христе, «Новом Адаме», Который есть прежде Адама, будучи при этом «последним Адамом» (ср. Рим 5, 14), потому что первый человек был лишь «образ будущего» (Рим 5, 14). Ап.Петр подтверждает это предшествование Христа Адаму: «Искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Петр 1, 19-20). Искупление тесно связано с обожением, но оно не устраняет его и является, скорее, его следствием, чем причиной. Адам до падения нуждался во Христе не для того, чтобы быть «искупленным», но для того, чтобы полностью осуществить подобие Тому, Чей образ он в себе носил. В действительности, «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей...» (Еф 1, 4-11).

Первородный грех лишь придает еще большую ценность бескорыстию бесконечного Дара благодати и являет необходимость свободного соучастия человека в действии Бога в нем. Человеку, даже совершенному, полностью верному своей природе, недоступна Божественная жизнь, он не может быть «причастным к Божественной природе». Поэтому бл.Августин мог воскликнуть: «О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя». Но выражение «ради нашего спасения» зависит от «ради нас, людей»; нельзя разделять эти утверждения или представлять их в другом порядке; изобилие благодати предусмотрено Богом, значит, существует в Нем до совершения греха. Мы, живя в истории, видим, что грех предшествует обожению, но в Боге обожение человека первично по отношению к состоянию падения и, следовательно, к необходимости спасения.

Тайна Воплощения превосходит всякую человеческую способность, это бескорыстный дар, но дар, не отрицающий человеческую природу. Человеческая природа, отмеченная грехом, не способна принять Вечного. Она была создана по образу Божию и для подобия Ему, то есть соответственно своему примеру - Христу - ради подражания вечному Слову Божию, Которое должно было стать плотью, чтобы сделать человеческие создания народом, усыновленным в Сыне Вечном. Первоначальную человеческую природу прежде нужно было восстановить, что не способен был совершить человек, так как его поврежденная воля не могла сама по себе вновь обрести состояние благодати.

Родословия Иисуса представляют собой ошеломляющее подтверждение этой человеческой неспособности: это родословия Иосифа, а не Марии. А между тем, Иисус родился не от Иосифа, Лука это подчеркивает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3, 23). Что касается Матфея, то он после долгого перечисления, кратко воспроизводящего всю священную историю, заканчивает неожиданным образом: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Мф 1, 16). История Израиля вплоть до Иоанна Крестителя направлена на то, чтобы «представить Господу народ приготовленный» (Лк 1, 17) для принятия Спасения, а не для порождения Предвечного. Дух Сам, будучи «Господом Животворящим», готовит искупление «удела Его, в похвалу славы Его» (Еф 1, 14). Поистине Бог - это Тот, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, что мы просим, или о чем помышляем» (Еф 3, 20). Отрицать переход в иное качество, который подчеркивают родословия Иосифа, значило бы отрицать сверхъестественный характер Воплощения и Искупления. Если бы было достаточно только постепенного очищения человеческой природы для обретения первоначального состояния, зачем был бы нужен Спаситель? И если единственной целью было обретение этого первоначального состояния, какая необходимость была в Воплощенном Слове?

Только в этом контексте можно понять Тайну и догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Ибо Непорочное Зачатие служит плану обожения, а не только восстановления человеческого рода.

Павел пишет в Послании к Галатам: «Мы...были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4). Рождество Христа характеризуется Павлом двумя чертами: а) Его человеческим происхождением «от жены», б) Его подчинением закону. Эти две характеристики - необходимое условие для реализации двух целей Воплощения - Искупления и Усыновления. Структура фразы делает очевидным (через хиазм), что рождение «от жены» - это то, что позволяет «усыновление», так лее, как подчинение Закону позволяет «искупить подзаконных». Если мы рассмотрим этот стих в более широком контексте доктринальной части Послания, то становится ясным, что рождение «от жены» является гарантом того, что Предвечный Сын действительно принял человеческую природу и тем самым дал возможность всем быть «сынами Божиими по вере во Христа Иисуса» (Гал 3, 26), поскольку Его подчинение Закону гарантирует освобождение из-под него людей, которые «заключены были под стражею закона» (Гал 3, 23). Значит, Жена, о Которой идет речь - это Та, что наделяет человеческой природой Предвечного Сына, чтобы Он стал «семенем Авраама», «которое есть Христос» (Гал 3, 17). Она не только наделяет Его человеческой природой, но и обеспечивает Ему вхождение в определенный человеческий род, чтобы через Нее реализовалось обещание, данное Аврааму о бескорыстным даре Бога человечеству (Гал 3, 18-20). «Дочь Сиона», воспетая пророками, была одновременно Святым Городом и избранным народом. Это она должна была радоваться в день спасения: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах 2, 10, ср. Соф 3, 14-15). Церковь видит свершение этих слов в возвещении архангела Гавриила Непорочной Деве (ср. Лк 2, 28). Таким образом проясняются последние фразы этого объясняемого Павлом Учения: Мать Обетованного Младенца представляет «вышний Иерусалим», который «свободен; он - матерь всем нам» (Гал 4, 26), Она - «свободная» жена, а не рабыня, и верующие - Ее дети (Гал .4, 31).

Когда Слово входит в мир, дверью для Него становится Мария - Пречистая. Привилегия, дарованная ей, - это глубокая причастность к тайне Воплощения: нужна была незапятнанная человеческая природа, чтобы Предвечный Сын Отца ее принял. Природа Сына неотделима как от природы Матери, так и от природы Отца. Божественная природа Слова происходит из Его предвечного рождения Отцом, но Его человеческая природа получена Им только от Девы, без участия в этом мужчины. Итак, чтобы зачать совершенную человеческую природу, нужна была бесконечно чистая Дева. Но как могла Она стать такой? Через очищение? Невозможно: Дева не могла быть очищена прежде Страстей Христа, такое предположение отрицает св. Фома Аквинский, и это заставляет его сомневаться в Непорочном Зачатии Девы. Тогда как могла Она быть чистой, не будучи очищенной? Только если была таковой по природе, то есть от Своего Зачатия, значит не по Ее заслугам, а благодаря исключительной благодати, не изменяющей насильственно Ее существо, но составляющей его. Таким образом, чтобы защитить догмат о Христе как единственном Посреднике между Богом и людьми, не поставив под сомнение догмата о Воплощении, Церковь приходит к утверждению догмата о Непорочном Зачатии, согласующего Воплощение и Искупление.

Ветхий Завет содержит многочисленные примеры освящения и посвящения в материнском лоне (Самсон, Самуил, Иеремия, Иоанн Креститель). Иоанн Креститель должен был возвестить и приготовить приход Спасителя, он делал это, еще находясь в лоне своей матери. Миссия Марии отличается от всех предшествовавших ей: Она должна быть Матерью Божией. Что касается Марии, Ее миссия совпадает с Ее глубинным существом, личностной основой. Материнство относится к личности, это не действие, так же, как и Сыновство. Вот почему Эфесский Собор отказался разделять две природы во Христе, а Франкфуртский Собор отверг двойное сыновство. Вот почему Мария должна быть «способна» к Божественному материнству по самой Своей личности, то есть от Зачатия. Итак, Ее природа должна была быть основана на изначальном совершенстве, так как даже отсутствие содеянного греха в падшей природе не могло быть достаточным для Воплощения. Именно об этой Тайне идет речь в догмате о Непорочном Зачатии Девы Марии: человеческая природа Христа - это природа Марии, Матери такой природы, без какого-либо иного вмешательства человеческого семени. И тайна эта не могла присутствовать только в зачатии Христа в день Благовещения, так как тогда Христос не принял бы истинную человеческую природу, Он не мог бы «воплотиться от Девы Марии и стать человеком». Ибо в таком случае соучастие человечества через Марию - лишь иллюзия, это было бы не зачатие, а имплантация. Действительно, нужно было, чтобы Мария была предуготовлена по самой Своей природе для зачатия Богочеловека, чтобы она смогла Его родить. Именно в таком смысле Ангел, «войдя к Ней», приветствует Марию как уже «Благодатную», зная, что Господь с Ней и что Она «обрела благодать у Бога» (Лк 2, 28).

Если Мария воспевалась всеми родами как «Новая Ева», то именно потому, что она свободна от той ошибки, которой отмечена человеческая история. Это состояние благодати человеческой природы, восстановленное в его изначальном блеске, необходимо, чтобы «да будет» Марии стало подлинным ответом на Божественное предложение, потому что, чтобы дать согласие на такое предложение, нужно было или не осознавать, о чем идет речь, или быть без греха, полностью открытой и чистой. Поскольку ответ Девы был полностью сознательным и свободным, он не мог быть плодом природы, запятнанной грехом. Только первоначальное состояние дает истинную свободу, состояние греха - это рабство, как подчеркивает неоднократно ап. Павел (Рим 6, 16 - 20, ср. Ин 8, 34-35). Мария должна была быть свободной, как Ева, чтобы. полностью пожертвовать Собой: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38), - сказала Она, выбрав очень точное выражение: «Мне», а не «во Мне». Воплощение происходит не «в Марии», не «через Марию», а «от Марии». Итак, чтобы ответ был свободным и сознательным и Христос мог обрести природу Девы через реальное зачатие, нужно было, чтобы эта природа была избавлена от первородного греха. Вот почему Святой Дух может восклицать через Елизавету, что Мария «благословенна между женами» (Лк 1, 42). Свою полную самоотдачу как «жены» Она предлагает не только при Благовещении, но также на протяжении всей Своей жизни, что делается очевидным в Кане и у подножия Креста, где Христос дважды отождествляет Ее с Ее природой, называя Ее: «Жено», то есть новой Евой, совершенным восстановлением изначальной Жены. В Ней совершается возвещение спасения Протоевангелия:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15).

Это никак не умаляет героической веры Марии; Она «блаженна», «уверовавшая» (Лк 1, 45). Эта вера пребывает в Ней до момента соблазна Креста, и даже до Успения, что делает Ее причастной к истинному потомству Авраама, «Верующего» и «Отца» верующих (Гал 3, 7. 9). Но Мария - не только «Уверовавшая», Она также Та, Которая ведет к вере: в Кане вера зародилась, когда Христос «явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его», но как Он мог «явить славу Свою», если бы уже не было веры, той веры, которая просит Христа творить чудеса (ср. Мк 6, 5-6)? Эта вера, принимающая Его действие, присутствует в Марии и проявляется в распоряжении, которое Мария отдает служителям, воспроизводя слова, скрепившие первый Завет в Исходе (19, 8): «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5). Таким образом, Новый Завет смог проявиться во время чудесного брака, полагающего начало откровению тайны Искупления. Достойная дочь Авраама, каковой она признает Себя в Magnificat (Лк 1, 55), Мария - Мать веры и верующих. Это по Ее вере Сын порождает в Кане учеников Нового Завета; Она - Мать Церкви.

Между тем, Мария, как все люди, нуждается во Христе: «возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем», - говорит Она (Лк 1, 47), что на еврейский язык можно перевести как: «возрадовался дух Мой об Иисусе», потому что имя «Иисус» означает «Господь - Спаситель». Это Он уже спас Ее, то есть восстановил в Ее первоначальной чистоте, ибо Он «воспомянул милость», «как говорил отцам нашим, Аврааму и семени его до века» (Лк 1, 55). Но Она нуждается в Нем еще и для достижения причастности к Божественной природе, которую обретает окончательно лишь в тайне Успения. Различие между Magnificat (гимном Марии) и Benedictus (гимном Захарии) подчеркивает уникальность участия Марии в тайне Воплощения: Magnificat произносится в прошедшем времени, он уже осуществлен, так как Дух уже совершил в Марии залог обетования, тогда как Benedictus, хотя и более поздний по времени, возвещает: «рог спасения... что спасет нас от врагов наших... И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего; ибо предъидешь пред лицем Господа - приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк 1, 69 и 71; 76-77), так как Захария может только пророчествовать о грядущем спасении. Таким образом, Мария воистину может сказать: «сотворил Мне величие Сильный» (Лк 1, 49). Но как это «Величие», необходимое для спасения и обожения человеческого рода, могло осуществиться без искупления мира Христом через Крест? Эпизод в Кане нам объясняет: «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин 2, 4), и, между тем, совершает чудо. Поскольку Мария - Та, Которая предвосхищает «Час», этот «Час» в Евангелии от Иоанна - час Страстей (Ин 12, 23-27; 17, 1). Если Мария может быть Матерью Веры и разорвать этот круг неверия, то это потому, что Она - Та, Которая предвосхищает, предваряет всеобщую благодать по благодати, Ей присущей и являющейся не чем иным, как особым выражением этой всеобщей благодати. Как Христос - Новый Адам, бывший прежде первого, так и Мария - Новая Ева, бывшая прежде первой в сердце Отца, и это позволяет называть Ее поистине «Богородицей». Но, подобно тому, как Ева произошла от Адама (Быт 2, 21-23), так и Дева Мария обретает Свое бытие в Том, Кто одновременно является Ее Сыном по плоти и образом, по которому Она создана. Она - совершенное человечество, избранное «прежде создания мира» (Еф 1, 4): Бог по Своей «милости», «как говорил отцам нашим», «призрел на смирение Рабы Своей» (Лк 1, 48) предвечно. Догмат о Непорочном Зачатии - это как бы введение к догмату об ипостасном единстве, с которым он тесно связан.

Мария не была предохранена отчасти или очищена постепенно, она поистине «Благодатная». Ее исключительность не освобождает Ее от причастности к делу благодати, но то действие, которое совершается в Ней - иного порядка, чем очищение. Ради заслуг Ее Сына сама способность к этой полноте благодати расширяется до размеров всего человечества, Ее материнство постепенно включает в себя всех людей, Ее причастность к Божественной природе постепенно осуществляется: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19, ср. 2, 51). Эта причастность для Нее, как и для всякого человека - самопожертвование: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 35).

Отрицание Непорочного Зачатия привело бы к представлению, что возможно Воплощение без благодати, или к уничижению роли человечества, так как в таком случае либо человеческая природа очистилась бы на протяжении поколений и предоставила Искупителю незапятнанное естество, либо зачатие совершилось бы без помощи тела Девы, запятнанного первородным грехом. Но некоторые думают: делает ли Бог исключения? Почему - Она? Ответ прост и оправдывает провозглашение догмата Вселенской Церковью: исключительность Непорочной Девы принадлежит не только Марии - она дана Ей для Церкви, Матерью и образцом которой является Непорочная Дева. Мария в день Благовещения представляла Собой всю Церковь в ее блеске и смирении. «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1, 48). Как благословение Авраама стало источником благословения для всех народов и поколений (Быт 22, 17-18), так Мария делает все человечество причастным к благословению, обретенному Ею. Она разделяет со всеми поколениями радость, которой была переполнена. Непорочное Зачатие не отделяет Деву от остальных людей, Она не становится в меньшей степени человеком, совсем наоборот! Человек не был создан грешником и для греха, он был создан чистым и свободным. Христос - без греха, стал ли Он от этого меньше человеком? Он - Человек в полном смысле слова (Ин 19, 5), как Мария, согласно слову Христа на кресте, - «Жена» (Ин 19, 26). Быть человеком не значит быть грешником. Грех - уничижение, искажение природы. Тот, кто не причастен ко греху, может понять грешника, быть полным милосердия и любви, так как грех не «ослепил ему глаза» (1 Ин 2, 11). Христос и Мария могут понять человека именно потому, что грех не затронул их способность понимать другого (Быт 2, 25; 3, 7. 10). Ибо грех вредит способности личностей к общению, сделав постыдной наготу (Быт 2, 25; 3, 7. 10). Церковь - это народ, собранный Духом для общения (2 Кор 13, 13). Мария стала Матерью Церкви, так как Она одна способна к совершенным отношениям с Богом и с каждым человеком. Она поистине и во всей полноте «Матерь». Вот почему у подножия Креста Мать Иисуса, «ЕГО Мать» становится «Матерью» (с определенным греческим артиклем) в глазах Иисуса, а затем, когда Христос обращается к любимому ученику, то есть ко всем ученикам, Он называет Ее «Твоя Матерь» (Ин 19, 26-27). Чистота Девы ничего не отнимает от Ее любви и веры, но, наоборот, возвеличивает их, дает им способность к материнству Божественному и вселенскому - по отношению ко всем верующим, всем «любимым ученикам».

Современная медицина вносит новый свет в тайну Непорочного Зачатия. Она учит, что в действительности женские яйцеклетки, существующие в ограниченном количестве, представлены в женщине с первых недель ее зачатия. Еще в состоянии эмбриона маленькая девочка несет уже в себе те яйцеклетки, из которых родятся ее дети. Так было и для Иисуса. Яйцеклетка, которая должна была дать Ему Его человеческую природу, была уже в лоне Анны, когда она носила Деву в себе. Больше того, так как существует совершенная преемственность в формировании эмбриона, можно сказать, что, начиная с первой клетки, которая уже была Марией как личностью в состоянии зародыша, потенциально уже наличествовала человеческая природа Ее Сына. Таким образом, именно само Зачатие Марии должно было быть Непорочным, потому что только от Нее одной произошла человеческая природа Христа благодаря действию Святого Духа.

Западные и Восточные Отцы тысячью способами воспевали чистоту Марии, чистоту личности и, следовательно, природы, а не только чистоту в действиях, как это утверждают некоторые богословы.

II Ватиканский Собор, повторяя Катехизис Католической Церкви, упоминает четырех греческих отцов (Свет народам, 56), к которым можно присоединить и Феодора Студита. Ефрем Сирин, великий певец Божией Матери, созерцая Ее тайну, пишет: «Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едины святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха». Но прежде всего в литургии праздника Рождества Богородицы поэтически выражено на Востоке то, что определяет догмат.

На Западе среди хвалебных гимнов Отцов существует относящееся к IX веку утверждение Пасхазия Радберга: «Ангел сказал: «благословенна Ты между женами», то есть более благословенна, чем другие. Проклятие, изреченное Еве, было стерто благословением, данным Марии. Автор Песни Песней говорит по этому поводу нечто, что может соответствовать Марии: «отвори мне,... возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! (непорочная моя)». Белее снега, Она дарами Святого Духа во всем являет чистоту голубицы... Итак, Она непорочна, так как ни в чем не была осквернена».

Таким образом, догмат о Непорочном Зачатии является плодом так называемого римского юри-дизма не больше, чем определения первых Соборов могут считаться напрасными словопрениями под влиянием греческой философии. В действительности, все это - выражение библейской веры в ее полноте. Догмат о Деве Марии не содержит в себе новизны, он только следствие христологических догматов, доводящее до конца духовную логику Воплощения. Отрицая всякий компромисс и всякую неточность, он защищает полноту благодати, излившуюся ради Воплощения Христа на Марию. Он выражает отказ от незаметного умаления бескорыстности Воплощения и показывает истинность ипостасного единства. Отрицая всякий намек на докетизм или арианство, он утверждает, что Христос может быть истинным человеком, «рожденным от жены», не переставая быть «Богом истинным от Бога истинного». Выражая абсолютное доверие Церкви Всемогуществу Вечной Любви, он открывает путь надежды.

Православные богословы могут задаваться вопросом о своевременности этого догмата, так как они не были причастны к тем историческим обстоятельствам, в которых оказалась Римская Церковь. Однако этот вопрос не касается истинности догмата. Действительно, определение, прямо провозглашенное Верховным Понтификом «ex cathedra», не обсуждалось во время Вселенского Собора. Но можно ли обсуждать прилюдно Свою Мать? То, что может утверждать сын, собрание не всегда осмелится провозгласить. Догматы о Деве Марии говорят о сыновнем почитании Ее верующими, о тонкостях, превосходящих разум и граничащих с мистикой, они - иной природы, чем остальные догматы, и это ничего не убавляет от их библейской и богословской основы.

Источник: www.catholic.uz