//

Не молитесь на деньги!

Я слушаю много речей — президента, премьера, министров, экспертов, ученых — разных людей. И меня не оставляет впечатление, что все их внимание и внимание общества обращены на экономику. Вот возьмите инаугурационную речь президента Януковича — она полностью посвящена экономическому развитию Украины. Или программа реформ: просто посмотришь список, и становится понятным, что все эти реформы — пенсионная, административная, социальная — имеют сугубо экономическую поч­ву. Во всех случаях речь идет о деньгах — где найти деньги, как их сэкономить и покрыть все свои долги и потребности.

 

Я не преуменьшаю значения экономики для государства. И деньги действительно нужны, и нужно искать возможности для покрытия долгов. Но тот подход, который я вижу сейчас, очень уж односторонний. Мы говорим: самая большая беда нашего народа — коррупция. Да, возможно. Но как с ней борются? Издают антикоррупционный закон. Но ведь коррупцию не искоренить законами! Если действительно все общество про­питано коррупцией — то как будет исполняться закон? Кто его будет исполнять? Общество не переделаешь законами — его можно изменить только воспитанием. Следовательно, и коррупцию у нас можно искоренить только воспитанием. Для преодоления коррупции мы должны воспитать человека на солидных духовных основах, взрастить его определенные духовные качества. Иначе ничего не выйдет. Можно искать, хватать, судить за коррупцию — ну, может, один, два, пять процентов испугаются. Но это не спасет все наше общество от этого ужасного порока.

 

Коррупцию можно побороть только солидной духовной установкой —с малых лет учить детей, что это — беда. Вместо этого ребенка в школе учат, что это нормальная ситуация: мама должна что-­то в школу принести, ибо иначе ребенка в школу не возьмут, или спокойно учиться не дадут. Ребенок сызмальства знает, что оценку можно подправить, если мама еще что-­то принесет. Учителя можно подкупить — это от детей не скрывают. Да разве ж такое скроешь! В наших школах это не отдельные случаи, а обычное дело. Дети все видят это, и с самого детства наши граждане начинают считать, что так оно и должно быть, что это нормально, правильно.

 

Потом ребенок вступает в институт, и все выходит на новый круг. Он уже заранее, как и его родители, знает, что без взятки не поступить. Даже если это не так — ребенок в это все равно не поверит, его представление о жизни уже искривлено, уже настроено на коррупционный способ решения проблем. Когда учитель берет взятку — это худшая форма коррупции. Ибо она разрушает личность — того человека, которого этот учитель будто бы взялся воспитывать.

 

Если мы людей так воспитываем и терпим все это в наших школах и вузах — то почему мы удивляемся, что наши дети вырастают в граждан, уверенных, что все в мире можно купить и продать?

 

Поэтому первое, что мы должны сделать, чтобы одолеть коррупцию, — изменить систему воспитания. Коренным образом. До основ. До совсем других духовных основ. Заново строить систему воспитания людей. А это духовная программа, не экономическая. Нужно в ней искать способы спасения общества, лекарство от коррупции. Нужно в первую очередь учить народ жить порядочно, по моральным основам, справедливо вести себя, уважать права каждого человека, не судить никого, пока вина не доказана, — тогда мы пойдем вперед.

 

Мы же, судя по программам реформ и вообще настрою нашего руко­водства, все делаем наоборот: сначала — экономика, а там все само собой ста­нет прекрасным. Не станет. У нас только тогда будет прекрасная экономика, когда будут морально здоровые люди.

 

Мы слишком много думаем о день­­гах и слишком мало — о людях. День­­ги имеют над нами большую власть. И это как раз потому, что мы уверены: за деньги можно все купить и продать. Ес­ли у тебя есть деньги, ты успешно закончишь школу, получишь хорошую работу, сделаешь карьеру, тебя будут уважать. Мы не надеемся на собственные способности и человеческие качества так, как надеемся на кошелек или счет в банке. Мы слишком много думаем о деньгах. Мы слишком много говорим о деньгах. И потому они полу­чают над нами слишком много власти.

 

Такая сосредоточенность на государственном уровне на деньгах, экономике — это наша трагедия. И все это от того, что люди, которые сейчас у власти, не являются элитой. У них нет того ощущения, понимания, видения будущего, нет у них самих соответствующего воспитания и нужных человеческих ценностей.

 

Экономика не является развязкой всего. Мы это знаем из истории. Но люди, к сожалению, не учат историю.

 

Любомир Гузар «Зеркало недели. Украина» №22