//

Мы - глобальная Церковь. Интервью с новоизбранным главой УГКЦ

Новоизбранный глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав Шевчук, родившийся в Стрые на Львовщине, является одним из самых молодых епископов в мире. Епископский синод избрал его главой, как он говорит сам, "глобальной церкви". Украинская Греко-Католическая Церковь насчитывает более 4 миллионов верующих по всему миру, она является крупнейшей католической Церковью византийского обряда. В субботу, за день до интронизации, по дороге из Львова в Киев Блаженнейший Святослав дал эксклюзивное интервью Радио Свобода.

 

- На сегодняшний день закончился определенный этап возрождения Украинской Греко-католической Церкви. Эта Церковь сегодня является полноправной и в Украине она снова является настоящей Церковью. В чем Вы видите ее основную цель, в чем заключается ее смысл?

 

- Я думаю, что самая первая цель Церкви - это донести благовестие Евангелия  каждому человеку, к которому нас Господь Бог посылает таким образом, чтобы этот человек мог это Евангелие понять, его воспринять и им жить. Исходя из своего  последнего опыта, я просто вижу, что перед нашей Церковью сегодня стоит большой вызов инкультурации этого евангельского благовестия. Не только, скажем, в тех культурах, в которых сегодня наша Церковь живет за пределами Украины, но также и в нашей Украине. Потому что мы видим, как чрезвычайно быстро происходят различные культурные изменения. Люди по-другому начинают мыслить. Меняется образ жизни. И это нормально, и это естественно, потому что и народ, и государство, и мир развиваются. Но мы должны все время искать тот лучший способ, лучшие слова, лучший вид нашего служения для того, чтобы это евангельское благовестие, это слово жизни вечной, мы сегодня смогли донести до каждого украинца.

 

- Сейчас в христианском мире происходят определенные переломные процессы, и в Католической Церкви в частности. Как эти процессы проектируются, по Вашему мнению, на УГКЦ?

 

- Я думаю, что наша Церковь является частью Церкви Вселенской. И все те процессы, которые происходят в мире, очевидно, что они затрагивают и нас. Различные процессы, которые происходят в Церкви Католической, очевидно, что они в некоторой степени являются отражением тех различных культурных изменений, которые происходят в мире. Но, думаю, что, скажем, это единство - это то сопричастие, в котором мы сегодня находимся с нашими братьями и сестрами латинского обряда, Вселенским понтификом и другими восточными Церквями, а также ища  сопричастия с Церквями православными. Я думаю, что этот поиск поможет нам все эти процессы перевести в конструктивное русло.

 

- Многие считают, что сейчас в Европе происходит определенная антихристианская кампания. Эта кампания, в частности, стала заметной после подписания Лиссабонского соглашения, в котором лидеры стран членов Европейского Союза отказались внести в текст соглашения папский тезис о том, что Европа построена на христианских ценностях и по своей сути является христианской цивилизацией. Какой видит свою миссию УГКЦ в такой ситуации?

 

- Я думаю, прежде всего, что мы солидарны со всей Церковью и с другими христианскими Церквями, которые отстаивают христианские ценности в Европе. С другой стороны, я думаю, что прежде всего мы должны быть собой и поддерживать этот лозунг, тем более относительно новой евангелизации. В частности, это касается стран старого христианства. Здесь, у нас, в Украине, мы имеем особые вызовы постсоветского общества, которое пережило свои раны. И поэтому я думаю, что нам совместно со всеми теми, кто называет себя христианами, и нужно вносить в современную даже европейскую культуру христианские ценности. Потому что, я думаю, мы не должны бороться против одного или другого соглашения или того, или иного документа. Мы должны бороться за сильное и здоровое христианство в современной Европе. И тогда, я думаю, что даже на уровне политическом, международном или даже по этому документу, о котором Вы упоминаете, будет это формальное признание всей христианской действительности, которая существует.

 

- Что такое сильное и здоровое христианство, по Вашему мнению, в нашем современном материализованном, самолюбивом, меркантильном и материалистическом мире?

 

- Об этом можно много и обширно говорить. Я бы это свел к трем, возможно, самым важным принципам. Самый первый принцип, это то, что человек - это существо, которое сотворено по образу и подобию Божию. И мы никогда не сможем до конца создать необходимые условия для свободного, полноценного и всестороннего развития человека, если мы будем отрицать эти его сверхъестественную сущность и призвание. То, что сегодня, возможно, происходит, в Европе уже давно происходило в разных странах мира, в частности, в Берлине, когда над человеком производился определенный эксперимент в свете материалистического мировоззрения. И поэтому самая первая вещь - это человек. Человек в его сверхъестественном измерении. Человек, который сотворен по образу и подобию Божию.

 

Вторая вещь, думаю, чрезвычайно важная, - это и то, что человек - это существо, которое призвано к сопричастию. Он не может жить изолированным индивидуумом, который очень часто, возможно, и закрывается в таком индивидуалистическом обществе и заботится о своем узком частном или исключительно материальном благе. Но человек - это существо, которое призвано к сопричастию. Причастию с Богом, а также к сопричастию с ближним. И это та вторая черта, на которой, я думаю, базируется и должно базироваться здоровое христианство. Это церковное сообщество.

 

И третья вещь, я думаю, что она очень  важна - это то, что христианин призван сегодня к особому свидетельству. Очень часто в современной культуре хочется как-то так нивелировать духовную, религиозную жизнь к чисто частному делу, которое не должно вообще присутствовать в общественной жизни. И таким образом, скажем, даже о каких-то религиозных убеждениях часто не хочется говорить или они маргинализируются.  А мы - христиане - сегодня должны свидетельствовать и не бояться проявлять ту Христову веру, которая является фундаментом нашей жизни. Свидетельствовать о ней перед другими.

 

Любомир (Любомир Гузар - ред.) очень часто говорил о мессианском призвании Церкви. И это высказывание такое очень, я бы сказал, лаконичное, из такой фразы: "Делиться верой". Поэтому я думаю, что если христиане сегодня будут глубоко жить этой верой и будут ею делиться, тогда то христианство, о котором мы говорим, оно будет здоровое, оно будет динамическое и ему не страшны будут никакие секуляризационные процессы.

 

- Недавно в Украине произошло уникальное и до сих пор неслыханное событие. На Рождество, впервые в новейшей украинской истории президент страны проигнорировал существование других Церквей, кроме Украинской Православной Церкви (Московского патриархата), а в президентском рождественском обращении речь шла только о православных. В контексте такого отношения, как Вы планируете выстраивать взаимоотношения с государством?

 

- Я думаю, что первое, что я лично постараюсь сделать, - искать контакт для того, чтобы можно было общаться. Потому что когда не хватает общения, то, очевидно, очень легко можно выпасть из поля зрения той или иной политической личности. И мы должны с нашей стороны быть всегда готовы и открыты к такому общению. И я лично, как новый представитель этой Церкви, буду создавать поводы, чтобы такое общение было. И тогда, я думаю, что очень многие определенные недоразумения, которые возникают, как правило, по тем или иным государственным случаям, они потихоньку-понемножку могут быть оздоровлены.

 

- Продолжая тему развития взаимоотношений, как Вы собираетесь развивать их с Украинской Православной Церковью Киевского патриархата, Церковью, которая сейчас испытывает гонения?

 

- Первое, мы всегда солидаризировались и будем солидаризироваться с православными братьями Киевского патриархата. А с другой стороны, будем также стараться протягивать руку всем другим православным Церквям, которые существуют в Украине. История нашей Церкви была такова, что мы всегда были посредниками между разделенными. И, я думаю, что это призвание посредника мы можем очень успешно выполнять и в той конфессиональной ситуации, которая сложилась сегодня в Украине.

 

- Долго длятся и в последнее время даже усилились консультации между Римским престолом и Московским патриархатом. Повлияют ли как-то эти консультации на УГКЦ, ее перспективы?

 

- Я думаю, что такие консультации или такое сотрудничество очень естественны. Я думаю, что они нормальны. Наша Церковь должна как-то правильно позиционировать себя во всех этих происходящих процессах. И прежде всего мы будем всегда желать быть участниками таких процессов, чтобы когда, например, речь идет о нас, мы были не объектами, а субъектами такого диалога.

 

- Некоторые считают, что УГКЦ остается региональной Церковью и что это является ее основной проблемой. Какие перспективы Вы видите для развития УГКЦ?

 

- Я думаю, что такая мысль, что мы Церковь региональная - она уже совершенно не соответствует действительности. Мы сегодня Церковь глобальная. Мы существуем очень далеко за пределами Галиции. Не только на Восток, Запад, но также на Север и Юг. Более того, сам факт, что сегодняшнее событие так широко освещается в средствах массовой информации в Украине, говорит о том, что мы сегодня являемся очень интересной и красноречивой Церковью для всего украинского народа, даже независимо от конфессиональной идентификации и независимо от той или иной личности. И очевидно, что мы будем расти и развиваться. И в первую очередь искать возможность осуществить полноценную и всестороннюю пастырскую опеку над теми нашими верными, которые возможно ее сегодня еще не имеют. А также будем всегда открыто и отважно провозглашать слово Евангелия тем, которые сегодня еще не принадлежат ни к одной Церкви.

 

- Вы взяли на себя огромную ответственность. Вы наверняка очень сильно чувствуете эту ответственность. Что у Вас внутри, в сердце, в душе происходит?  Вы осознаете, что Вас ждет?

 

- Я хочу здесь в качестве примера привести высказывание Блаженного Митрополита Владимира Стернюка. Я вспоминаю, что когда он праздновал 90-летие, тогда кто-то из журналистов спросил у него: "Владыко, если бы Господь Бог Вам заранее открыл все, что нужно будет пройти ради его имени, стали бы Вы тогда священником?". И тогда владыка подумал и сказал: "Нет, пожалуй, тогда бы я никогда не осмелился быть священником".

 

Но Господь в своей всемудрости сразу не показывает нам всего, чтобы мы не испугались. Потому что потом он дает свою собственную силу и помощь, чтобы шаг за шагом идти той дорогой, которой он зовет.

 

Беседовала Ирина Халупа

РАДИО "СВОБОДА", 26 марта 2011 г.

Перевод с украинского "Портала-Credo.Ru"