//

Маурицио Фаджони: «Люди, которые живут гомосексуальной жизнью, не могут требовать права вступать в брак или иметь детей»

Наш пол не является нашим выбором. Мы такие, какие есть. И никто не имеет права говорить: я могу выбрать тот или этот пол. Врач и священник, ведущий специалист в сфере морального богословия и биоэтики о. Маурицио Фаджони рассказывает о транссексуалах, гомосексуальной культуре и содомском грехе.

 

— Отче, вы уже второй раз приехали в Украину читать курс лекций в Школе биоэтики УКУ. На этот раз вы затронули очень щекотливую тему для общества и церкви в частности — гомо- и транссексуализма. Как объяснить расстройства, связанные с человеческим полом и беспорядочными сексуальными отношениями?

 

— На сертификатной программе по биоэтике «На службе охраны жизни» я говорил со студентами о проблемах, которые сегодня возникают в сфере человеческого пола и касаются разных сексуальных расстройств. Во время лекций мы обсуждали общее измерение половой антропологии, биологические и психологические аспекты сексуальности, теорию гендера и учение церкви относительно этих вопросов.

 

Традиционно человеческий пол с точки зрения биологии всегда был связан с процессом репродукции, в котором принимают участие мужчина и женщина. Начиная с 1960-х годов акценты изменились, сексуальность начали связывать с субъективным измерением личности. То есть пол и гендерность трактуют как личный выбор каждого. Сегодня мы являемся свидетелями дисбаланса между половой жизнью и репродукцией, в рамках которого образуется тенденция к восприятию гомосексуальности как нормального проявления гендерности. Однако мы забываем, что сексуальность предполагает взаимное дополнение двух противоположностей — мужчины и женщины, а в гомосексуальных отношениях имеем двух людей одного пола. С точки зрения христианской антропологии сексуальность предполагает супружескую любовь и верность, когда мужчина и женщина определяют два разных образа бытия.

 

Определяя понятие пола, нельзя акцентировать только на человеческой природе или на культурном измерении, потому что, находясь на этом сечении, человек теряется. Поэтому христианская антропология имеет более гармоничное и более сложное видение человеческого пола.

 

Некоторые считают, что гендерность связана с самосознанием, то есть человек имеет тот пол, к которому чувствует принадлежность. По таким критериям физиологическая «предопределенность» не играет никакой роли. Однако сексуальность — это не только физическое или психическое измерение. Она зависит от взаимосвязи между этими двумя аспектами. Собственно, у транссексуалов происходит определенный конфликт между их психическим и физическим состояниями.

 

— Вы — врач и священник, который многие годы сопровождает людей с половыми расстройствами. По вашему мнению, каковы причины того, что человек хочет изменить свой пол?

 

— Транссексуализм — это состояние, когда лицо определенного пола чувствует, что оно принадлежит к противоположному полу: женщина чувствует себя мужчиной и наоборот.

 

С медицинской точки зрения, транссексуализм является некоей патологией ума. Если медицина не может вылечить заболевание, то пытается максимально скорректировать проблему. Сам факт коррекции пола призван помочь человеку чувствовать себя лучше, так что в некоторых обстоятельствах такое вмешательство (лишь после соответствующего лечения) может быть приемлемым.

 

Когда врач сталкивается с проблемой транссексуализма, он прежде всего применяет психотерапию. Если же гармонии достичь невозможно, тогда принимается довольно непростое решение — хирургическое вмешательство. Да, мы наносим ущерб физической целостности личности, однако делаем это ради ее блага (по крайней мере отчасти).

 

Однако важно понимать, что мы не можем создать мужчину или женщину. Даже после хирургического вмешательства мужчина не становится женщиной и наоборот. Поэтому транссексуалы не могут вступать в брак.

 

Сегодня наука не может однозначно утверждать, что является причиной этого явления — среда или генетические причины. Сопровождая как духовный отец транссексуалов, я часто с ними общаюсь и вижу, что эти люди много страдают. Неопределенность относительно собственной половой принадлежности порождает у них мысль о суициде. И когда уже никак нельзя помочь этим людям, даже после продолжительного лечения (минимум два года), хирургическое вмешательство — это возможный выход. Такие личности очень слабы, поэтому их надо квалифицированно сопровождать, и со стороны церкви тоже.

 

— Как церковь относится к практике изменения пола?

 

— Наш пол не является нашим выбором. Мы такие, какие есть. И никто не имеет права говорить: я могу выбирать тот или этот пол. В сложнейших случаях, когда приходится принимать решение относительно необходимости хирургического вмешательства для изменения пола, церковь считает, что медицина не создает нового мужчину или женщину. В некоторых государствах транссексуалы меняют даже документы, но церковь этого изменения на законодательном уровне не признает. Потому что мужчину или женщину определяет не только их половой орган. Мы являемся мужчинами и женщинами на уровнях психологическом, физическом и духовном. А следовательно, нельзя искусственно создать мужчину или женщину, лишь изменив пол.

 

Люди, являющиеся транссексуалами, могут не до конца воспринимать эту позицию. Они хотят, чтобы общество их признало в новом статусе, потому что у них есть потребность любить и быть любимыми, как и у всех. Поэтому я подчеркиваю, что надо попробовать все средства, в частности психотерапию, для сопровождения таких людей, чтобы улучшить их психическое состояние, не уничтожая целостность личности путем хирургического вмешательства.

 

— Могут ли люди, хирургически изменившие пол, принимать участие в святых таинствах церкви?

 

— По мнению церкви, люди, изменившие пол, и в дальнейшем остаются верными церкви. Нельзя лишать таких людей крещения или миропомазания. Они могут быть участниками евхаристии. Любое лицо, которое является открытым к  святым таинствам церкви, может полноценно принимать в них участие. Эти люди и так много страдали в своей жизни, возможно, даже пережили хирургическое вмешательство, поэтому церковь принимает их с любовью.

 

Однако транссексуалы не могут вступать в брак, поскольку не являются полностью мужчинами и женщинами. Брак — это союз двух разных людей. Поэтому запрет брака — это не наказание, а, скорее, констатация определенного факта. Если общество теряет правильное понимание пола и сексуальности, тогда все становится дозволенным.

 

Бытует мнение, что церковь считает ключевым в браке плодовитость. Однако это не так. Церковь говорит, что истинное супружество — это союз двух разных людей. Плодовитость означает, что в браке происходит полнота единства двух людей. Любая гетеросексуальная пара (независимо от того, имеет ли она детей) открыта для потенциальной возможности давать жизнь. Гомосексуалисты же закрыты для такой возможности, потому что не могут естественным образом зачать детей. Да, наука применяет методы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, существует практика усыновления. Однако гомосексуальная пара не может передавать жизнь, а следовательно, не может усыновить ребенка. Это две объективно разные ситуации.

 

— Некоторые ученые утверждают, что существует приобретенная и врожденная форма гомосексуальности (на генетическом уровне). Почему у человека появляется склонность к однополой жизни?

 

— Мы стараемся принимать во внимание данные, которыми оперируют психология и медицина. Сегодня есть определенные доказательства, что, с одной стороны, гомосексуализм вызван генетическим фактором, а с другой — существуют социальные факторы, побуждающие к однополому влечению. Интересно, что наука до конца не может объяснить, как человек становится гетеросексуальным. Поэтому за неимением знаний нам иногда трудно объяснять явления гомо- и транссексуализма.

 

Еще несколько десятилетий назад бытовало мнение, что наша сексуальность является плодом восприятия. Однако на определение нашей гендерности влияют психологические и биологические факторы, взаимодействующие между собой. Церковь говорит, что мы должны воспринимать человека целостно — его тело, душу и дух. Это то, что мы называем персонализмом в философии. Так что к вопросу ориентации нужно подходить, рассматривая человека целостно, не делая акцент на одном из трех измерений.

 

— Церковь называет содомский грех взывающим о мести к небу. Все ли люди нетрадиционной ориентации обречены?

 

— Католическая церковь много думала над этим вопросом и приняла за основу имеющиеся научные открытия. Церковь различает склонность к гомосексуальности и, собственно, однополые отношения. Когда-то люди не различали эти две реальности. Когда Библия говорит о гомосексуализме, то речь идет не совсем о тех вещах, о которых сегодня говорим мы. Человек не виноват, что он является гомосексуалистом. Ориентация, которую имеет человек, — это то, что он ощущает в себе. Но когда от ориентации человек переходит к поступкам, то это уже является определенной дезориентацией и, соответственно, грехом. Сама сексуальность существует для того, чтобы создавать единство между разными людьми. Поэтому объективно гомосексуальные отношения являются беспорядочными. Однако каждый случай надо рассматривать отдельно.

 

— Исследования показывают, что процент гомосексуалистов во всех без исключения сообществах никогда не бывает ниже 1%, а наличие людей нетрадиционной ориентации в обществе не зависит от того, признает ли их социум или преследует. По вашему мнению, нынешний всплеск гомосексуализма — это некая «мода» или обычная нормальная тенденция?

 

— Распространенность однополой сексуальности нельзя охарактеризовать как-то однозначно. Это многоаспектное явление, которое можно интерпретировать по-разному в зависимости от условий. Гомосексуальность между мужчинами в среднем составляет около 2—2,3%, между женщинами — 1,5%.

 

Сегодня, по моему мнению, гомосексуальность как явление становится все более популярной, поскольку в мире распространяется культура гомосексуалистов (часто агрессивная), иногда даже имеют место случаи насилия. Если молодой человек начинает искать себя, то, попав в такую среду, он может начать считать однополые отношения нормальными.

 

Распространяется сейчас также и явление бисексуальности, когда люди могут быть и гомо- и гетеросексуалами. Часто бисексуалы под давлением гомосексуальной культуры выбирают однополые отношения. Очевидно, что количество гомосексуалистов увеличивается, поскольку это культурный феномен.

 

— Как общество должно относиться к таким людям?

 

— Достоинство гомосексуалиста надо уважать, как достоинство любого человека, его надо уважать как гражданина и как человека, признавая все его права. Часто приходится слышать, что работодатели увольняют сотрудников, узнав об их ориентации. Это неправильно, церковь считает такие случаи дискриминацией. Такое отторжение часто происходит из-за переизбытка влияния массовой культуры, о которой мы говорили, ведь однополые отношения отрицают достоинство семьи.

 

Однако люди, живущие гомосексуальной жизнью, не могут требовать права на вступление в брак или на то, чтобы иметь детей. Гомосексуалисту, если он христианин, очень непросто в жизни. Такого человека надо принять, поддержать и ни в коем случае не отвергать.

 

Справка ZN.UA

Отец Маурицио Фаджони закончил медицинский факультет университета в г. Пиза (Италия). В 1975 году получил диплом по медицине и хирургии. Изучал эндокринологию в университете г. Флоренция. Философскую и богословскую учебу закончил в 1989 году в богословском центре Fiorentino. Лиценциат и докторат по моральному богословию получил в римской академии Альфонсиана.

Доктор Фаджони преподает биоэтику в академии Альфонсиана. Как гостевой профессор читает лекции в университете г. Флоренция, в папских университетах Regina Apostolorum и Antonianum (г. Рим). Преподавал в рамках программ по биоэтике (Университет Камерно, LUMSA, Католический университет Рима).

С 2005 года член-корреспондент Папской академии Pro Vita. С 2006-го — советник Трибунала Апостольской пенитенциарии.

 

Источник: "Зеркало недели"