//

Лефевристы ожидают «да» от Папы

Ответ, направленный 17 апреля в Ватикан епископом Бернаром Фелле, будет рассмотрен в ближайшие дни кардиналами и епископами из Конгрегации вероучения на заседании в среду “Feria Quarta”, а их решение будет затем представлено Бенедикту XVI. В мае ожидается завершение пути, который должен вернуть Братство св. Пия X, основанного монсиньором Лефевром, к полному общению с Римом, спустя 24 года после незаконных рукоположений, которые привели к расколу и отлучению самого архиепископа-традиционалиста и четверых священников, рукоположенных им в епископы без разрешения Папы. Одновременно с оглашением окончательного решения будет также опубликован текст «доктринальной преамбулы», предложенной Святым Престолом епископу Фелле, который глава общины традиционалистов вернул в Рим, предложив некоторые несущественные изменения.

 

В последние дни появилось множество заявлений некоторых авторитетных представителей Братства св. Пия X, особенно тех, кто принадлежит к тому крылу лефевристов, которое более расположено к возвращению в полное общение с Римом. О. Никлаус Пфлюгер, главный помощник Фелле на конференции в Хаттерсхайме (Германия) заявил, что в нынешних обстоятельствах настоятель Братства «не считает возможным отвергнуть предложение Папы», уточнив, что желать уклониться от намерения Папы означало бы «впасть в седевакантизм». Пфлюгер пояснил, что остаются еще пункты разногласий, и Братство сохраняет за собой свободу критиковать некоторые положения соборных документов. Он также напомнил, что уже Лефевр в 1988 году подписал доктринальное соглашение со Святым Престолом, которое содержало «гораздо больше уступок [на доктринальном уровне] со стороны Братства, чем Бенедикт XVI просит сегодня».

 

Весьма значима также передовица, написанная о. Францем Шмидбергером, бывшим настоятелем Братства св. Пия X, который в майском номере ежемесячника немецкого округа Братства пишет: «Если теперь Рим призывает нас из изгнания, в которое он заключил нас в 1975 году отказом в каноническом утверждении Братства, а еще более в 1988 году декретом об отлучении рукополагавшего и рукоположенных епископов, то это является актом справедливости и, вне всякого сомнения, актом подлинной пастырской заботы Папы Бенедикта XVI». Еще более значима передовица, написанная другим историческим членом Братства, о. Мишелем Симуленом, опубликованная в майском номере бюллетеня «Seignadou» приората св. Иосифа Кармельского. О. Мишель также говорит о соглашении, подписанном в 1988 году Лефевром и Ратцингером, напоминая, что раскол тогда произошел не по причине тогдашней доктринальной преамбулы, а по практическим причинам. В самом деле, Лефевр не полагался на ватиканские заверения относительно возможности рукоположить в епископы его преемника: «Процесс застопорился не из-за доктринальных вопросов, и не из-за статуса, предоставленного Братству, но из-за даты рукоположения обещанного епископа», – пишет о. Симулен.

 

Отвечая на возражения тех лефевристов, которые не желают согласия с Римом, о. Симулен напоминает, что Ратцингер, «став Папой, сказал нам, что тридентская Месса никогда не была упразднена (7 июля 2007 года: «позволительно совершать Жертвоприношение Мессы по типическому изданию Римского Миссала, обнародованного блаж. Иоанном XXIII в 1962 г., – изданию, которое никогда не было упразднено»); реабилитировал четверых наших епископов (21 января 2009 года); согласился с тем, чтобы мы в течение двух лет вели доктринальные дискуссии – то, чего монсиньор Лефевр в 1988 году даже не требовал. Не будет преувеличением сказать, что монсиньор Фелле получил гораздо больше, чем просил монсиньор Лефевр, не обладая при этом его влиянием и моральным авторитетом. Так должны ли мы быть более требовательны, чем монсиньор Лефевр и монсиньор Фелле?» В завершение о. Симулен подчеркивает, что сегодняшняя ситуация отличается от ситуации 1975 и 1988 годов, и тот, кто утверждает обратное, делает это лишь потому, что отвергает «всякое примирение с Римом», демонстрируя «возможно, и недостаток веры в святость Церкви». «Братство св. Пия X – это не Церковь, и оно не может чтить наследие своего основателя иначе, чем храня его дух, его любовь к Церкви и его желание служить ей как любящий ее сын».

 

Полезно перечитать доктринальную часть «протокола о взаимопонимании", подписанного Лефевром 5 мая 1988 года, чтобы понять часть содержания «доктринальной преамбулы», о которой говорится в последние месяцы, и текст которой пока не раскрывается по причине предусмотренной изначально возможности заменять его формулировки другими выражениями. Основатель Братства обещал верность Папе, заявлял, что «принимает учение, содержащееся в п. 25 Догматической конституции II Ватиканского собора Lumen gentium об Учительстве Церкви и послушании, которое следует ему оказывать». Относительно разногласий по поводу некоторых фрагментов соборных текстов, он заявлял: «В отношении определенных положений учения II Ватиканского собора или касающихся последующих реформ литургии и права, которые представляются нам едва ли согласующимися с традицией, мы обязуемся придерживаться позитивного подхода и общения со Святым Престолом, избегая всякой полемики». Кроме того, Лефевр обязался «признавать действительность Жертвоприношения Мессы и таинств, совершаемых с намерением делать то, что делает Церковь и согласно обрядам, содержащимся в типических изданиях Римского Миссала и Ритуалах таинств, утвержденных Папами Павлом VI и Иоанном Павлом II». Он также обещал «уважать общую дисциплину Церкви и церковные законы».

 

Как видим, уже в 1988 году, в документе, согласованном с тогдашним кардиналом Йозефом Ратцингером, черным по белому прописано наличие «определенных положений», рассматривавшихся лефевристами как «едва ли согласующиеся» с традицией. Но это разногласие не должно было препятствовать полному общению. Двадцать четыре года назад события приняли иное направление: произошел акт схизмы и отлучение. Сегодня, почти четверть века спустя, эта рана должна быть исцелена.

 

presbyter.ru по материалам vaticaninsider