//

Конференция «Католическая Церковь в СССР в 20-30-е гг.» состоялась в Москве

Научно-просветительская конференция «Католическая Церковь в СССР в 20-30-е гг.» состоялась в Москве 15-17 октября. Форум, организованный Ассоциацией Una Voce Russia при поддержке римско-католической архиепархии Божьей Матери в Москве, был посвящен 65-летию со дня кончины епископа Пия-Эжена Невё (1877-1846) -- апостольского администратора Москвы, главы Католической Церкви всех обрядов в Советской России в период массовых антирелигиозных гонений.

 

Цель конференции – сохранение исторической памяти о жизни католиков в Советском Союзе в предвоенные десятилетия, распространение народного почитания пастырей, монашествующих и мирян, чья святость была явлена в годы репрессий. В форуме приняли участие католические священнослужители и миряне, светские специалисты из разных городов России, а также из Бельгии, Польши, Белоруссии, Украины и Казахстана.

 

Перед началом работы конференции монс. Атаназий Шнайдер ORC, епископ-помощник Астаны свершил мессу в экстраординарной форме римского обряда в храме св. Людовика Французского. «В сталинские времена, во время самых суровых гонений на Церковь, русские католики, хотя они и были весьма маленьким стадом, дали пламенное свидетельство веры и верности Христу», -- сказал в своей проповеди епископ. Говоря о страданиях и пытках, которым подвергались репрессированные служители Церкви, он привел свидетельство католических священников-узников Соловецкого лагеря, которые часто вспоминали слова экзарха Леонида Федорова: «Мы - удобрение для духовного возрождения России».

 

Одним из первых на конференции прозвучал доклад «Репрессии против католических священников Поволжья в 20-30-ее гг.», который представила Ольга Лиценбергер—историк, профессор Поволжской академии госслужбы (Саратов). В сообщении дан анализ нарастающей волны масштабных репрессий против верующих в Поволжье. До революции 1917 г. именно в Саратове находился центр католической епархии, объединявшей все католические приходы европейской России, Украины, Белоруссии и Молдовы. Уже в  августе 1918 г. епархия была фактически разгромлена; в первые годы Советской власти было расстреляно несколько священнослужителей. 12 марта 1919 г. Папа Бенедикт XV обратился к Советскому правительству с радиотелеграммой: «Сообщают из серьёзного источника, что ваши приверженцы преследуют служителей Бога». Советская власть ответила: «Ни один служитель не пострадал за свои религиозные убеждения…».

 

Волна групповых процессов против католических священнослужителей с новой силой прокатилась по Советской России в 1926-1928 гг.; массовыми преследованиями, разрушением церквей  отмечены и 1930-1931 гг., продолжила докладчица. Она упомянула о призыве Папы Пия XI, обращенном ко всему миру,  встать на защиту верующих в России, однако это не повлияло на общую тенденцию: к концу 30-х гг. в стране были ликвидированы все католические приходы и арестованы все священнослужители. В 1938 г. из 1 195 церквей и каплиц, существовавших в стране в 1918 г.,  действовало лишь две церкви. По неполным данным,  в СССР в 1918-1939 гг. было репрессировано около 470 католических священнослужителей различной национальности. По другим сведениям, за годы Советской власти в стране пострадал 601 католический священник: из них вследствие репрессий погибло 187 человек, 168 прошли тюрьмы, лагеря и ссылки и их дальнейшая судьба не известна, 92 отбыли длительные сроки заключения и остались живы, 154 человека выехали после освобождения из тюрем, лагерей и ссылок на Запад. Римско-католическая Церковь на всей территории СССР официально прекратила своё существование.

 

О том, как реагировало советское руководство на «крестовый поход» Папы Римского Пия XI в защиту религии и церкви в СССР, подробно рассказал историк  Игорь Курляндский (Институт российской истории РАН). По его словам, открытое письмо Папы стало «пусковым механизмом», который «резко интенсифицировал» выступления западных держав в защиту верующих в СССР. Опираясь на новые архивные документы, историк показал, какие мощные силы с советской стороны были вовлечены в кампанию контрпропаганды, основанной на «круговой поруке лжи». Источники свидетельствуют об огромном личном внимании Сталина  к  этой проблеме. Именно он редактировал публикации в советской  прессе, разоблачавшие «заговор злых империалистов, ведомых церковниками, готовящих новый крестовый поход против СССР». Сталин инициировал кампанию централизованной дипломатической лжи и лично отвечал архиепископу Кентерберийскому;  курировал буйную активность воинствующих безбожников; инициировал публичные выступления священнослужителей разных религий, которые должны были опровергнуть факты преследований верующих в СССР; лично срежиссировал две так называемые пресс-конференции, в которых вынудили участвовать митрополита Сергия (Страгородского). Подробнее об этом можно прочитать в только что вышедшей книге И.Курляндского «Сталин, власть, религия». Приводя документальные свидетельства, ученый обратил внимание на то, что работа историков в последние годы значительно осложнилась из-за того, что архивы, открытые в 1990-е гг., вновь стали недоступны для большинства исследователей.

 

Об этом же с горечью говорила Александра Романова: будучи секретарем постулатуры беатификации российских новомучеников Католической Церкви, она еще успела в свое время собрать в архивах общества «Мемориал» часть материалов, в которых содержатся сведения о тех, чье прославление готовится в России. На конференции А.Романова представила доклад о письмах бессменной старосты (1920-1940) московского храма св.Людовика Алисы Отт епископу Мишелю д'Эрбиньи. В этих посланиях, которые шли во Францию по каналам дипломатической почты, без перлюстрации, можно найти множество упоминаний о епископе Антонии Малецком, общине Екатерины Абрикосовой, некоторых католических священниках. Однако дальнейший поиск в архивах затруднен: документы о репрессированных теперь могут быть предоставлены только их родственникам. Как было отмечено на форуме, предложения об открытии архивов, направленные руководству России от имени ученых РАН, Президентского совета по правам человека и других организаций, поддержанные некоторыми представителями Русской Православной Церкви, были проигнорированы в Кремле.

 

Участники конференции заслушали и живо обсудили множество докладов: Людмила Бургарт (Усть-Каменогорск,Казахстан) «Католическая Церковь и её верующие в СССР в 20-30-е гг. в современной отечественной историографии российских немцев»; Татьяна Недзелюк (Новосибирск) «Священник и община: сибирские католические приходы начала ХХ века».; Ирина Осипова (НИПЦ «Мемориал») «Упоминания о епископе Невё в следственных делах арестованных католиков»; о. Евгений Усошин (Беларусь) «Антоний Неманцевич – экзарх греко-католиков Беларуси»;  Любовь Шестакова (Украина) «Cудьба католического прихода в г. Николаев и его настоятеля о. Христиана Зыско»;  монс. Бронислав Чаплицкий, доктор церковной истории, постулатор процесса беатификации российских новомучеников «Миссия Папской коллегии «Руссикум» в 1929-2009 гг.». Прозвучали также сообщения о епископе Пии-Эжене Невё (Алексей Юдин, Москва), о матери Екатерине Абрикосовой (Павел Парфентьев, Санкт-Петербург), о епископе  Антонии Малецком (о. Кшиштоф Пожарский, Санкт-Петербург), о епископе Болеславе Слоскансе (о. Паскаль Еруманис, (Бельгия).

 

По окончании докладов епископ Атаназий Шнайдер обратился к участникам  с заключительным словом. «Анализируя все, что мы услышали за эти три дня, мы осознаем, в чем сегодня проявляется главная черта нашей веры — быть свидетелем Христа». Монс.Шнайдер обратил внимание на важные свидетельства единства гонимых христиан разных конфессий в советские годы: «Они часто ощущали свое единство как верующие во Христа». Епископ призвал всемерно сохранять память о репрессированных, погибших христианах, изучать их жизнь, готовить материалы для беатификации, публиковать исследования. Говоря об актуальности опыта христиан 20-30-х гг., он отметил, что, несмотря на «относительную религиозную свободу» в современном мире, «какая-то форма преследования христиан» существует, и со временем «это будет еще яснее для нас». В этой ситуации важно помнить пример российских новомучеников, которые «обращают к нам призыв: не бояться нашей веры!» «Будем просить наших мучеников о силе, чтобы мы и сегодня могли свидетельствовать о нашей вере», — заключил епископ.  

 

Источник: Благовест-Инфо