//

Хочешь стать успешным журналистом? Советы о том, как и что говорить и писать о Папе и о католиках

«Представьте себе, что вы – новый журналист Би-би-си Ньюз. Вот ваш первый день в офисе, вы только что защитили диплом Салфордского университета по журналистике и цифровому производству, который до дыр прожигает ваш карман. У вас получилось! Вы достигли головокружительных высот редакции государственного телевидения. Вы готовы завоевать мир». Так начинается статья английского журналиста Мило Яннупулоса из “Catholic Herald”, который дает своеобразные советы новоиспеченным журналистам. Представим, что «новичок» столкнулся с катастрофической проблемой: первое поручение, которое дает директор, -- это публикация о Католической Церкви: «Папа Бенедикт и так далее отправился туда-то, чтобы говорить о Боге и тому подобном». Итак, вы получили это задание и, конечно, хотите порадовать шефа. Но от подобного поручения вы явно не в своей тарелке. Что делать? К кому обратиться?


«У нас в «Хералде» знают, каким загадочным и необычным может показаться мир католичества корреспондентам-новичкам, -- пишет Яннупулос. -- Поэтому мы проанализировали архивы самых популярных газет и крупнейших радиостанций и телеканалов, чтобы передать вам опыт старших коллег. Делясь этими методами, мы надеемся помочь корреспондентам сберечь честь традиции уравновешенной и корректной журналистики в вопросах католичества, которой по заслуге славится британская печать».


И далее следуют советы новичкам – религиозным журналистам:


«Каким бы ни было событие, в котором участвует Папа, непременно раздувайте цифры протестующих. В этом году на Всемирном Дне Молодежи в Мадриде число протестующих не доходило до 0,04 процента по сравнению с теми, кто поддерживал Папу (пять тысяч против пяти с половиной миллионов). Но это не помешало мыслителям из Би-би-си сосредоточиться почти исключительно на протестующих и проигнорировать масштабы и успех торжественной встречи молодых католиков.


Точно так же, на прошлой неделе в еще одном репортаже Би-би-си по поводу поездки Папы в Германию пара сотен протестующих превратилась в «несколько тысяч». Такие слова, как «несколько», очень полезны, поскольку они избегают точных чисел.


Если вы сомневаетесь, пишите размыто и приблизительно о причинах любого протеста, особенно в тех случаях, когда этой причины как бы и нет. Ведь все равно простые христиане подставят другую щеку, а вот если протестующие не получат свою долю почета и заслуженное освещение в СМИ, то ваш телефон будут бомбить душераздирающими жалобами, а блогосфера будет изобиловать изобретательными оскорблениями в адрес вашей оплошности.


Любые слухи о несогласии политиков или других религиозных деятелей по поводу визита Папы должен быть передан как реальный факит, то есть как будто он уже произошел. Не нужно исправлять репортаж, когда выяснится, что лишь незначительная часть правительства не участвовала в событии -- не стоит рвать на себе волосы!


Пользуйтесь триадой «разделён», «разделяющий» и «разделение». Пусть эти слова будут у вас всегда на кончике языка. Помните, что мнение Папы всегда опасно и тревожно. Не позволяйте ему беспрепятственно выражать свое мнение, не сдобренное в вашей статье уничтожающими эпитетами. Полезно также смешивать различные типы христианства: все равно читатели не разбираются, чем архиепископ Роуэн Уильямс отличается от архиепископа Винсента Николса. А это поможет создать впечатление, что Церковь разделена и вообще рушится.
Существует масса прилагательных, которые можно использовать для внушения. Не гнушайтесь преувеличаниями. Ваш профессор журналистики наверняка учил вас быть осторожными с прилагательными, но он ведь не имел в виду религиозные репортажи. Ничего страшного, если над вашей отшлифованной прозой стоит неуклюжий заголовок, ничего, что у вас нет никаких доказательств написанного.


Высмейте и умалите позицию Цкркви по вопросам морали и назовите ее «церковной политикой». Тем самым вы введете в заблуждение, что, например, как политика государства может быть изменена, так и политика Церкви может измениться в один момент, как только эти типы в рясах по-настоящему начнут заботиться о простых людях!
Удостоверьтесь, что учительство Церкви противоречит морали, которая сегодня в моде, -- будь то противозачаточные средства, климатические изменения или иммиграция. Если можете, то постарайтесь завладеть языком Церкви: почитайте речи епископов и подчините их своему городскому и политкорректному лексикону равенства, последовательности и «социальной справедливости».


Не доверяйте только ощутимым конфликтам, но всеми силами усугубляйте недовольство, поищите в Гугле побольше негативных историй о Церкви и обобщите все содержащиеся в них жалобы. Абзацы с 9 по 18 вашей статьи отлично подходят для самозабвенного поиска какой-нибудь жалкой тирады Йоханна Хари или инфантильной и неотесанной шутки Ричарда Докинза.


Если у вас нет времени на углубленное изучение смысла наиболее значимых моментов речи Папы, скажите просто-напросто, что он «съехал на академический тон». Никто вас не осудит за недостаток внимания, к тому же в другом месте можно будет найти что-нибудь поинтереснее. Кроме того, так вы сможете создать впечатление, что Папа – скучный оратор.


Собирать заявления бывает трудно. Золотое правило: никогда и еще раз никогда не упоминайте о заявлениях сторонников, но принимайте во внимание только заявления противников. Идите к самой озлобленной фемминистке, какую только можно найти, и задайте ей провокационный вопрос о гегемонии маскилизма и о женском священстве. Если вы опубликуете только негативные заявления, то покажется, будто все вменяемые личности протестуют против присутствия Папы.


Итак, продолжаем:


Вам не удается достаточно правдоподобно изобразить фальшивое возмущение? Попробуйте новую тактику, испытанную «Гардиан»: намекните, что не только некатоликам, но и самим католикам надоел весь этот цирк.


По возможности, используйте фотографии Папы со спины. Они просто великолепны, потому что подразумевают, что он одинок и непопулярен. Не позволяйте себя убедить очным свидетелям, заявляющим о нем как об энергичном человеке, окруженном тысячами сторонников.


И наконец, что очень важно, не скупитесь на упоминания Адольфа Гитлера. Гитлер – главный ингредиент диеты любого современного корреспондента на религиозные темы. Ни один репортаж о Папе Бенедикте XVI и о Католической Церкви не может быть полным без упоминания о нацистах и в первую очередь – о том, что Папа был членом Гитлерюгенд. Не теряйте времени понапрасну, читая его заявления на эту тему или спрашивая у кого-нибудь, кто хорошо знает историю той эпохи: а вдруг вы обнаружите, что Ратцингер в юности сопротивлялся, но его все равно принудили вступить в группировку, равноценную воинской обязанности, в эпоху, когда вся молодежь была вынуждена вступать в какую-либо государственную организацию? Вот вы бы что сделали на его месте? Нет уж, напомните лишь о том, что он был ее членом. И уж самый настоящий бонус вы получите, если сможете упомянуть Гитлера или нацистов целых два раза в одном абзаце».


Итак, это были «полезные советы» журналистам, которые хотят добиться успеха, освещая деятельность Папы и Католической Церкви. Надеемся, что все кандидаты поняли их правильно и приняли всерьез.


И последний совет – уже от нас: ни в коем случае не публикуйте этих рекомендаций в российских СМИ: ведь может случиться, что кто-нибудь им последует, приспособив их для местной информационной среды, и составит вам жесткую конкуренцию! Хотя, наверное, за наших журналистов волноваться не стоит: они уже давно усвоили все вышеописанные способы достижения успеха.

 

Источник: Радио Ватикана