//

Кардинал Турксон: нетерпимость часто является плодом провоцирования

«Основное право человека, которое больше, чем просто право человека, потому что, в какой то степени оно является фундаментом для всех остальных прав», - такое определение религиозной свободы дал Кардинал Петер Кодво Турксон, Президент Папского Совета по Справедливости и Миру, на встрече, состоявшейся 21 января в Риме по инициативе Института международного права мира "Giuse Toniolo" и «Итальянской Католической Акцией».

 

«Провиденциальным» назвал Турксон приглашение Института "Toniolo" представить папское послание к Международному дню мира 2011 «Религиозная свобода, путь к миру», совпадающему с предстоящей беатификацией Джузеппе Тониолы, социолога и экономиста с мировой славой, создателя «Социальных недель итальянских католиков», возглавлявшего «Католическую Акцию» в первые годы ХХ века, один из инициаторов вовлечения католиков в политическую и социальную жизнь Италии. Президент Папского Совета по справедливости и миру сказал, что «радость Института и Католической Акции разделяют все те, кто трудится ради справедливости и мира, в целях построения общего блага».

 

«Религиозная свобода, - продолжил Турксон, - является темой Послания 2011 года не только потому, что этот аргумент находится в центре социальной доктрины Церкви, но и потому, что она, будучи основным призванием человека, всеобщим и неотъемлемым правом человека, ключом к миру; продолжает быть объектом угроз». Среди наиболее общих угроз фигурируют: «агрессивный секуляризм, нетерпимый к Богу и любой форме выражения религии», «религиозный фундаментализм и политизирование религии», а также «зарождение культурного и религиозного релятивизма, для которого та же глобализация, увеличивающая мобильность людей и сопоставление культур, провоцируется для получения эффекта, противоположного нетерпимости, отказа от права на религиозную свободу и отрицание его».

 

К этому добавляется настоящее преследование верующих: «В недавнем докладе Ассоциации «Помощь страдающей Церкви», - напомнил Турксон, - показано, что 70% населения мира, страдает от ограничений религиозной свободы, не считая приверженцев государственных религий, и что христиане в настоящее время являются самыми преследуемыми».

 

Уже более года «из многих частей мира - Ирака, Индии, Пакистана, Малайзии, Филиппин, Нигерии - поступают известия о насилиях над христианами и их дискриминации, вплоть до кровавого нападения в ночь 31 декабря на 1 января в Александрии Египетской, в результате которого погибли 23 христианина копта.

 

По сравнению со всем этим, «религиозная свобода представляет собой путь к миру, потому что выражает способность и желание каждого человека полностью реализоваться, открываясь Богу и другим людям», то есть выражает «поиск смысла жизни, ценностей и принципов, делающих жизнь, в одиночку или в общине, наполненной смыслом».

 

Исходя из этого главного признака, «религиозная свобода, даже если она не гарантируется государством, должна быть признана им присущей человеку и его выражению на публике и в общине».

 

В то же самое время речь идет не об «ограниченном праве и не стоит злоупотреблять им в целях, не являющихся мирными». В данной перспективе важную роль играет межрелигиозный диалог, признанный посредническим средством, субъекты которого могут высказывать свою точку зрения и приходить к согласию относительно истины, касающейся ценностей, или особых целей».

 

Такую же цель может внушить активный диалог между верой и разумом».

 

Президент Папского Совета по справедливости и миру, комментируя недавние заявления Академии Аль-Азхар в Каире о приостановлении диалога с Ватиканом вследствие выступлений Папы о преследованиях немусульман на Среднем Востоке, расцененных как «неприемлемое вмешательство», сказал ZENITy, что «диалог есть долг христианина, вытекающий из веры в Бога, создавшего нас братьями, и не обусловленный взаимностью».

 

«Призывы Церкви к религиозной свободе не базируются на простом требовании взаимности со стороны общины верующих, расположенных уважать права членов других общин при условии, что они уважают права своих членов».

 

Турксон заявил: «Мы уважаем права других, потому что этого требует справедливость, а не в обмен на эквивалентное отношение, или полученную благосклонность». Так что «когда другие подвергаются преследованиям из-за своей веры, мы предлагаем им сочувствие и солидарность».

 

В заключение Президент Папского Совета по справедливости и миру сказал: «Христиане не могут не выступать рыцарями религиозной свободы в тех частях мира, где они представляют большинство, и не могут прекратить требовать ее там, где они являются меньшинством».

 

Источник www.catholic.uz