//

Греко-Католическая Церковь в Украине: в чем секрет социального успеха?

 У нас популярен такой анекдот: "Попал украинец на необитаемый остров. Через десять лет приплывает на этот остров корабль. Украинец показывает долгожданным гостям свое хозяйство:
– Это моя хата, вот – сад-огород, там – хлев…
– А там что? – спрашивают украинца.
– Это моя церковь. Я ее люблю, я там молюсь, – отвечает.
– А рядом что? – Другая моя церковь, я туда не хожу, там я не молюсь!"
В этой шутке – отношение киевлян, как, впрочем, и многих жителей центральной и восточной Украины к Греко-Католической Церкви. О ней знают немного, но часто относятся предвзято: что-то уж очень непонятно, православные они или католики. И потому прихожане православных конфессий, равно как и верные Римско-Католической Церкви греко-католические храмы принципиально не посещают.
В Киеве острословы называют храмы греко-католиков "местом встречи львовян" или галичан, как кому угодно. И доля правды в этом есть: большая часть прихожан – выходцы из западной части Украины: Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и других областей, в которых процент верующих и регулярно посещающих храмы значительно выше, чем в восточных и центральных областях. На востоке государства тоже есть Греко-католические экзархаты - Донецко-Харьковский и Одесско-Крымский, - но прихожан там совсем немного. Церковь для многих киевских греко-католиков действительно второй дом, поэтому храм никогда не пустует и, похоже, закрывается только ночью.
Те же острословы утверждают, что Греко-Католическая Церковь – гнездо украинских националистов (прошу не путать с шовинистами!). Думаю, что и это справедливо. Церковь, которая смогла сберечь украинскую культуру в условиях имперской России и не менее имперского Советского Союза, сохранить богослужебный язык (да, мову!), уникальное понимание религии, присущее народу, сакральные памятники и воплотить в себе два доминантных течения христианства – католическое и православное, веками равноправно существующие в Украине, может называться Церковью нации.
Национальной эту Церковь можно считать еще и потому, что у священников-греко-католиков нет желания втягивать украинцев в какой-то другой "мир" (западный, восточный, русский, арабский, китайский, иудейский, монголо-татарский – нужное подчеркнуть). Они хотят построить свой украинский мир, и этого им вполне достаточно.
Следует признать, что на почетное звание "национальной", похоже, в такой степени не претендует ни одна Церковь в Украине, если не считать крайне немногочисленную "РУНВиру" ("Родная украинская национальная вера", форма неоязычества).
Греко-Католическая Церковь пользуется огромным авторитетом у своих прихожан. Я не помню ни единого случая, когда бы греко-католик или тем более греко-католичка иронично или просто шутливо говорили бы о своем духовном отце или церкви. И жертвуют они на храмы немало, причем не только деньги. Вполне добровольно отдается энергия и время на разные благотворительные акции, устройство праздников, торжественных актов и т.п.
Показательна ситуация, которая произошла во время недавних выборов в местные советы: священники-греко-католики выдвинули свои кандидатуры во властные органы, как, впрочем, и духовенство других конфессий. Высшее церковное начальство УГКЦ запретило это выдвижение, а общины (громады) не поняли позиции руководителей и настойчиво выдвигали своих отцов в органы власти – кто-то же должен защищать народ!
Не могу припомнить ни одного скандала, который бы разгорелся (или раздувался!) вокруг представителей греко-католического духовенства; не помог даже Интернет. Лишь политические силы стараются разжечь конфликт с этой Церковью на "институциональном" уровне. Вот, например, лидер "обновленных социалистов" Наталия Витренко ("домашнее" прозвище "Жириновский в юбке") бурно протестовала против перенесения греко-католической митрополии из Львова в Киев, православные радикалы устраивали крестные ходы против засилья в Киеве "католиков с их греками", имело место уничтожение святынь и даже мемориальных досок в городах Восточной Украины. А в ответ – корректное разъяснение роли и места Греко-Католической Церкви в истории и культуре Украины, многократные повторения о том, что УГКЦ – национальная Церковь и утверждение, что в Киев они не пришли, а "вернулись".
Украинская ментальность греко-католиков проявляется не только в убранстве храмов – непременные рушники на иконах и образа в вышиванках, но и в доктрине Церкви: на первый план в УГКЦ выдвигаются не космологически-теологические, а морально-этические проблемы. Возможно, это субъективное мнение, но я не помню ни одного выступления лидеров этой Церкви или рядовых священников, которые бы рассуждали о месте человека во Вселенной или о его взаимоотношениях с Космосом. А вот проблемы мигрантов, "заробитчан" (граждан Украины, работающих в европейских странах, часто нелегально), стариков и инвалидов (инициативу кардинала Любомира Гузара о создании пенсионного негосударственного фонда поддержали многие), вопросы биоэтики, выступления против абортов и многие другие аспекты жизни общества Греко-Католическая Церковь обсуждает часто, оказывая помощь "заблудшим, убогим и сирым". Или стремится ее оказывать.
Ориентация на морально-этические проблемы доминирует в риторике практически всех представителей этой Церкви. Поэтому не удивительно, что недавнее обращение Любомира Гузара к правительству Украины о недопустимости ликвидации Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали было встречено с пониманием духовенством и поддержано главами многих конфессий. И это в контексте постоянных насмешек над "моральной комиссией" практически во всех масс-медиа и в той части общества, которая считает себя продвинутой – творческая и научная интеллигенция, студенты, бизнесмены! Любомир Гузар не побоялся выступить с непопулярными пропозициями, игнорируя то, что называется общественным мнением. Кардинал предпочитает сам формировать общественное мнение. И, следует признать, ему это удается.

Алла Бойко. СУБЪЕКТИВНО ИЗ КИЕВА

Источник: Портал-Credo-Ru