//

Грех политически-общественной безответственности

Или если ты не интересуешься политикой, то она заинтересуется тобой

 

Когда мы говорим о политически-общественной безответственности, то часто думаем о политиках, чиновниках, парламентариях, но не о христианах и не о Церкви. Какое отношение имеет Церковь к политической жизни? Разве Церковь касается, за кого на выборах я отдаю свой ​​голос?  Разве Церковь касаются  мои отношения с государством?

 

Да и о государственно-церковные отношениях начинают говорить лишь тогда, когда государство уже слишком нагло начинает давить на Церковь.

 

Украинское общество по этим вопросам показывает достойную удивления шизофрению (Shisofrenia - от схизма, раздвоенность). С одной стороны, оно начинает беситься, как только Церковь выступает с инициативой, которая может иметь влияние на общество, свежим примером  чего является шум и крики вокруг совместного заявления католического епископата в отношении абортов, или полностью такие инициативы игнорирует - опять же пример обнародования недавнего совместного заявления католического епископата Украины относительно защиты семейных ценностей. Общество, с одной стороны, ожидает от Церкви заявлений, реакции и инициатив на злободневные темы, а с другой - не дай Бог, чтобы Церковь что-то сказала.

 

Такая раздробленность в себе является, скорее всего, проявлением почти пещерного антиклерикализма времен развитого брежневизма и доведенного до абсурда политически корректного супертолерантного гиперлиберализма. Но это только с одной стороны. А с другой - украинские христиане очень часто живут в ситуации восприятия христианства, как еженедельного обязательного посещения церкви, где они себя чувствуют христианами, а за стенами храма их христианство выветривается, как камфора.

 

Такое положение можно понять - годы коммунистического преследования христиан в СССР даются себя знать. Люди приучились жить по двойным стандартам: одни стандарты в церкви, другие за ее стенами.

 

Именно так это состояние можно понять, но невозможно оправдать. Христианин или является христианином 24 часа в сутки, или не является христианином вообще. И у нас, в Украине, сложилась уникальная ситуация: мы имеем почти поголовно крещеных граждан, но единицы евангелизированных христиан. Следствием такой ситуации является сведение христианства в идеологию или в способ цивилизационной идентификации, когда люди, будучи практическими атеистами (поскольку христианство в их повседневной жизни не имеет никакого влияния), впадают в шоковое состояние от заявлений типа: «Я - православный атеист».

 

Это состояние вещей отражается и на политической, гражданской, общественной жизни. И публичные лица - политики и чиновники высшего ранга - замечательный этому пример: человек может воровать, приказывать делать преступные действия другим, выполнять преступные приказы, без всякого стыда врать, поддерживать коррупцию, брать и давать взятки, эти взятки или, как модно говорить, откаты требовать и т. п ... А в то же же время демонстративно стоять 4-5 часов в церкви на Рождество или Пасху, облизывать все возможные иконы и образы, давать миллионные подачки на храм - одним словом, выполнять ритуалы в надежде на то, что с их помощью выполняет все, чего Бог требует.

 

Разочаровавшись в своих политических «мессиях», и убедив самих себя, что ничего изменить невозможно, что политика - зло, большинство украинских христиан ищет выход в «благоговейном» противсихстви: мы против всех, все политики плохие, политика - зло, мы спрячемся, как улитка , в свою раковину, в свое христианство, чтобы переждать до лучших времен.

 

Или же имеем ситуацию, когда рядовые христиане, считая себя искренне преданными Церкви, не только в повседневной жизни ведут себя не по учению Церкви, но и в важных для государственной жизни моментах, например выборах, не учитывают того, что Церковь учит о политической активности.

 

Особенно болезненна  ситуация, когда таким поведением и менталитетом заражаются католики -  принадлежащие к Церкви, которая веками разрабатывала социальную доктрину, те, от кого Их Церковь доктринально требует политического, социального и общественного погружения в жизнь собственной страны.

 

К тому же большинство украинских католиков в своей поддержке той или иной политсилы руководствуются не объективными и рациональными критериями, а просто субъективными антипатиями или симпатиями. Так возникает шизоидная ситуация, когда человек остро выступает против абортов, а голосует за тех, кто аборты поддерживает, или человек, который декларирует себя католиком, открыто поддерживает антисемитизм и голосует за пещерных антисемитов.

 

И противсихство, и несоответствующее голосование являются выражениями одного заболевания - политически-общественной безответственности. А эта форма безответственности является прямым следствием непонимания, что такими своими действиями, мы наносим вред или делаем зло самим себе, своим согражданам и Церкви в Украине.

 

Мы голосуем и не чувствуем никакой ответственности за отданный нами голос. Мы равнодушно наблюдаем за ростом беззакония и не ощущаем совершенно никакой ответственности за такое положение вещей. Мы видим несправедливость, но в наших душах не находим малейшего движения свойственной нашей личности ответственности за это.

 

Такое состояние является просто ужасным!

 

Христианина от других отличает то, что он осознает ответственность перед Богом за себя и свое поведение, а также и за других, за свою общину, свое село или город, за страну. И время Великого Поста, время переоценки собственной жизни, призывает нас посмотреть и на этот аспект и переосмыслить его.

 

о.Орест-Дмитрий Вильчинский
перевод на русский язык сайта "Католический Крым"