//

Cвященник Алессандро Пеннези: "Нью Эйдж" – вызов христианству

Эклектическое оккультное движение, известное под названием "Нью Эйдж", использующее и манипулирующее некоторыми элементами христианской традиции, обозначено Католической Церковью как вызов христианству. В середине июня 2004г. в Ватикане была организована авторитетная международная научно-богословская конференция по этому вопросу. Своим видением этой проблемы с корреспондентом католического интернет-агентства "Zenit" делится специалист по "новым религиозным движениям" из института религиоведения Папского Латеранского университета о. Алессандро Пеннези.

 

– О. Алессандро, действительно ли распространение "Нью Эйдж" являет собой вызов христианству?

 

– Да, это очень значительный вызов нашей религии. И не только потому, что " Нью Эйдж" активно распространяется по всему миру, но, прежде всего, потому что он использует некоторые элементы христианского учения, выхолащивая и искажая их изначальную суть. Например, Иисус Христос ими более не считается Сыном Божьим е единственным Спасителем мира.

Мы все больше теряем понимание истины, мир скатывается на позиции чистого субъективизма. Бог может быть представлен как "космическая и сверхкосмическая энергия", "Разум", "Все Сущее", "Бог – это мы сами" и т.п.

Если Иисус более не Спаситель, люди начинают искать другие пути спасения, приходят к некоему "самоспасению" через различные методы и практики, медитацию и даже магию. Эсхатологические ожидания попросту теряют свой смысл, если человек начинает верить, что спасения можно достичь через цепочку реинкарнаций.

 

- Правда ли, что "либеральное мышление", и в большей степени эмоциональный подход к духовности "Нью Эйдж" - явление широко распространенное в католическом мире?

 

- Многие полагают, что "Нью Эйдж" – это феномен, присущий постмодернистской культуре, которая основывается на либеральном мышлении, этическом релятивизме и потребительстве. Я, однако, не могу согласиться с этим утверждением.

Философия "Нью Эйдж" распространяется в различных формах и разными путями, очень тонко и порой совершенно незаметно, как отмечается в специальном документе папского секретариата по экуменизму и религиозному диалогу итальянского епископата. На первый план часто выдвигаются идеи защиты природы и всеобщей любви. С основными принципами "Нью Эйдж" трудно не согласиться любому человеку доброй воли. Среди них – гармония между человеком и природой, усилия по совершенствованию нашего мира, мобилизация всех сил во имя добра, во имя торжества нового образа жизни.

Но в то же время "Нью Эйдж" отказывает явлению и Крестной смерти Христа в истине, единственности и духовной полноте. Согласно их образу мыслей человек способен сам либо при помощи специальных техник пережить божественное состояние, совершенно без участия Божьей благодати, достичь собственного спасения, от которого в первую очередь зависит мировая гармония.

Еще в 1989 году конгрегацией вероучения было издано специальное письмо о некоторых аспектах христианской медитации, в которой четко проводилось разграничение между христианской духовной практикой и гностицизмом, согласно которому спасение достигалось исключительно через совершенствование сознания.

Например, в ватиканском документе упоминаются так называемые эннеаграммы – закодированные символы изначальных черт характера человека, служащие эзотерическим или магическим целям, которые подразделяют людей на девять психологических типов. Это чистейшей воды гнозис. Кстати, в англо-саксонских странах отмечаются злоупотребления в использовании эннеаграмм, и конференция американских епископов создала специальную комиссия по исследованию этого феномена.

 

– Каковы основные характеристики, в которых можно описать и определить "Нью Эйдж", и в чем их отличие от христианской доктрины?

 

– Американский автор Дуглас Гротиус выделил шесть основных постулатов философии "Нью Эйдж": все вокруг едино, все вокруг – Бог, человечество – это Бог, нам необходимо преображать наше сознание, все религии – одно, оптимизм – способ космической эволюции человечества.

Попробуем пояснить эти положения более подробно.

Первое. Не существует внешнего источника верховного владычества, а есть только внутренний: Бог внутри нас, как говорит известная последовательница этого учения, кинозвезда Ширли Маклейн.

Второе. Творец определенно путается с творением, считается что Бог – это часть творения, и не отделяется от последнего. "Нью Эйдж" воспринимает монизм, идущий из восточных религий и утверждающий, что "всё – суть одно", существует некая суть мироздания и каждый человек и каждая вещь представляют собой частное явление этой сущности.

Третье. Христос не только личность, это тип природной энергии. Таким образом, идея "христоподобия" утверждает, что Иисус не только явленный Христос-Мессия, но будто бы Он имел предсуществование в изначальном духе подобно как это было с Буддой, Кришной и Мохаммадом. Это известное гностическое утверждение, корни которого восходят к вавилонским языческим мистериям.

Четвертое. Мышление "Нью Эйдж" касается проблемы греха, хотя и безотносительно к первродному греху праотца Адама, говоря об этом как о "мистическом и чудесном пути", на котором человек находится в неведении относительно собственной божественности.

Пятое. Критерий морали последователя "Нью Эйдж" – хорошо все то, что он находит хорошим.

Шестое. Традиционная персонификация зла в образе дьявола или сатаны совершенно отсутствует в философии и литературе "Нью Эйдж". Вот что пишет по вопросам истории Бенджаимн Крим, известный деятель " Нью Эйдж": "Люцифер прибыл с Венеры 18,5 лет назад. Именно он направляет эволюцию и развитие нашей планеты, это он – жертвенный агнец и одновременно блудный сын. Именно Люцифер принес уникальную в своем роде жертву за всю нашу планету".

Еще есть седьмое. Последователи " Нью Эйдж" вновь берут на вооружение учение индийских и некоторых других восточных религий о реинкарнации, трансформируя ее в идею о достижении совершенства через последовательную смену смертей и рождений. Наряду с этим практикуется так называемый "чаннелинг" – общение с душами ушедших людей, которые якобы направляют эволюцию земного человечества.

Восьмое. В документе, изданном Папским советом по культуре и межрелигиозному диалогу под названием "Иисус Христос – носитель живой воды. Христианское восприятие "Нью Эйдж" говорится: "Нью Эйдж" отдает предпочтение восточным и дохристианским религиям как первозданным и неискаженным по сравнению с иудео-христианскими искажениями. Таким образом, предпочтение отдается первобытным языческим культам матери-земли (Геи), а то, что появилось в религиозной истории человечества, только критикуется. А ведь это не что иное, как новое язычество.

 

- И каково Ваше мнение по поводу перспектив всего этого?

 

- Обожествление природы, известное как античное понятие " Гея гипотезис" применительно к греческой мифологии – это результат эволюции от рационального подхода к необходимости защиты природы к превращению этого в культ, напоминающий индусскую "священную корову".

Исходной точкой современного движения " Нью Эйдж" стал первый праздник День Земли, отмеченый в 1970 г. На нем планета была объявлена живым существом и предметом поклонения. Это абсолютно несовместимо с христианским учением.

Во многих эзотерических публикациях считают библейское учение своего рода выражением экологических проблем. В одном из номеров журнала "Тайм", посвященном проблемам окружающей среды Библия, и в частности книга Бытия, где человеку дается Богом господство над тварным миром, подается как пример плохого обращения человека с природой. Многие экологи утверждают, что именно распространение христианства стало причиной тех процессов в развитии общества и технологий, которые привели к разрушению окружающей среды.

Это чувство вины вместе с поклонением природе идет рука об руку с обесцениванием человеческой личности и защитой жизни. Например, сторонники "Нью Эйдж" никак не обозначили свою позицию по проблеме абортов.

 

– Кардинал Жорж Котье заявил, что принципы " Нью Эйдж" несовместимы с католической доктриной. Есть ли причины для столь жесткого обвинения?

 

– Такие обвинения справедливы. Кардинал прямо заявил, что основные идеи "Нью Эйдж" несовместимы с христианским учением, более того, они прямо противоречат ему.

Согласно ватиканскому документу под названием" Иисус Христос, обладатель воды живой. Христианское восприятие "Нью Эйдж". " Нельзя отделять некоторые достаточно безобидные элементы учения "Нью Эйдж" от общих принципов этого мировоззрения. Гностическая природа этого учения заставляет нас осудить его в целом. Нельзя, исходя из принципов христианской веры, отделить одни элементы религиозности "Нью Эйдж" от других. Невозможно выбирать то, что приемлемо для христиан в этом учении, отвергая одновременно то, что таковым не является. И поскольку "Нью Эйдж" акцентирует внимание на единстве с природой, космическом знании и всеобщем благе без опоры на содержащееся в христианской вере откровение, оно не может рассматриваться как позитивное и безопасное.

30 июля 2004 г.
Источник: portal-credo.ru