//

"Cтоя в нескольких метрах от Иоанна Павла II, удивлялся насколько этот хилый, больной человек имел мощную энергетику, силу Слова и Веры"

Пресс-служба визита Святейшего Отца Иоанна Павла II в Украине в 2001 году, которая действовала во Львове, менее чем на половину состояла из специалистов-журналистов. В то же время она получила за свой труд высокую оценку иностранных журналистов, которые уже освещали не один папский визит. Созданием и наполнением официального сайта визита руководил Игорь Балинский, политолог, заведующий кафедрой журналистики Гуманитарного факультета УКУ, доцент факультета журналистики ЛНУ им. И. Франко.

- Проходит 10 лет со времени визита Папы Римского в Украину. Что Вам, как светскому журналисту, имел возможность работать в пресс-службе, запомнилось больше всего?

- Когда сегодня погружаешься в воспоминания того времени, то сразу появляются столь невероятные впечатления! Могу сказать, что с тех пор я на многие вещи стал смотреть совсем иначе. Во-первых, я руководил работой веб-сайта, посвященного визиту Святейшего Отца. И это уже было новым, как для меня, так и для украинского общества в целом. Потому что 10 лет назад Интернет не мог быть средством массовой коммуникации, которому бы доверяли. Многие настороженно относились к информации, которая там подавалась. Во-вторых, я получил совершенно новый журналистский опыт: это был переход меня, как светского журналиста, в клерикальную среду, которая по-своему относится как к методам представления информации, так и к оперативности и взвешенности в формулировке собственных мыслей. И многие вещи надо было заново осмысливать: изготовление информации требует терпения, а оперативность оказывается вовсе не является главным.


Уникален этот опыт еще и тем, что я увидел, как работает информация в религиозной среде, и от формы ее представления зависело очень много, ведь потом ее использовали различные СМИ, как украинские, так и зарубежные. И хотя пресс-службой в тот момент руководили владыки, отцы, и все же большинство ее работников были светскими. И для нас всех это действительно был неповторимый опыт.

Помню реакции иностранных журналистов на невиданное количество людей, которые собрались во Львове, прежде всего это были греко-католики. Количество верующих, которое мы подавали на веб-сайте, - около 1,5 миллиона, для многих было шокирующим. Однажды в пресс-центр пришел журналист российского НТВ, чтобы еще раз переспросить нас, мы случайно что-то не перепутали в цифрах. И только потом ему позвонил оператор с места происшествия, сказав, что похоже, людей собралось еще больше. Да, возможно для русских это был настоящий шок еще и потому, что тогдашний Патриарх всея Руси Алексий в то же время, совершая визит в Россиею, Украину и Белоруссиею, собирал вокруг себя, по сообщению российских СМИ, не более 10 тысяч верующих. Видим, что разница на самом деле колоссальная, но все журналисты имели возможность воочию убедиться, что никто не манипулировал информацией.

Еще один интересный момент, это впечатление журналистов, до визита Святейшего довольно скептически относились к УГКЦ, считая ее унизительно - униатской. Многие вообще считали, что весь этот ажиотаж вокруг Папы был информационно искусственным. Но в действительности все это было очень искренне, открыто, и самое главное - масштабно! После этого УГКЦ в глазах общественности перестала быть региональной Церковью, на уровне нескольких приходов. Богослужение во Львове стало явной иллюстрацией этого, и даже отрицанием старых общественных стереотипов.

И все же самым ярким моим воспоминанием это, несомненно, является сама фигура Папы. Работники пресс-службы имели возможность получить его благословение почти перед вылетом. Это было прощание. И помню, когда я, стоя в нескольких метрах от Иоанна Павла II, удивлялся насколько этот хилый, больной человек имел  мощную энергетику, силу Слова и Веры. Ведь на самом деле визуально казалось, что все те чудеса, которые творились в душах людей, стоявших на площадях Украины, мог осуществить только крепкий, сильный человек. А тут такое несовпадение - немощный телом, но такой сильный духом! Видите ли, такими были мои собственные переживания, возможно не совсем профессиональные, но я видел, что для многих журналистов это был первый настоящий опыт работы с таким типом информации. К тому же, это была возможность наблюдать как работают иностранные журналисты, из которых я бы выделил польских коллег. Они умели четко формулировать свои просьбы: знали что они хотят, как это должно выглядеть, и когда они ожидают ответа. Поэтому перенять опыт друг у друга - это очень полезная вещь.

- Помните ли вы реакцию украинских журналистов, ведь к тому времени ни религиозное, ни даже политическое мероприятие не вызывало такой интерес мировой общественности?

- Каждый журналист получал от нашей пресс-службы набор информации, документов, в которых подробно была расписана биография Папы, история Римско-и Греко-Католической Церкви в Украине, даже формы обращения к священнослужителям мы подавали. Это должно было значительно облегчить работу журналиста, даже если он до этого никогда с подобным не встречался. По моему мнению, информационная поддержка визита работала настолько слаженно, что каждый медиа-работник мог легко войти в контекст. А уже от него требовалось лишь умелое представление информации - правильное и неискаженное.

Интересным было то, что общая атмосфера доброжелательности, мира, которая постоянно сопровождала папу, передавалась и работникам СМИ, так как нигде не было видно превосходства или беспокойства. Надо подчеркнуть, что даже владыки с радостью сотрудничали со СМИ, поэтому мы имели возможность получать комментарии, иногда даже частные детальные толкования. Тогдашний вице-ректор ЛБА Джефри Вилз, руководивший созданием пресс-центра, в завершение сказал, что берясь за это дело, он чувствовал огромный страх, но он очень рад, что ни один из его страхов не осуществился. Эти его слова были для нас, украинских журналистов, лучшей оценкой нашей деятельности во время визита Иоанна Павла II.

- Вы осуществляли мониторинг украинских СМИ? Насколько профессионально журналисты прорабатывали ту информацию, которую они смогли получить от вас?

- Собственно, это не входило в наши обязанности и по окончании визита, как только мы подали последнюю информацию о прощании, работа пресс-службы завершилась. Возможно, этим занимались некие церковные организации, к сожалению, я не готов об этом говорить. Единственное, во время визита, из собственных профессиональных амбиций, мы пытались анализировать работу СМИ, принимавших у нас информацию и которые на наш источник ссылались, и здесь у нас не было ни одного замечания, где бы кто-то не так понял или исказил информацию.

- Имея собственный журналистский опыт, можете ли Вы сказать, как повлиял визит Папы на освещение религиозной тематики в украинских масс-медиа? Правда ли, что он смог больше привлечь наше внимание к этой проблеме в Украине?

- Визит Иоанна Павла II ввел религиозную тематику в широкий общественный контекст. Проводя определенные аналогии, вижу, что этот визит дал возможность журналистам оценивать религию и ее влияние на различные общественные процессы, которые раньше были менее заметными в украинской среде. Ибо с того времени как Греко-, так и Римско-Католическая Церковь в Украине, и даже сам Ватикан с его руководителями постоянно присутствуют в геополитическом пространстве Украины. Для первично христианской среды Украины визит Папы был действительно значительным событием, поэтому журналисты просто не могли этого не зафиксировать. Да, теперь религия перестала быть узкоспециализированной тематикой в ​​журналистской среде, а, говоря языком науки, приобрела междисциплинарный характер.

- Да, о религии последние десять лет украинские медиа пишут гораздо больше, но ошибки случаются тоже ... Можете выделить типичные?

- Проблема заключается в том, что в украинских  медиа нет так называемой тематической специализации в области религии. В отдельных газетах, по инерции от начала независимости Украины, были страницы, по которым закреплялись журналисты, которые отвечали за освещение вопросов религии. На сегодня в рамках любого информагентства, Интернет-издания, телевизионного канала, в частности в студиях новостей, на радиостанциях нет журналистов, которыей бы специализировались на теме религии. На мой взгляд, журналистское образование должно охватывать не только общие знания по теории журналистики, но и специализироваться тематически. Это может выглядеть как самообразование, или же подаваться как специальность на факультетах журналистики. В свое время, как дань моде на Болонский процесс, во Львовском национальном университете им. Ивана Франко в перечень спецкурсов по выбору студента вводился предмет религиозной журналистики, но, к сожалению, ни реальной часовой нагрузки, ни соответствующих специалистов, которые могли бы об этом читать лекции, там не было. На уровне учебного процесса или на уровне практики в региональных или общеукраинских СМИ, лишь в отдельных случаях религиозная тематика считается достаточной темой для серьезного освещения в СМИ.

Для меня примером серьезного отношения к религии является газета «Зеркало Недели», где Екатерина Щеткина профессионально, системно занимается анализом религиозной тематики не только в узко религиозном контексте, но как междисциплинарным вопросом, имеющим свое влияние как на культуру, так и на политику и экономику. Я бы еще отделил газету «День», когда еще была жива журналистка их редакции Клара Гудзик, изучавшая религию в контексте истории. Но это скорее исключения, поскольку обычно религия в украинских СМИ подается лишь после определенного информационного повода, или же в контексте каког-то  скандала, борьбы за храм, например. К сожалению, часто за эту такую ​​крайне важную тематику берутся люди, которые собственно не имеют достаточных знаний и подготовки.

- Знаю, что Вы начинаете магистерскую программу по журналистике в УКУ. По Вашему мнению, это будет реальный шанс для получения журналистами основательных знаний по вопросам религии?

- В рамках этой программы мы постараемся не делать отдельный акцент на создании одного профессионального курса «Религия и медиа», а попробуем подавать проблематику религии и ее отношение к различным сферам общественной жизни. Хотим, чтобы будущие журналисты понимали меру своей ответственности не только за освещение темы религии, но и ту морально-этическую составляющую, которую они своей деятельностью создают в обществе.

Программа создана так, что христианский контекст будет перекликаться в большинстве учебных курсов. Это позволит нам воспитывать новый тип журналиста, который бы понимал моральные основы профессии. Кроме того, конечно, студенты смогут выбрать курс, где их научат, как все таки освещать религию в медиа. Впервые в истории журналистского образования будет читаться курс «Церковь и социальные коммуникации», где будет исследоваться отношение Католической Церкви к средствам массовой коммуникации. Надеюсь, что эта программа будет полезной для журналистов, сможет изменить атмосферу не только в украинских СМИ, но и в религиозной среде в целом!

Беседовал Тарас Антошевский,

Львов, Апрель 2011

Перевод на русский язык "Католический Крым"

 

Источник: РИСУ