//

Бенедикт XVI и битва за истину

Бенедикт XVI является не только одним из величайших живущих интеллектуалов, но и одним их самых читаемых авторов в мире.

 

Однако, также и среди христиан, его речи редко читаются целостно и почти никогда не изучаются в достаточной степени. Иногда его учение соотносится, не признается и оспаривается.

 

 

Массимо Интровинье, социолог и историк религий с мировым именем, недавно опубликовал книгу: «Ты Петр. Бенедикт XVI против диктатуры релятивизма» (Сугарко, Милан 2011), цель которой обратить внимание на учение Бенедикт XVI.

 

 

На 320 страницах Интровинье объясняет учение Папы, начиная с энциклики "Spe Salve" 2007 до письма "Ubicumque et simper" 2010, которым учреждается Папский Совет по продвижению новой евангелизации.

Автор показывает, как Понтифик Бенедикт XVI ведет наступление против «диктатур релятивизма», чтобы расширить горизонты разума, вновь привлечь веру в сердце и открыть пространство для провозглашения истины.

 

 

«От Африки до Франции и Великобритании, от его римской епархии до Касабланки и встречи с участниками Всемирных дней молодежи в Австралии, - пишет Интровинье, - Бенедикт XVI предстает как первый хранитель не только веры, но и разума, которому угрожает релятивизм. Поэтому многие на него нападают. Поэтому верные католики должны сплотиться вокруг него и повторять ему слова Господа: «Ты Петр».

 

 

Массимо Интровинье является автором шестидесяти книг и более ста статей о новой религиозности, современном религиозном плюрализме и Папском учении, опубликованных в международных академических журналах.

 

 

Он также является основателем и директором CESNUR, Центра по изучению новых религий, член Комитета по Исламу в Италии Министерства Иностранных дел. Кроме того, недавно он был назначен представителем ОБСЕ (Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе) по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией христиан.

ZENIT взял у него интервью.

 

Почему Вы написали эту книгу?

Интровинье: Я являюсь национальным вице-директором Католического Альянса, ассоциации, специфической задачей которой является изучение и распространение социального учения Церкви. Об учение ведется много споров. Различают учения верное, неверное, догматическое, пастырское, обычное, необычное и каждый блоггер превращается в богослова, но, как сказал Папа в своем последнем интервью, дело в том, что многие говорят об учении, не прочитав его. Например, Папе продолжают задавать вопросы, в основном на тему толкования документов II Ватиканского Собора, на которые он уже неоднократно отвечал. Мы не хотим называть интриганами тех, кто задает эти вопросы, требуя на них ответы, которые Папа неоднократно давал, но у нас появляется предположение, что они просто не читают документы.

 

 

 

Вы указываете на проблему принятия учения клиром и верующими. В то время, как средства массовой информации и некоторые интеллектуалы критикуют Понтифика за абстрагирование, имеет место тот факт, что многие католики никогда не читают то, что Папа пишет или говорит. Даже тексты молитвы «Ангелус» или Аудиенций по средам. В общем, многие верующие, а также многие священники довольствуются чтением слов Папы, приводимых газетами. Что вы пишете по этому поводу в Вашей книге?

Интровинье: То, что проблема затрагивает нормальный порядок функционирования Церкви и что, возможно, решить эту проблему предстоит мирянам. Многочисленное духовенство слишком занято, чтобы делать что-то другое.

 



Другая проблема заключается в том, что не все священники цитируют Понтифика на проповедях или во время преподавания катехизиса. Это проблема незнания того, что Папа говорит и пишет, или это непонимание, или отсутствие привычки возвращаться к обычному учению?

Интровинье: На мой взгляд, здесь имеют место три проблемы. Существует «прогрессивное» меньшинство, которое сознательно отвергает Бенедикт XVI, считая его слишком консервативным. Другое меньшинство, называемое Папой «непримиримым», которое в мании отвергания II Ватиканского Собора, объявляет его неверным, привыкло считать непостижимыми ежедневные неверные высказывания Папы, забывая, что хороший верующий следует всему учению, а не только непогрешимому. И есть «болото», возможно преувеличенное, которое просто не читает учения, потому что их организация времени не позволяет им это делать.

 

 

 

И все-таки этот Понтифик один из самых читаемых авторов в мире. Его книги, содержательные и глубокие, печатаются и продаются на всей планете. Бенедикт XVI пользуется большим уважением и доверием среди священнослужителей и верующих других конфессий, среди атеистов и язычников. Как Вы объясняете этот феномен?

Интровинье: Я подчеркиваю: я встречаю многих страстных поклонников Бенедикта XVI, которые чаще всего являются мирянами, а не священниками. И также верно, что Папу увлеченно читают некатолики и неверующие. Он является одним из величайших живущих мыслителей, с которым должны сравниваться даже неверующие и, поверьте мне, от этого они получат интеллектуальное удовольствие.

 

 

 

Вы утверждаете, что одна из проблем кроется в частичном и ограниченном по времени прочтении учения Понтифика. И, напротив, в Вашей книге утверждается, что каждый текст должен прочитываться в свете предыдущих выступлений Бенедикта XVI и других Понтификов и в данном случае он станет критерием толкования последующих текстов. Не могли бы Вы прокомментировать Вашу точку зрения по этому вопросу?

Интровинье: У меня нет личной точки зрения по этому вопросу, и я ограничусь тем, что процитирую точку зрения Папы, которую он многократно комментировал, например, в "Caritas in veritate". Здесь, говоря о "Populorum progressio" слуги Божиего Павла VI, Папа отмечает, что, чтобы не сводить эту энциклику просто к «собранию социологических данных», которые сегодня никого не интересовали бы, она должна читаться в свете всего предыдущего социального учения, которое предполагает быть истолкованным в свете последующего учения, которое его разъясняет и объясняет. Это означает живую традицию и действительно для всех документов учения.

 

 

 

Считается, что Папа Бенедикт XVI нарушил экуменический диалог, потому что он слишком суров в возвещении. И, напротив, отношения с англиканами, лютеранами и православными никогда не были такими хорошими, как сейчас. Как Вы объясняете этот феномен?

Интровинье: После окончания Недели молитвы о единстве христиан Папа сказал две истины об экуменизме. Первая - это то, что, особенно в отношениях с протестантами, имеется состояние кризиса, но оно вызвано не теологическими причинами, а тем фактом, что больше общины протестантов уступили духу мира в таких вопросах, как аборты и гомосексуальные браки, о которых нельзя молчать, ради мнимого, спокойного, экуменического образа жизни, их нужно постоянно разъяснять разумными аргументами, а не только аргументами веры. Вторая говорит о том, что не смотря на большие трудности, выбор II Ватиканского Собора в пользу экуменизма остается необратимым, обязательным и является частью главной сути папства Бенедикта XVI, потому что Церковь считает, что эти усилия, даже если иногда они кажутся бесполезными и невозможными, их пожелал сам Бог. Христиане некатолики понимают эту экуменическую, героическую и выстраданную задачу Папы и ценят ее больше, чем многие католики, которые, даже если заканчивают свои письма словами «Да здравствует Папа!», то затем они не знают, что является главной задачей всего его папства.

 

 

Источник: Agnuz