//

Беларусь: визовый "бан-лист" для ксендзов

Игра в розовый период во взаимоотношениях Римско-Католической Церкви и белорусского государства закончилась.

Белорусское законодательство, предусматривающее жесткое регулирование деятельности иностранных священнослужителей в нашей стране, значительно осложняет деятельность одной из крупнейших церковных организаций в Беларуси - Римско-Католической Церкви, из 428 священников которой 151 являются иностранными гражданами (в первую очередь, гражданами Польши). И тут дело не только в действующем Положении о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью, но также и в том, что решения о продлении виз и разрешений находится полностью в компетенции одного государственного органа - Уполномоченного по делам религий и национальностей, который может такие решения принимать совершенно произвольно, не руководствуясь нуждами и желаниями религиозной организации.

В Справке о религиозной ситуации и религиозных организациях в Республике Беларусь за 2011 год Уполномоченный с гордостью рапортует, что данным органом проводится работа по сокращению числа иностранных священнослужителей, которые приезжают в нашу страну: "За период 2006-2011 годов количество приглашенных из Польши ксендзов сократилось со 198 до 152, а польских монахинь - с 113 до 68". Несмотря на то, что международными правовыми нормами предусмотрена автономия религиозных организаций в определении того, какие кадры и в каком количестве им нужны, белорусский государство последовательно ограничивает это право.Необходимость в приглашении иностранных католических священников на служение в Беларуси продиктовано потребностями этой организации, которые пока не могут быть удовлетворены собственными человеческими ресурсами, поэтому государственная политика, направленная на искусственное уменьшение священников-иностранцев, достаточно болезненно сказывается на Римско-Католической Церкви в Беларуси.

После визита в Беларусь кардинала Тарчизио Бертоне, состоявшегося летом 2009 г., режим получения виз ксендзами польского гражданства был значительно облегчен по сравнению с предыдущими годами, когда под давление попадали активные монахини и священники, как например, Збигнев Григорцевич, который проходил служение в Борисове , а также и ряд священников, особенно Пинской и Гродненской архиепархией. Пик ограничений пришелся на 2008 - нач. 2009 гг. Однако упомянутый визит госсекретаря Ватикана, а позднее также и визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Ватикан и встреча с Папой Римским, положили новое начало взаимоотношениям между белорусским государством и Римско-Католической Церковью, одним из главных мотивов стал мотив сотрудничества, заключения конкордата между Республикой Беларусь и Ватиканом. Честно говоря, конкордат так и остался проектом, и не воплотился в конкретном документе. В течение же последнего, 2011 года, между двумя "Городами" вновь наметился разлад.

 

Во-первых, глава Римско-Католической Церкви неоднократно выступил со своим мнением - это и Обращение относительно социально-политической ситуации , и Заявление в связи с принятием Палатой представителей законопроекта о репродуктивных технологиях , и Призыв к введению моратория на смертную казнь . Во-вторых, ухудшение взаимоотношений с Еврепейским Союзом и, в частности и главным образом, Польшей. Белорусский государство в этом вопросе именно на католиков возлагала большие надежды (о чем прямым текстом неоднократно заявляли чиновники), но этим надеждам так и не суждено было сбыться. И вот, искушенный удар вновь пришелся в болезненное, но и достаточно банальное, место - визы для польских священников.

 

Еще в конце прошлого года "Радио Рация" сообщала, ссылаясь на слова Митрополита Минско-Могилевской архиепархии Римско-Католической Церкви в Беларуси, что двум ксендзам - в Пинской и Минской архиепархией - не были продолжены национальные визы, а некоторым другим гражданам Польши, которые несут священническое служение в Беларуси, разрешение на пребывание в стране было сокращено от одного года до трех месяцев.

 

И вот - очередная волна "визовой проблемы". Как завявил телеканалу Белсат уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко касательно продолжения виз четырем ксендзам, срок которых подходит к концу: "Насчет этих четырех ксендзов у нас есть некоторые сомнения. Мы можем продлить им визы еще на три месяца, но, не исключено, что мы вообще не будем их продолжать ". В качестве причины такого отказа, безусловно, называется забота о верующих, которые, будто, и выступают инициаторами в стиле белорусского" народ просит , не можем отказать ":" Верующие жалуются, что некоторые священники на протяжении нескольких лет пребывания в Беларуси ни разу во время мессы не пользовались белорусском или русском языках. Это проблема, ведь сегодня не каждый верующий обладает польским языком ". Как считает известный журналист и заместитель председателя независимого Союза поляков Беларуси Анджей Почобут в комментарии тому же телеканалу, причины надуманные, а настоящие мотивы политические: "Никакой проблемы со знанием белорусского или русского языка в ксендзов нет. Просто есть поселки, где живут преимущественно поляки, поэтому логично, что месса проводится по-польски. Это раздражает белорусские власти. Проблемы с выдачей виз для ксендзов предстают во время обострения отношений властей с национальными меньшинствами - поляками - и с Западом вообще. Лукашенко и его соратники таким образом пытаются хоть как-то зацепить Польшу, показать свое отношение к политике польских властей в отношении режима Лукашенко ".

 

В то время, как Европейский Союз расширил списки невъездных чиновников из Беларуси, последняя показывает, что у нее тоже есть возможности визового давления, пусть это касается и такой узкой категории лиц. Очевидно, что белорусский режим слишком понадеялся на Римско-Католическую Церковь и ее международный вес в политических делах. Безусловно, если бы Церковь мобилизовала все свои ресурсы на службу опальному политическому лидеру, то в таком случае можно было бы повлиять на процесс принятия политических решений на европейском уровне. Но этот самый лидер, пытаясь заслужить расположение строительством, визами и символическими реверансами, задешево захотел "купить" дружелюбие самой крупной религиозной организации в мире, при этом совершенно игнорируя те требования относительно организации общества и законодательства, которые отражает католическое социальное учение.Страны Европейского Союза могли бы похвастаться гораздо большим содействием Церкви, поэтому выбирая какую-то сторону в белорусско-европейском конфликте, вряд руководство РКЦ склониться в сторону Президента Беларуси. Возможно, именно поэтому белорусский режим предоставляет католикам предупредительный сигнал, хотя, скорее, просто возвращается к своему обычному стилю управления религиозной сферой. Игра в розовый помадково-сладкий период во взаимоотношениях закончилась, к ним вновь вернулся горький привкус.

Василевич Наталья
"ЦАРКВА", 07 марта 2012 г.
Источник: www.portal-credo.ru