//

Архиепископ Алоизий Степинац, мученик трех режимов

Обращаясь к хорватским паломникам, которые приезжают в Ватикан, Папа Бенедикт XVI неоднократно призывал их бережно хранить память о своих мучениках, в числе которых – блаженный Степинац, пожертвовавший своей жизнью 50 лет назад во свидетельство веры.


Кардинал Алоизий Степинац, архиепископ Загребский во время Второй Мировой войны, при режиме Тито был приговорен к принудительным работам якобы за сотрудничество с пронацистским движением усташей Анте Павелича, но истинная причина осуждения была иной: он отказался встать во главе национальной хорватской Церкви, отделившейся от общения с Римской кафедрой.


В проповеди, произнесенной по случаю беатификации (3 октября 1998 года), Иоанн Павел II напомнил, что «блаженный Алоизий Степинац не пролил кровь в узком смысле слова. Его смерть наступила в результате длительных страданий. Последние 15 лет его жизни проходили в обстановке постоянных словесных и физических агрессий, но он мужественно и открыто свидетельствовал Евангелие и единство Церкви собственной жизнью».


Исторические документы свидетельствуют о том, что он спас жизнь большому числу евреев и сербов. К сожалению, некоторые высказывания Степинаца часто вырывают из контекста, полностью искажая их смысл. Тем не менее, именно блаженному Алоизию принадлежат слова: «Каждый человек, независимо от того, к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые у него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть». И еще: «Роль и задача христиан – спасать людей. Когда эти гнусные и дикие времена пройдут, те, кто пришел в нашу Церковь по вере, останутся. Остальные же вернутся в свои Церкви, когда опасность минует».


Блаженный кардинал Алоизий Степинац родился в Брезариче Загребской епархии (Австро-Венгерская империя) 8 мая 1898 года. После получения начального образования учился в лицее при Загребской семинарии, но после получения аттестата был послан на итальянский фронт и взят в плен в 1918-м. В 1919 году, вернувшись в Хорватию, поступил на аграрный факультет университета, но в 1924 году вернулся к подготовке к священству. Алоизий Степинац учился в Риме, где в 1930 году был рукоположен во священники. В 1931 году уехал в Хорватию, где с января 1929 года правил король Сербский Александр. Ситуация в Хорватии была тяжелейшая, поскольку власти стремились любой ценой искоренить католичество в пользу православия – государственной религии. При отсутствии какого-либо конкордата с Ватиканом, католики считались гражданами второго сорта и не пользовались теми же правами, что православные.


Отец Степинац работал в Курии и стал первым директором епархиального отделения «Каритас». В 1934 году Папа Пий XI назначил молодого Степинаца – ему было всего 36 лет – епископом-помощником архиепископа Загребского монс. Бауэра. В 1937 году он сменил его на епископской кафедре и вскоре возглавил Югославскую епископскую конференцию. В 1941 году Хорватия получила независимость в результате нацистской политики под режимом Анте Павелича, который, по примеру Гитлера и Муссолини, начал преследовать меньшинства (евреев, цыган, сербов и диссидентов). Сербы на территории Хорватии оказались в противоположной ситуации по сравнению с прежним режимом. Архиепископ Алоизий Степинац сразу же встал на защиту гонимых, запретив всякий процесс против православных, а также запретив их перекрещивание в случае перехода в католичество. Архиепископ Загребский обратился с письмом к Павеличу, уговаривая его не трогать невиновных сербов, а в письме от 20 ноября 1941 года призвал к «полному уваажению личности, независимо от возраста, пола, религии, национальности и расы».


Позиция в защиту меньшинств, о которой он заявил публично, вызвала отрицательную реакцию немцев. Один из представителей режима прокомментировал: «Если бы епископ в Германии произносил такие речи, он бы не сошел живым с кафедры». Павелич отправил в Ватикан делегата, чтобы потребовать снятия архиепископа с должности. По завершении Второй Мировой войны произошел новый переворот: 8 мая 1945 года в Загреб вступили партизаны Тито, которые начали систематическую войну против религии, арестовывая и приговаривая к смертной казни проитивников коммунистического режима. 17 мая 1945 года был арестован и Степинац, однако 3 июня Тито его освободил с определенной целью: он потребовал у архиепископа отделиться от Церкви и учредить национальную хорватскую Церковь.


Алоизий Степинац решительно отказался, что спровоцировало новые вспышки преследований. 22 сентября того же года архиепископ Степинац опубликовал письмо хорватского епископата, в котором обличалась несправедливость гонений на Церковь. Правительство отреагировало усилением гонений, а в сентябре 1946 года Степинац был арестован, и около месяца длился процесс на основе ложных свидетельств и клеветы.


Архиепископ был приговорен к 16 годам принудительных работ за отказ создавать национальную Церковь. В октябре 1946 года Степинаца поместили в одиночную камеру, где он пробыл до 1951 года, а потом поместили под домашний арест в Крашиче. 12 января 1953 года Папа Пий XII возвел Степинаца в сан кардинала, публично выступив с осуждением режима, запретившего архиепископу присутствовать на церемонии. В результате Тито прекратил все отношения со Святейшим Престолом. В 1953 году Степинац тяжело заболел, в том числе полицитемией, но с мужеством и терпением переносил многочисленные боли и невзгоды. Архиепископ скончался 10 февраля 1960 года, молясь о своих преследователях. После смерти полиция приказала уничтожить все органы покойного, чтобы воспрепятствовать всяческому почитанию его смертных останков верующими. Со дня похорон Алоизия Степинаца 13 февраля 1960 года не прекращались паломничества в кафедральный собор Загреба к его гробнице. Его молитвенному ходатайству приписывают множество чудес и исцелений. Процесс беатификации Алоизия Степинаца начался в Риме в 1981 году и завершился торжественной церемонией, проведенной в Загребе Папой Иоанном Павлом II 3 октября 1998 года.


Приводим отрывок из письма кардинала Алоизия Степинаца, датированного 26 марта 1958 года и адресованного епископу Скопье монс. Цекаде.


«Ты спрашиваешь, может ли сделать что-нибудь епископат для моего освобождения в связи с 60-м днем рождения. Отвечаю тебе кратко. По моему скромному мнению, уже слишком поздно. (…)


Когда врачи попросили властей отправить меня на море, в ответ мне сказали подать заявку. «Никогда!» -- таким был мой ответ. Лучше умереть здесь, чем создать впечатление, что Церковь идет на уступки, причем всего-то из-за здоровья убогого епископа. И не сомневайся, что эта весть разойдется быстро, чтобы ввести народ в соблазн, в заблуждение. Тот, с кем поступили крайне несправедливо, теперь, по их мнению, должен просить о милости, чтобы показать их правоту, а не Церкви, когда она поднимает свой голос против их неправды (…). … Очень прошу тебя – будь тверд в уповании о будущем нашей Церкви. Даже если я здесь умру, отдам охотно мою жизнь за Бога и за Католическую Церковь. Молю Бога каждый день сподобить меня сто раз умереть, нежели заставить народ усомниться из-за имоего малейшего проявления слабости. Бог никогда не может быть побежден».

 

Источник: Радио Ватикан